Солнце над вышкой
“Какую бы я хотел семью? Сына, конечно. Если
он когда-нибудь появится, я буду воспитывать его
как надо. Не так, как меня – шоколадки да
мармеладки, а строго. Потому что опасаюсь, как бы
не стал таким, как я. Больше всего этого не хочу”.
(Из школьного сочинения.)
Рассказывают, здесь, в колонии, свадьба была.
Невеста приезжала, нарядная. А как женой стала,
больше ее тут не видели. Сплетничают всякое: мол,
из-за квартиры замуж пошла, а как увидела жизнь
тюремную, испугалась: каким муж после вернется?
…Самое грустное – вечерние сумерки, когда после
ужина бредешь к своей койке в комнату, где
двадцать парней, таких же заторможенных, с
застывшими глазами. Хорошо, хоть не лезут с
расспросами… Но такая тоска!
Телек смотреть в чайной надоело. Не отдыхается
там, сплошные триллеры. В спортзале замотать себя
тренировками, чтобы не думать ни о чем, –
пробовал, скучно. Мышцы еще на воле накачал,
девчонкам нравилось. Где они? Письмо написать
некому. Вот маме одной. Каяться и каяться за все.
Ужас как жалко ее. И отца. Наверное, лучше, что он
умер, не увидел его позора. Все учил: Гайдар в
пятнадцать полком командовал…
Ну и что, он, Колька, тоже своими «бойцами»
заправлял. Ценили его за удаль воровскую. А потом
предали… Поймали с машиной краденой их – его
первого и продали.
Колька переворачивается на другой бок и задевает
табличку, прикрученную проволокой к спинке
кровати. Ночь светлая, можно все про себя
прочесть: и Ф.И.О, и за что, и сколько тут еще
«париться». Вся нынешняя биография. Стащить, что
ли, на память, когда выпустят?..
Федькина койка внизу пустая. Дурак он, Федька,
наглотался обрезков проволоки, думал, в больницу
попадет. А сам в ДИЗО пятые сутки, в одиночке с
парашей за семью замками. Смех. Далась ему эта
проволока! За нее и в колонию попал – натырил где-то
на заводе. Отсюда не сбежишь. Да куда и зачем
бежать?
Вот говорят, как ответишь себе на вопрос: «Зачем
живешь?» – так будто прозреешь. А правда, зачем?
Вчера в цехе Стас Хемингуэя цитировал: «Есть,
пить и спать с Катрин». У него, у Кольки, такое еще
в школе было. Ради этой своей Катрин из 8 «Б» он
первую кражу совершил: ремешок бритвой перерезал
и сумочку в метро стащил.
Может, у психолога спросить или у отца Александра,
а можно и у директора школы: зачем люди вообще
живут?..
В школу колонисты идут строем. Без учебников и
портфелей, уроков ведь на дом не задают. А 1
сентября и без цветов. Букеты в этот день
приносят в школу сами учителя, чтобы праздник был
по правилам. Расставляют в классах по вазам.
Тринадцать педагогов, тринадцать классов. Учатся
все, у кого нет аттестата, а им редко кто может
похвастать. Вот и выходит, что школа здесь –
главное заведение.
Хотя ее директор Олег Максимович Длугач так не
считает:
– Все воспитывает. Если парней не лечить, не
кормить, не водить в баню, никакой педагогикой не
обойдешься. А дисциплина? Когда я сюда из обычной
школы пришел, решил в личные дела учеников
заглянуть. Волосы дыбом. Работать не мог.
Ненависть, жалость – все смешалось. Такие
трагедии! Мы их арифметике обучаем, географии, а
они уже такую школу прошли…
Тут же спохватывается, открывает журнал и про
балльно-воспитательную систему поощрений
рассказывает, как она осужденным юношам помогает
и в школе успехов добиться, и во всех других
жизненных случаях, вплоть до досрочного
освобождения.
Листаем фотоальбомы, читаем письма. Вернее,
пытаемся, потому что в кабинет постоянно
врываются педагоги и воспитатели. Что происходит?
Олег Максимович смеется: «Я главный ключник».
Эту красную увесистую сумочку я сразу на нем
приметила. Удивилась еще: директор школы, а как
панк какой-то таскает кошелек на груди. Потом
решила: может, нашел и просто надел на себя. У нас
в школе завуч была: найдет звездочку
октябрятскую или значок комсомольский, на себя
нацепит, а потом раздает тем, у кого нет.
В общем, директор эту сумочку распахнул, а там,
если пофантазировать применительно к ситуации,
ключи от царства губительной свободы. Сразу
вспомнился почему-то соседский мальчик Гриша с
длинным ключом на шее. С первого класса он сам
себе хозяин был. Арестовали его дома, после
Юлькиного звонка в милицию. Побежали с дружками
за бутылкой, а девчонку раздетую оставили,
шоколадку пообещали, если не продаст их за
групповую страсть…
Свобода от чего и для чего? В доме повешенного не
говорят о веревке. Но здесь эта тема – смысл
воспитания.
«Я не жалею, что сел в тюрьму сейчас, иначе бы
попался за очень тяжелое преступление. Не
понимал, что творю, а как остановиться? Так мне и
надо». (Из школьного сочинения.)
Солнце прячется за вышку. У второй смены в школе
последний урок.
– Повторим главные члены предложения. Начнем с
примеров, – учительница держит паузу. – Как вы
думаете, кто в семье главный?
–
Дети, кто же еще?!
– Нет, мне кажется, родители главные, а дети –
второстепенные.
– Дети, дети главные!
Учительница не перебивает и не возражает. Молчит,
оглядывая возмущенный класс. И я понимаю: это не
урок русского языка, это урок любви. Жаль только,
нет здесь родителей.
…От Колпинской воспитательной колонии минут
пятнадцать пешком до трассы. Дорога чиста и
пустынна. Даже страшно одной шагать. Вдруг: эй,
посторонись! Мимо проносится юный велосипедист.
Мальчишка весело машет кепкой, радуясь легкому
движению и, наверное, той предстоящей встрече, к
которой мчат его два послушных колеса. Но он не
оттуда, где бетонные стены и колючая проволока.
Он из другого мира.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|