Елена Литвяк, Елена Хилтунен
Оказывается, самостоятельность
начинается с умения не торопиться
Обрести его одинаково важно и для
ученика, и для учителя. Но как часто нам хочется,
чтобы все получилось побыстрее...
Жизнь не вовремя
Замечали,
наверное, – когда идешь незнакомой дорогой,
тратишь времени гораздо больше. Потому что
постоянно оглядываешься по сторонам. Вот и
ребенок, для которого все дороги новые, движется
медленно. Это не признак его отсталости, это
признак глубины его желания как можно более
внимательно осмотреться в новых
обстоятельствах, чтобы быть абсолютно уверенным
в правильности своих действий. Мальчик медленно
шнурует ботинки, потому что он только еще учится
это делать и для него важно повторять каждый раз
процесс во всех подробностях. А мама торопит:
“Давай быстрее, опаздываем!” И готова сама
завязать ему шнурки. Ботинки или непослушные
пуговицы на курточке – это еще что. Настоящий
пробный камень терпения взрослых – тридцать три
буквы русского алфавита. Только небольшое
количество детей, да и то на очень короткий
промежуток времени, добровольно согласятся
осваивать грамоту лишь через книжки и тетрадки.
Это привлекательно, пока необычно. Такое учение
быстро становится частью повседневной жизни, и
интерес пропадает, а необходимость освоения
навыков остается. Начинается непонимание, а
следом и отставание. Папа выходит из себя, видя
пустые глаза сына, которому он уже в десятый раз
объясняет правило. Глаза наполняются слезами.
Папа уходит из комнаты, хлопнув дверью.
А долго ли ждать, чтобы он самостоятельно
научился тому или этому? Если долго, то придется
проявить терпение, которого у нас, взрослых,
маловато. А если недолго, то почему мы стремимся
сделать все сами, вместо того чтобы понаблюдать
со стороны? Вот, например, в школьной раздевалке:
первоклассник начал ботинки шнуровать, а не
умеет, надулся от напряжения, пыхтит, видно, что
хочет сам дело до конца довести. Но тут сразу и
бабушка, и учительница к нему кидаются: “Долго
тебя еще ждать?!” – и готово, завязали мальчишке
шнурки. А он сразу и забыл, что до семи лет дорос, а
такому пустяку, как завязывать шнурки, до сих пор
не научился. “Потом научусь, раз уж они уже
завязаны!” – и на улицу за другими ребятами
побежал. Бабушка с учительницей тоже довольны
собой – помогли ребенку.
В двадцатых годах нашего столетия Лев Семенович
Выготский теоретически объяснил процесс
спонтанного формирования понятий у человека. Он
видел движение ребенка от зоны актуального к
зоне ближайшего развития как путь от наглядной
ситуации к абстрагированию. И писал, что зона
ближайшего развития характеризует разницу между
тем, на что ребенок способен самостоятельно, и
тем, на что он становится способен с помощью
учителя. Это значит, что в любой момент жизни
ребенок что-то уже может делать сам и на эту,
отвоеванную им, территорию взрослому лучше не
вторгаться, а в чем-то ему еще нужна помощь. Но в
том-то и дело, что помощи этой надо знать меру.
Альвин Апраушев, который много лет вел
исследовательскую работу со слепоглухонемыми
детьми, называет это совместно-разделенной
дозированной деятельностью. Вот именно
дозированной, ведь нам, взрослым, очень трудно
бывает вовремя остановиться.
Разумеется, когда мы были маленькими, это самое
терпение у нас тоже никто не воспитывал. Правда, в
очень старые времена в крестьянских семьях это
еще было: до тех пор, пока отец себе в тарелку
картошку не возьмет, все сидят по лавкам и
терпеливо ждут, никто не смеет за ложку взяться. И
так по три раза в день. Чем не воспитание
терпения?
Но теперь этого нет.
Труд терпения
Если ребенок не делает чего-то вовремя, не
осваивает какой-нибудь навык в положенный срок,
редкий взрослый согласится терпеливо ждать.
Более того, часто родители, да и многие учителя,
как-то забывают, что ребенок совершенно
по-другому живет в потоке времени. У него почти
еще нет памяти о прошлом и весьма туманные
представления о будущем, что уж говорить о
каких-то там целях, весьма неясных, про которые
все время твердят взрослые. В том виде, в каком
оно присуще взрослым, чувство времени возникает
годам к девяти. Зато с самого рождения у ребенка
есть огромное желание освоить премудрости
взрослого мира как можно лучше и желательно
самому. Это трудно, получается не сразу, но если
поддерживать и не ограничивать жесткими
временными рамками, ребенок обязательно всему
научится в свой срок. Может быть, взрослым надо
запастись терпением и иногда просто подождать?
Но труд настоящего терпения – тяжелый труд, он
требует не пассивного ожидания, а неустанного
поиска ходов, которые помогали бы ребенку в
движении саморазвития. Если отказаться от
ежедневных бессмысленных баталий, изматывающих
и взрослого, и ребенка, надо что-то придумать
взамен. Например, создать вокруг ребенка такую
среду, которая без всяких слов побуждала бы к
учению.
В педагогической культуре есть (и немало!)
системы обучения, при которых и учебная среда, и
атмосфера занятий способствуют воспитанию
терпения, самостоятельности, а в конечном итоге
– человеческого достоинства. Это системы,
основанные на педагогике саморазвития. Там
обычно отсутствует классно-урочная система, и
дети работают по индивидуальным программам. В
классной комнате в шкафах и на полках собрано
множество книг, дидактических и лабораторных
материалов. Причем каждого – по одному
экземпляру. Нельзя мешать другим, а потому часто
приходится ждать необходимую книгу или коробку с
карточками. То есть условия занятий таковы, что
без всяких специальных бесед о нравственности и
других воспитательных приемов человек
становится терпеливым и деликатным, начинает
уважать работу других.
Без букваря
…Учебный год уже почти заканчивался, а она все не
умела читать. Тянула слова по складам, как
ученики графа Толстого: тэ-у – ту, че-а – ча. Ту-ча.
Туча собиралась над ее головенкой. Папа ужасно
сердился, но мама почему-то уверенно говорила
ему: “Давай еще подождем, совсем скоро все
произойдет…”
Юльке повезло. Мама отдала девочку в такую школу,
где не было ежедневного последовательного
продвижения в изучении школьных предметов. Зато
учителями было создано особенное учебное
пространство, наполненное множеством вещей и
приспособлений, с помощью которых ребенок
самостоятельно или с незначительной помощью
учителя решал свои проблемы с освоением грамоты
или счета. Дети не сидели целыми днями за
букварем, а читать умели, не писали в прописях
палочки, а слова выводили ровно и очень рано
начинали сочинять собственные оригинальные
тексты. Но главное – предмет занятий они
выбирали сами. Для того чтобы было из чего
выбирать, учителя очень внимательно наблюдали за
детскими интересами и расставляли по полочкам
вещицы и книжки, придумывали занятия для
учеников, совмещая собственные педагогические
устремления с детскими интересами.
“У меня получится!”
Юлька очень хотела научиться читать, но за
книгами ей скоро стало скучно: слишком
монотонная работа – складывать слоги и читать
страницу за страницей. Ей бы что-нибудь
необычное, чудесное! И учительница подвела ее к
полке, где стоял ящичек со специальными буквами,
вырезанными из шершавой бумаги. Они восхитили
девочку: все надо делать наоборот – читать с
завязанными глазами, ощупывая очертания буквы
пальцами, а не следить по строчкам! Несколько
дней подряд она только этим и занималась,
сосредоточенная и довольная. Когда снова
вернулась к напечатанному тексту, дело пошло
гораздо быстрее, потому что, кроме зрительного
образа буквы, был еще и тот, что запомнили
пальчики.
Слоги давно уже были освоены, но целые слова она
читала с трудом. И тогда учительница показала ей
еще одну “волшебную” коробочку. В ней лежали
картонные карточки с тесемочками,
прикрепленными к их краям. На них было написано:
“стул”, “стол”, “шкаф”, “Катя” и множество
других слов. Читать по слогам не требовалось –
нужно было как бы “сфотографировать” все слово
целиком, ухватив его образ, и совместить табличку
со словом и предмет. Сработала учительская
интуиция – Юля, обожавшая рисовать, не могла не
увлечься этой игрой в образы слов. Так был сделан
еще один шаг.
Проходил месяц за месяцем, девочка осваивала
грамоту через самые разные педагогические
изобретения. Дело двигалось медленно, но и мама, и
учительница были уверены: еще чуть-чуть
подождать и…
Конечно, все произошло. В апреле, когда первый
класс был захвачен идеей написания коротких
докладов о животных, Юля тоже попросила включить
ее в число выступавших.
– Но ты же читать не умеешь! – сказал сосед по
парте.
– Я умею, умею, у меня получится!
Ее первый доклад состоял всего из нескольких
предложений, но весь класс замер – на их глазах
происходило чудо. Юля научилась читать! С этого
дня ее как прорвало – она с удовольствием читала,
простенькие детские книжки перестали ее
интересовать довольно быстро. За Драгунским
последовали Носов и греческие мифы. В десять лет
она попросила принести ей “Онегина”. Трудно
было поверить, что эта девочка научилась читать
позже всех в классе.
Она сделала это сама, когда пришло ее время.
Выходит, Юлина мама была права? В конце концов все
произойдет, только надо не объявлять ребенка
неспособным, а без устали создавать
благоприятную образовательную среду. И решиться
на труд терпения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|