Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/1999

Архив
Наталия ИШТРИКОВА

Суть национальной доктрины остается неуловимой:  кажется, она никому не нужна...

На очередном заседании Комитета по образованию и науке Государственной Думы обсуждался ход работы над Федеральной программой развития образования, а также Национальной образовательной доктриной.
В Думе полным ходом идет подготовка ФПРО к принятию во втором чтении. Вариант программы был разослан в регионы, и 46 из них откликнулись на предложение обсудить программу. Все эти регионы одобрили ФПРО и внесли 42 поправки. Так, Законодательное собрание Ростовской области дополнило пункт 3.1 программы важным абзацем о необходимости совершенствования организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья, нормализации учебной нагрузки, созданию адаптивных образовательных условий для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья и особенности развития. Парламент Северной Осетии – Алании предложил включить в число основных направлений развития разработку мер по целевой поддержке сельских учителей.
Почти все отклоненные поправки (их 20) дублируют текст ФПРО либо противоречат Закону “Об образовании”, и это свидетельствует, по-видимому, о том, что в регионах к обсуждению ФПРО отнеслись со слабым интересом и где-то ее вовсе прочли по диагонали.
Доктрина интереса в регионах не вызвала – об этом заявил Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию, науке и культуре Госдумы, рассказывая о заседании общественного совета, который недавно обсуждал процесс формирования доктрины.
Большинство членов совета все-таки высказались в поддержку доктрины, при этом дискуссии в основном шли вокруг стиля документа. Одни требовали сделать его более научным, другие хотят видеть доктрину, написанную красивым литературным языком.
Предложено более жестко увязать суть документа с моделью развития российского общества (хочется спросить у членов совета, представляют ли они себе четко эту модель). Дебаты вызвало само название “национальная”, и поступило предложение заменить его словом “отечественная” (видимо, членам совета пришла в голову мысль о многонациональности нашего общества). Говорили даже о том, что в доктрине слабо представлен ценностный аспект воспитания. Ну, тут уж и Олег Смолин заметил, что “вопросы воспитания и нравственности, к сожалению, труднее всего поддаются уложению в рамки закона”.
Итак, считают в Думе, нужно продолжить обсуждение доктрины, и лучше медленнее, да качественнее, тем более что сейчас, перед выборами, предложения по доктрине из регионов могут принять резкую политическую окраску.

А вот в Законе “Об образовании” появились конкретные поправки

Государственная Дума и Совет Федерации разработали ряд поправок в Федеральный закон “Об образовании”.
Поправки предполагается внести в статьи 16, 39, 41, 43.
Согласно изменениям в ст.16, поступающего учиться в образовательное учреждение или его законных представителей (родителей) необходимо будет знакомить не только с уставом учреждения, но и с лицензией на право ведения образовательной деятельности, а также со свидетельством о государственной аккредитации.
Кроме того, предполагается предоставить льготы при поступлении в государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования гражданам в возрасте до 20 лет, имеющим только одного родителя, который является инвалидом 1 или 2 группы.
Вузам дадут еще несколько возможностей зарабатывать.
Изменения в ст. 39, 41 и 43 так или иначе касаются финансирования образовательных учреждений. Согласно поправке в ст. 39 п.11 (второй абзац), средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, будут использоваться в том числе на оплату труда и материальную помощь, а также на развитие материально-технической базы образовательного учреждения.
Пункт 8 ст. 41 будет дополнен абзацем о расходовании в тех же целях и дополнительных финансовых средств, привлеченных образовательным учреждением, включая доход от использования закрепленных за образовательным учреждением объектов собственности. Отрадно заметить, что пункт 9 этой же статьи не исключается (суть его, напомним, в том, что привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения финансирования учреждения за счет учредителя).
Изменение, вносимое в статью 43 п.5, гласит, что доходом от использования закрепленных за учреждением объектов собственности не придется больше делиться с собственником учреждения, так как доход в полном объеме будет направляться на обеспечение и развитие образовательного процесса. В том числе на оплату труда, материальную помощь и развитие материально-технической базы.
И, наконец, предлагается отменить 25-процентную квоту на прием платных студентов по специальностям в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления. Прием на договорной основе студентов по этим специальностям будет разрешен только при условии, если число принятых на бесплатной основе не снижается по сравнению с предыдущим годом и не меньше числа принимаемых на договорной основе.
Все перечисленные поправки согласованы с Министерством общего и профессионального образования, а также с правительством, поэтому Государственная Дума собирается принять их в кратчайшие сроки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru