Суть национальной доктрины
остается неуловимой: кажется, она никому не
нужна...
На очередном заседании Комитета
по образованию и науке Государственной Думы
обсуждался ход работы над Федеральной
программой развития образования, а также
Национальной образовательной доктриной.
В Думе полным ходом идет подготовка ФПРО к
принятию во втором чтении. Вариант программы был
разослан в регионы, и 46 из них откликнулись на
предложение обсудить программу. Все эти регионы
одобрили ФПРО и внесли 42 поправки. Так,
Законодательное собрание Ростовской области
дополнило пункт 3.1 программы важным абзацем о
необходимости совершенствования организации
учебного процесса в целях сохранения и
укрепления здоровья, нормализации учебной
нагрузки, созданию адаптивных образовательных
условий для лиц, имеющих ограниченные
возможности здоровья и особенности развития.
Парламент Северной Осетии – Алании предложил
включить в число основных направлений развития
разработку мер по целевой поддержке сельских
учителей.
Почти все отклоненные поправки (их 20) дублируют
текст ФПРО либо противоречат Закону “Об
образовании”, и это свидетельствует,
по-видимому, о том, что в регионах к обсуждению
ФПРО отнеслись со слабым интересом и где-то ее
вовсе прочли по диагонали.
Доктрина интереса в регионах не вызвала – об
этом заявил Олег Смолин, заместитель
председателя Комитета по образованию, науке и
культуре Госдумы, рассказывая о заседании
общественного совета, который недавно обсуждал
процесс формирования доктрины.
Большинство членов совета все-таки высказались в
поддержку доктрины, при этом дискуссии в
основном шли вокруг стиля документа. Одни
требовали сделать его более научным, другие
хотят видеть доктрину, написанную красивым
литературным языком.
Предложено более жестко увязать суть документа с
моделью развития российского общества (хочется
спросить у членов совета, представляют ли они
себе четко эту модель). Дебаты вызвало само
название “национальная”, и поступило
предложение заменить его словом
“отечественная” (видимо, членам совета пришла в
голову мысль о многонациональности нашего
общества). Говорили даже о том, что в доктрине
слабо представлен ценностный аспект воспитания.
Ну, тут уж и Олег Смолин заметил, что “вопросы
воспитания и нравственности, к сожалению,
труднее всего поддаются уложению в рамки
закона”.
Итак, считают в Думе, нужно продолжить обсуждение
доктрины, и лучше медленнее, да качественнее, тем
более что сейчас, перед выборами, предложения по
доктрине из регионов могут принять резкую
политическую окраску.
А вот в Законе “Об образовании”
появились конкретные поправки
Государственная Дума и Совет Федерации
разработали ряд поправок в Федеральный закон
“Об образовании”.
Поправки предполагается внести в статьи 16, 39, 41, 43.
Согласно изменениям в ст.16, поступающего учиться
в образовательное учреждение или его законных
представителей (родителей) необходимо будет
знакомить не только с уставом учреждения, но и с
лицензией на право ведения образовательной
деятельности, а также со свидетельством о
государственной аккредитации.
Кроме того, предполагается предоставить льготы
при поступлении в государственные и
муниципальные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального
образования гражданам в возрасте до 20 лет,
имеющим только одного родителя, который является
инвалидом 1 или 2 группы.
Вузам дадут еще несколько возможностей
зарабатывать.
Изменения в ст. 39, 41 и 43 так или иначе касаются
финансирования образовательных учреждений.
Согласно поправке в ст. 39 п.11 (второй абзац),
средства, полученные образовательным
учреждением в качестве арендной платы, будут
использоваться в том числе на оплату труда и
материальную помощь, а также на развитие
материально-технической базы образовательного
учреждения.
Пункт 8 ст. 41 будет дополнен абзацем о
расходовании в тех же целях и дополнительных
финансовых средств, привлеченных
образовательным учреждением, включая доход от
использования закрепленных за образовательным
учреждением объектов собственности. Отрадно
заметить, что пункт 9 этой же статьи не
исключается (суть его, напомним, в том, что
привлечение дополнительных средств не влечет за
собой снижения финансирования учреждения за
счет учредителя).
Изменение, вносимое в статью 43 п.5, гласит, что
доходом от использования закрепленных за
учреждением объектов собственности не придется
больше делиться с собственником учреждения, так
как доход в полном объеме будет направляться на
обеспечение и развитие образовательного
процесса. В том числе на оплату труда,
материальную помощь и развитие материально-технической
базы.
И, наконец, предлагается отменить 25-процентную
квоту на прием платных студентов по
специальностям в области юриспруденции,
экономики, менеджмента, государственного и
муниципального управления. Прием на договорной
основе студентов по этим специальностям будет
разрешен только при условии, если число принятых
на бесплатной основе не снижается по сравнению с
предыдущим годом и не меньше числа принимаемых
на договорной основе.
Все перечисленные поправки согласованы с
Министерством общего и профессионального
образования, а также с правительством, поэтому
Государственная Дума собирается принять их в
кратчайшие сроки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|