Государственный чиновник не начальник, а
тот, кто живет на деньги налогоплательщиков
Именно исходя из этого и нужно
выстраивать отношения
между школой и властью
На моем редакционном столе лежат, казалось бы,
самые главные сегодня документы об образовании:
Федеральная программа развития, Национальная
доктрина, проекты разных положений, а еще
методические рекомендации об инспектировании
общеобразовательных учреждений, и еще, и еще...
И от всех этих важных материалов веет такой
скукой, такой безысходностью... Хорошо еще, что
все это прямо к учителю не попадает, а то бы
меньше стало сил для работы.
И читать это приходится, пересиливая себя, и
писать об этом приходится только для того, чтобы
читатели знали, что происходит.
А вот придет иногда письмо, в котором вроде бы о
том же – об образовательной политике, об
очередных задачах образовательной власти,
написано пусть не очень складно и гладко, зато
чувствуешь: если эти очередные задачи не решить,
то жить дальше невозможно.
Меня недавно один директор школы, москвич,
спросил по телефону: «Ты не знаешь, почему все
начальники так бьются за исполнение своих
распоряжений? Как вернешься с совещания
директоров, на котором тебя распекают, и пугают, и
ползарплаты с тебя снимают за нарушения, так
подумаешь: за что же такое наказание? Что ими
движет? Страх потерять свое место? Кому оно нужно,
кто на него претендует?»
Главный вопрос: что движет человеком, который
чего-то добивается? Беда чиновника в том, что его
мотивы скрыты от людей.
Непонятно, что им движет.
Но вот в газету пришло письмо учительницы
математики из Алтайского края. Учительница эта –
лидер районного профсоюза. Письмо – не жалоба, не
ругань, оно начиналось так: «Хочу с вами
поговорить».
Буду цитировать письмо вперемежку со своим
ответом.
Любовь Богатюк пишет: «Недавно вышла статья
“Школа должна учить своих попечителей...”, и я
хочу поговорить с Вами по поводу вопросов,
которые меня затронули.
Вы пишете, что попечительский совет может стать
посредником в сложных отношениях школы и власти.
Тем посредником, которым не стал профсоюз,
депутаты и т.д. Вы правы, профсоюз не стал таким
посредником. Начиная работать в профсоюзе, я
поставила перед собой цель: объединить учителей
для защиты своих прав, чтобы на равных
разговаривать с административной и
образовательной властью. Но власть такой
профсоюз не устраивает, и нам приходится
завоевывать эти позиции с большим боем. Были и
забастовки, и митинги, и затяжные переговоры
(коллективные договоры, соглашения).
И все это вызывает самую негативную реакцию:
пытаются дискредитировать меня как лидера
(приемы, принятые партаппаратчиками, думаю, вам
известны), многие директора организованно вышли
из профсоюза и хотят вывести учителей. Ну а наши
учителя в большинстве своем верят, что если
придут изменения, то только сверху, в свои силы не
верят. И что печально, у многих даже отсутствует
профессиональный интерес к тому, что происходит
со школой – и конкретной, и вообще».
Что с этим делать?
Самая сложная педагогическая ситуация из всех
возможных. Мы как бы говорим учителю: не верящий в
себя, разочаровавшийся, почти упавший духом
учитель – воспитай ученика!
Неизвестно, насколько ученик усвоит программу по
предмету, но это отчаяние, неверие в себя скорее
всего ученик усвоит крепко.
Что же дальше? Автор письма, казалось бы, должен
видеть выход в том, чтобы передать школу на
государственный уровень. Но все не так:
«В нашем районе, начиная с 1994 года, дважды
отдавали школы в ведение муниципалитетов и
дважды забирали. А сейчас вновь поговаривают, что
придется школу отдавать. Уж очень комитету по
образованию не хочется отдавать власть (и деньги,
конечно) – ведь, пожалуй, только этим они и живут.
Когда происходили эти передачи-отдачи, я
выступала перед директорами и говорила с главой
администрации, к чему это ведет. Ведь жалко,
упущено время. За эти пять лет школы учились бы
выживать сами, накапливали опыт, процессы
самоопределения пошли бы гораздо быстрее, и
актуальность совета школы, попечительского
совета возникла бы раньше. Но, видно, всему свое
время. Я считаю, что, пока школа не станет
по-настоящему самостоятельной, учитель, директор
не начнут распрямляться от этой задавленности.
Вы абсолютно правы – родители должны понять, что
государственный чиновник не начальник, а тот, кто
живет на деньги налогоплательщиков. Но прежде, я
думаю, это должны осознать учителя, а потом
объяснить родителям и своей собственной
активностью подвигнуть их на участие в делах
своей школы. И заработает совет школы, и будет
нарабатываться опыт общественного управления –
и не только школой, но и нашей жизнью.
Так что, думаю, дело в нас, учителях. Мне так
больно, что сделалось с нашим сельским учителем.
Заходя в начале года в учительскую, я вижу, какие
они уже уставшие, а ведь только начался учебный
год. Взаимодействуя с общественными
организациями, я вижу, что стремление к духовному
оздоровлению общества уже есть, и боюсь, что эти
процессы пойдут живительным потоком мимо школы,
так как при разговорах с учителями мне говорят:
“Накормите, дайте зарплату, а потом подходите с
идеями”.
Печально. Честно скажу, что активных
единомышленников у меня здесь мало. Но я пытаюсь
их найти. Меня не пускают на совещания директоров
или выделяют пять минут в самом конце. Не раз
выступала с идеей “круглого стола” по вопросам
образования в нашем районе. Но, видно, нашей
образовательной власти хватает указаний сверху,
а мнение общественности не столь важно.
Поэтому считаю: через “ПС” необходимо поднимать
роль школьного профсоюза не столько как
защитника профессиональных прав (такие
публикации есть, и очень хорошие), сколько
объединяющей силы, способной возродить в учителе
веру в себя, объединить на решение проблем
местного сообщества, помочь ему снова стать
духовно сильным, чтобы стали уважать учителя как
просветителя, а не как просто преподавателя. Я
верю в такой профсоюз, и он сможет достойно
выполнить свою роль в деле становления
гражданского общества.
С уважением
Любовь Богатюк»
Оказывается, из письма сельской учительницы
можно узнать гораздо больше, чем из важных бумаг,
снабженных высокими грифами.
Потому что в таком письме есть живая мысль и боль
за школу.
Впрочем, каждому свое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|