Когда понятен только предметный мир
Одному ребенку легче воспринимать
объяснение на слух, другой способен понять
условие задачи только если вчитается в него, то
есть увидит написанным.
Называют их соответственно аудистами и
визуалистами.
Но есть и такие, кому контакт с миром помогают
наладить лишь тактильные ощущения, – это
кинестетики.
Если повторение не помогает учению
Представляете, какое впечатление производит
маленький кинестетик на учителей? Устного
объяснения он не понимает, задание, записанное на
доске, ставит его в тупик. Он не может запомнить
ни простенький стишок, ни таблицу умножения.
Соображает невероятно медленно, поэтому
наглядные пособия тоже не особенно помогают ему
продвинуться к цели. Когда его просят написать
десять предложений на одно и то же правило,
девять он напишет верно, а в десятом непременно
сделает ошибку, опровергая тем самым поговорку
“Повторение – мать учения”. И вдруг в чем-то
проявляет себя блестяще – например, оригинально
рисует, мастерит из бумаги забавные поделки,
легко понимает соотношение объемов
стереометрических тел.
Или такая приятная неожиданность: приносит
учительница своим третьеклассникам мешочек с
предметами, которые надо соотнести с русскими
народными сказками, – тарелку, кувшин, яблоко,
блюдце, пирожки, короб, три ложки, одна другой
меньше.
Внезапно в передовики при выполнении этого
задания вырывается молчаливый мальчик, который
за все время учебы в школе не смог пересказать ни
одного сюжета. Быстро и без единой ошибки он
устанавливает взаимно однозначное соответствие
между сказками и предметами. Выходит, тексты он
представляет хорошо. Точно соединяет в
ассоциативную пару тарелку и кувшин, а на вопрос:
“Почему кувшин вместе с тарелкой, а не с
блюдцем?” – резонно замечает, что по блюдечку
должно кататься золотое яблочко, а по тарелке
лиса размазывала кашу.
С предметным миром мальчик справляется успешно,
а вопросов в учебнике он не понимает. В общем,
приходится радоваться каждому успеху, потому что
достучаться до такого ученика непросто.
Намаявшись, педагоги заводят речь об
индивидуальном обучении или даже
специализированном заведении. Действительно,
ведь и того не понимает, и этого не может. Так,
отдельные проблески, переменчивый успех. У Ольги
Константиновны, принесшей третьеклассникам
мешочек с предметами, наверное, тоже опустились
бы руки, не будь у ее подруги ребенка с ярчайшими
проявлениями кинестезии.
Это молчание совсем не золото
У
Александры Швец двое взрослых детей. Близнецы
нередко появляются на свет слабыми, но эта пара
поначалу и вовсе была между жизнью и смертью.
Когда мама, папа и бабушка вытащили младенцев из
угрожающего состояния, врачи признали: детей
спасли не столько лекарства и процедуры, сколько
уход, “мамотерапия”, как они выразились.
Двое маленьких детей – уже проблема. Слабые
близнецы требовали жесточайшей организации
жизни и материнского героизма. Ежедневный массаж
(одному расслабляющий, другому тонизирующий),
закаливание, занятия на мини-стадионе. Во время
облучения ультрафиолетовой лампой Александра
Михайловна завязывала детям глаза, а чтобы они не
снимали повязки, рассказывала сказки, занимала
играми на развитие осязания.
Давала, например, потрогать часть предмета, чтобы
определить, что это такое. И хотя развивались
близнецы по-разному, не обратить внимания на то,
что девочке упражнения на осязание удаются
лучше, было невозможно.
Время шло. Мальчик начал говорить, девочка
молчала. Сначала казалось – какие-то просчеты,
ничего, научим, компенсируем! Потом стало
страшно. Выхода никакого, и подсказать некому.
Александра Михайловна принялась массажировать
дочери кисти рук, придумывать игры на развитие
пальцев. Когда близнецам исполнилось 1 год и 9
месяцев, их начали обучать игре на скрипке и
виолончели, чтобы задействовать активные точки,
отвечающие за речь.
Постепенно девочка заговорила, но в ее речи
присутствовали в основном прилагательные и
наречия – тепло, мягко, шершаво, гладко.
Происходящее оценивалось с такой точки зрения,
которая и в голову никому не приходила. Однако за
интеллект девочки не опасались: во-первых, она
была неформальным лидером близнецовой пары, а
во-вторых, несмотря на замкнутость и
молчаливость, довольно рано начала
высказываться относительно устройства мира. В
три года, сидя на подоконнике и глядя на улицу,
изрекла:
– Все люди одни.
– Не поняла, – сказала мама.
– Что тут непонятного? – удивился мальчик,
обычно бравший на себя функции “переводчика”. –
Вон идет тетя в красном пальто, другой такой на
свете нет, и она это знает.
Во всем, что надо было делать руками, девочка
обгоняла брата: отлично рисовала, хорошо владела
музыкальными инструментами, в два года уже
пользовалась ножом и вилкой. Но… молча, без
комментариев. Никогда не говорила она о том, что
чувствовала. Если сын мог броситься к маме со
словами: “Какой цветок! Давай нарисуем!”, дочь
просто приступала к делу – без слов и эмоций.
Какого цвета зима?
Когда
четырехлетние близнецы пошли в детский сад,
навалились новые трудности. С ровесниками
девочка не играла, зато к ней липли малыши и
животные. С ними она ворковала, почти “гулила”,
пугая мать младенческой манерой общения.
В детском саду регулярно случаются утренники, и к
ним положено учить стихи. У мальчика с этим
проблем не возникало, у девочки ничего не
получалось. Раз дочка плохо воспринимает
информацию на слух, значит, одних слов мало,
поняла Александра Михайловна. Попробовали
зафиксировать стихотворение на бумаге. И
получилось! Сначала рисовали четверостишие,
потом – каждую строчку. Чуть ни до пиктограмм
доходили, но “переведенные” в приемлемый для
девочки язык стихи прочно оседали в памяти.
Стало очевидно: девочке легче всего
взаимодействовать с миром посредством осязания,
а всякий другой язык общения она отвергает. Что ж,
решила мама, будем переводить в речь все, что
можно почувствовать рукой. И придумала несколько
новых игр под общим названием “опиши, что это”. В
тряпичный мешочек складываются маленькие
куколки, машинки, зайчики, мячики. Засунули туда
руку, выбрали игрушку, описали – перевели
тактильные ощущения в слова.
На лист бумаги приклеиваются кусочки шелка,
металла, наждачной и бархатной бумаги, прядка
кукольных волос. Задача – провести рукой и
назвать материалы. Девочка проделывала это с
невероятной скоростью. Что легко удавалось ей, не
дано было брату, и наоборот.
Жизнь ставила новые проблемы. “Какого цвета
зима?” – спрашивали девочку на уроке
английского. В ответ молчание. Оценка – “два”.
“Ну почему ты не можешь сказать, какого цвета
зима? – расстраивалась мама. – Это ведь про цвет
снега вопрос”. “А разве зима всего одного
цвета?” – удивлялась девочка.
Как пробиться к сознанию ребенка, у которого нет
привычных нам логических связей? При том, что он
воспринимает реальность не так, как все, но не
желает рассказывать о своем мироощущении?
Придуманные игры давали понять: лучше всего
налаживать контакт через прикосновение.
В детском саду начали осваивать буквы. Если они
“не проходили через руку”, то запоминались с
большим трудом. Пришлось буквы выпилить. Глаза
завязывались, буквы выкладывались на
специальный пюпитр: так, не то, не то, вот эта,
опять не то… М, А, М, А, вместе – “мама”. Повязку
сняли, увидели, как это выглядит.
Были и шершавые буквы, рамки и вкладыши
Монтессори, когда поезд из рамок медленно ехал и
надо было успеть выхватить вкладыш и поставить
его на место. Буквы лепили, рисовали кисточкой на
стене. Потом из пластилина создавались целые
города и обсуждалось, что в них и зачем.
Когда надо было учить английские стихи,
Александра Михайловна попробовала положить их
на ритм и закрепить прикосновением к руке.
Девочка садилась на качели домашнего стадиона,
раскачивалась и начинала учить:
One potato (хлоп! – по маминой руке).
Two potatoes (еще раз).
Three potatoes (и опять).
Four.
Рука и ритм – стихи запоминались с трех раз.
А впереди была школа. Всю таблицу умножения
разложили на составляющие, девочка
“превратилась” в ходячий компьютер. На локте
левой руки “помещалось” 5х7, а у запястья – 5х8. На
одной щеке – 3х3, на другой – 3х4. Мама “нажала”
невидимую кнопочку – девочка голосом робота
сказала ответ. Логика, связанная с тактильным
ощущением. Так до сих пор на коленке и “висит”
7х8.
* * *
Пока близнецы росли, у Александры Михайловны
сложилась целая система работы с кинестетиками.
Позже, преподавая в школе музыку, она не раз
встречала детей, у которых основной способ
общения с миром был таким же, как у ее дочери, и
смогла помочь им.
“Все великие программы воспитания построены не
на том, как дать знания, а на том, как исходя из
психофизиологии человека привести его в мир, –
убеждена Александра Михайловна. – Когда подход
найден, ребенок расцветает и с теми данными,
которые у него есть. Поэтому нельзя ломать его
язык общения с миром, надо только добавлять и
развивать другие языки”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|