Приемные родители подобны небу
В маленьком поселении под Калугой
собрались люди, которые сами строят собственную
жизнь и принимают в нее судьбы чужих детей,
ставших своими
Первое, что мне тут понравилось, – нет
фанатов. Никто никуда не тащит. А живет в свое
удовольствие. Радуется полноте жизни. И то
главное, ради чего они собрались, получается не
натужно, а как бы между делом.
А что – главное?
По-моему, это история не столько о приемных
родителях, сколько об обыкновенных. В них
проблема. Если все могут быть родителями, откуда
тогда столько бездомных детей? Быть обыкновенным
отцом или матерью, казалось бы, проще простого, а
оказывается, трудно и непонятно, чего не хватает
– времени, денег, ума, души...
Идею Китежа Дмитрий Морозов высказал в начале
90-х. На радиостанции “Маяк”, где Морозов работал
комментатором-международником, посмотрели на
него как на сумасшедшего, но дело поддержали,
устроив марафон для сбора средств на
строительство поселения. Былинную общину –
семейный детский дом – назвали Китежем. На
призыв откликнулось несколько энтузиастов. В 1993
году, получив землю, они поселились в ста
километрах от Калуги.
Место было совершенно голое…
Посреди лесов и полей
Не
скажу, что теперь, шесть лет спустя, их поселение
воспринимается как нечто обыденное. Хотя почта в
Китеж поступает исправно, даже без упоминания
соседней деревни Чумазово. Среди лесов и полей
приезжий видит такую картину: с десяток срубов,
школа, церковь, ферма, пасека… Может быть, не
чудо-град, но и не обычная русская деревня с
поставленными в один ряд избами, так что с одного
конца не видишь другого. Китеж расходится
кругами, и каждый – часть целого.
Основатель поселения – кандидат исторических
наук, востоковед Дмитрий Морозов – счастливый
отец младенца Вячеслава. Когда я приехал в Китеж,
Морозов кормил его из соски. Между делом
рассказывал. Внешние признаки общины: совет,
бесплатная столовая и баня (“парнуха”
по-здешнему), отсутствие денег, прием в общину до
сорока лет, испытательный срок, дружелюбное, но
не панибратское отношение друг к другу, от мала
до велика на “ты” – напоминают кибуц ранней
стадии развития. Но лишь отчасти. У взрослых нет
денег, а у детей есть, местная валюта кияне
конвертируема в рубли. Действует аукцион, бар
(чтобы научиться держать себя в обществе),
магазин, где торгуют тортами собственного
приготовления. Дискотека и кино тоже платные.
Подростки, которые их проводят, расплачиваются
за аренду помещения. Существуют три банка. Один
обанкротился, дав прекрасный повод объяснить
детям, что такое “черный четверг”. В Китеже
хотят, чтобы ребята были подготовлены к
реальному миру.
Мир же, в котором живут китежане, отличается от
обычного лишь одним – они тут счастливы. Это
видишь по лицам, по свету, по голосам, атмосфере
такой любви и доверчивости, как будто над ними
купол, оберегающий от ненависти и злобы. Тут и
природа такая – непуганые птицы,
“краснокнижные” звери и растения, огромный
заросший парк, бывшее барское имение – место их
обитания.
Здешние края – вотчина князей Барятинских, один
из которых, генерал, говорят, пленил в прошлом
веке Шамиля и привез в Калугу. Морозов считает,
что это место – с Чечней на “историческом
острие”. От войны – не этой, а еще той, Великой
Отечественной, весь парк в глубоких, медленно
зарастающих воронках. Бывшие детдомовцы, когда
парк очищают, находят гранаты, мины. А так –
раздолье, буйство зарослей, на одного человека
целый мир. Природа лечит.
“Том Сойер идет”, – кивнул Морозов на некое
существо с натянутой на голову майкой и
вытянутыми вперед руками, идущее на ощупь по
тропинке. При нашем приближении существо, не
сбрасывая майки с глаз, издало радостный вопль.
“Полгода у нас Андрюша, – объяснил Морозов, – в
сравнении с ним вождь краснокожих – детский
лепет”.
“Вождь” последовал за Морозовым, а я вышел на
поле и познакомился с пятиклассником Мишей
Молчановым, который пас китежское стадо. Делал он
это по воскресеньям (одна из заповедей Китежа –
“добро не имеет выходных”). Миша сразу стал со
мной на “ты” и рассказал про характер коров:
белая – самая бодливая. Коровы паслись рядом с
“Химерой”, к которой мы еще вернемся, – это
летняя школа друзей Китежа, вундеркиндов из
колмогоровского интерната. После них остались
вычищенный пруд, длинный сбитый стол для занятий,
кострище и место для палатки. Черная, мохнатая, с
оранжевыми и белыми пятнами бабочка села на стол,
сложив крылья. Пастушонок Миша Молчанов потрогал
ее пальцами – вот чудо, она вздрагивала и не
улетала, а потом вдруг раскрылась.
Я не стал Мишу расспрашивать, откуда он.
Аист принес
Попадают
они сюда по-разному. Бывает, милиция привезет:
куда его, в колонию или к вам? А так сами ездят по
детдомам, высматривают. Лариса Аксеновских,
ответственная за подбор и оформление детей в
Китеж, говорит, что принять в семью сироту не так
просто. Вроде ребенок тебе понравился, а
документов нет или отец в тюрьме. Если ребенок
свободен от родителей, можно брать его в Китеж. Но
ребенок не свободен от своих родителей. Отец
вернется из тюрьмы и может забрать ребенка. Или
не заберет – попадет в тюрьму снова.
По каким признакам отбирают детей? У них есть
такое выражение: “взять на пробу”. Это значит:
когда ребенка в Китеж привозят, ему сразу не
говорят, что теперь он будет чей-то. Просто
приехал в гости, может погостить и вернуться. Но
если между взрослым и ребенком проскакивает
искра чувства, вот тогда говорят: “Хочешь жить с
нами?” “Без любви ничего не делается, – говорит
Лариса. – Любовь и доверие – вот что главное.
Чтобы у ребенка возникло чувство привязанности к
взрослому. Чтобы поверил, что его любят”.
А то, что он в приемной семье говорит через три
дня “мама” и “папа”, – это еще ничего не значит.
И в обыкновенной – не значит. У многих попавших
сюда детей были когда-то мама и папа, не
состоявшиеся как отец и мать. Ребенок приходит
сюда с недоверием к себе и миру. У каждого
исковерканная судьба, за каждым – мир ненависти.
Как вылечить?
Иван Гошов, психолог-волонтер (есть в Китеже
такая категория добровольцев), рассказывал про
игровую терапию. Есть такая большая кукла,
ребенок надевает ее на руки и на ноги, и
получается уже кто-то другой. И с ним можно
разговаривать, высказывать то, что тяжело
выговорить родителям, тем более неродным (“есть
опасность второго изгнания из рая”): на что
обижен? почему злой? Нужно, чтобы ребенок
выговорился.
Одна девочка, когда с ней занимались этой
терапией, рассказал психолог Иван, вот что
сделала. Мысленно положила на пол воспитателей
детдома, откуда была. Здесь, сказала, лежит Марья
Ивановна, тут – Виктор Петрович. Потом взяла
игрушечный меч и начала им ноги рубить. “Что ты
делаешь?” – спросил психолог. Она ответила: “Я
не хочу, чтобы они пришли и забрали нас”.
Так отсекается прошлое.
А лекция тут не срабатывает, объяснял мне
китежскую педагогику один из ее создателей,
Дмитрий Морозов. Если ребенка били в милиции по
почкам, то лекция не срабатывает. Ребенок просто
должен прожить год в атмосфере абсолютной любви.
Он должен оттаять...
Поэтому, чтобы стать приемным родителем, надо
пройти огонь, воду и медные трубы. Год
испытательного срока. Если за этот год человек
доказывает способность находиться в гармонии с
окружающими детьми и взрослыми (человека,
который не любит взрослых, в Китеж не возьмут) и
не выходить из себя из-за неправильного
поведения детей, тогда у кандидата есть шанс
остаться в общине. И он получает главную
привилегию – право брать приемных детей.
Словом, чистилище перед раем (одна из заповедей
Китежа: “Приемный родитель подобен небу, его
должно хватать на всех детей”).
Я побывал в семье Ларисы и Андрея Аксеновских.
Пока разговаривали, сидя за круглым столом, где
помещается двенадцать человек, в комнату то и
дело заглядывали дети, и каждый дарил маме
цветок. Вышел букет.
Когда Лариса сюда приехала, еще ничего не было,
стоял в лесу один дом, а она почувствовала – ее.
До этого, говорит, металась, пробовала то, это, но
покоя не было, а тут такое ощущение, что попала в
ячейку, ей предназначенную, нашла то, для чего
рождена. Ей предложили остаться. Через год она
взяла Танюшку.
Потом приехал Андрей, и когда стало ясно, что они
поженятся, Танюшка стала ревновать ужасно. А
перед самой свадьбой вдруг резкая перемена –
такая счастливая, как будто сама замуж выходит.
Сразу после свадьбы в ноябре взяли Женьку, ему
было четырнадцать, а в январе – Машу, ей было
семь. Женька к своему возрасту отучился полтора
класса, а Маша тоже очень сложная, у нее постоянно
были истерики, и больше года прошло, прежде чем
истерики стали стихать.
Потом взяли Наташу. В детдоме у нее было четверо
сестер и братьев, все с тяжелыми психическими
болезнями, а эта, рассказывает Лариса, – такая
девочка чудесная, единственное – не
выговаривала пять букв, но через два месяца все
наладилось.
Все дети удивительно похожи на Ларису. Девочки
такие же мягкие, женственные. Мы сидим за большим
круглым столом и рассматриваем семейные
фотографии. Свадебные, праздничные, среди
цветущего луга. Фотографии счастья.
Привыкнув к постоянному несчастью, мы забываем,
что бывает иначе. Что это возможно для
обыкновенных родителей и детей – жить, испытывая
радость сегодня, каждую минуту. Выйдя из дома
Ларисы, я увидел аиста. Он стоял в поле, потом
взмахнул крыльями и полетел. Скоро, наверное, еще
кого-нибудь принесет.
Школа для умственно усталых
Утром
детям дают выспаться. Потом все встают в круг:
“Мы – плывущие облака, растущая трава, мы –
часть всего, и все – часть нас…” (впрочем, эта
древневосточная зарядка, которую проводит
Морозов, больше для взрослых, дети предпочитают
просто бегать и прыгать). С девяти-десяти до часу
дня – уроки, потом час футбола, карате или танцы.
После обеда еще один урок и полтора часа
обслуживания Китежа (вода, дрова, ферма), потом –
живопись, резьба, куклы… После ужина что-то вроде
самоподготовки – с книгой или в форме ролевой
игры: в вечернее время не напрягают голову, но
переживают эмоционально. В девять – час общины:
игры со взрослыми, пение у свечи, стихи или
хороший фильм. В десять-одиннадцать – отбой (но
еще час разрешается не спать, если хорошая
книжка, маленьким читают взрослые).
Где во всем этом школа – сказать непросто. То
есть как помещение вот она – на полянке избушка с
вырезанными на фасаде буквами: школа. И в ней то,
что положено: счеты, глобус, кристаллическая
решетка, все вперемешку. Но традиционных проблем,
скажем семьи и школы, в Китеже нет, потому что тут
нет каких-то особых учителей – они все родители.
Конечно, приходя в школу и становясь учителями,
родители делают все что положено: задают на дом,
спрашивают, даже порой ставят двойки, но дети
относятся к этому спокойно, понимая, что дома за
это не подвесят за ноги. Когда взрослые не
надевают маску и не играют то в родителя, то в
учителя, а просто живут вместе с детьми, вечная
антитеза семьи и школы отсутствует. К тому же
часть уроков проходит в Китеже по домам, у разных
мам.
Директор школы Наташа Харламова занимается
перепиской с районо. Проверяющим оттуда все это
не очень нравится, но их тоже надо понять:
китежская школа не отвечает номенклатуре. Она
может трижды числиться государственной, а на
самом деле – общественно-домашняя. Почему
родители решили стать учителями? Потому,
объясняли мне, что для них главное то, чего
казенный учитель дать не может. Я вспомнил
отчаянные письма матерей к министру народного
просвещения в начале века. И проекты –
“материнский элемент в программе школы.
Объяснительная записка: литургия как откровение,
опыт образного эмоционального преподавания,
домашнее освоение языков, живая речь, развитие
души”. Как это все дать без родителей? Поэтому и
знания тут ценятся лишь такие, которые пропущены
через сердце. И атмосфера совсем другая. И
педагогика, ее принципы: учителя принимают
учеников такими, какие они есть, основа
взаимоотношений – интеллигентность и взаимное
доверие, сотрудничество во всем, включая
создание школы.
Это я уже цитирую методический материал под
названием “Жизнь и удивительные приключения
Химеры в Китеже”. В качестве приложения к нему
идет курс для студентов педвуза с такими,
например, темами: “Эдем (рай) – первая школа
человечества”, “Смысл воспитания – обеспечить
связь добра и свободы”.
Все это здешняя педагогика и образ жизни.
“Химера”, возникшая еще в комсомольские времена
летняя школа МГУ, обитает в Китеже вот уже шестой
год. В результате калужские леса и болота
заселяются преподавателями и студентами разных
московских вузов, учениками знаменитого
колмогоровского интерната, “умненькими
ботаниками”, как называет руководитель
“Химеры” Вячеслав Загорский юных лауреатов
олимпиад из российской провинции. Про уровень
интеллектуальной среды, в которую погружаются
китежские воспитанники, говорить нет
необходимости. Эту школу дети назвали “для
умственно усталых”, и день пребывания в ней идет
за три.
Основной метод, используемый в условиях дикой
природы, песен у костра, стройотрядовских дел, в
которых в Китеже недостатка нет, – взаимное
обучение. Подтверждается, что студенты и
школьники – лучшие преподаватели, чем доценты.
Да чисто психологически: одно дело, говорит
Загорский, дядя с бородой втолковывает, что
ученье – свет, и совсем другое, если почти
ровесник с юношеским пижонством рассуждает,
почему при подъеме бревна на сруб блок выгоднее
рычага.
Задачки в “Химере – Китеже” решают
реалистичные, одна запомнилась. Дано: мешок,
который дети приволокли с заброшенного
деревенского склада, – определить по химическим
реакциям, что там?
Что там за кот в мешке, именуемом жизнь, школа,
педагогика… Что их в действительности
интересует, умных и глупых, легких и трудных
(трудных, может быть, потому, говорят в “Химере”,
что много знают и этим раздражают учителя? Или
вместо учебы любят работать топором, замечают в
Китеже, а мы не даем им строить). По данным
проведенного здесь опроса, помимо пиротехники и
сексологии (ну, это понятно), их привлекает, что
понятно меньше, философия науки и история
древнего мира и, что уж совсем неожиданно и
непонятно, – как устроена современная Россия.
А как она устроена, кто это знает и может
объяснить?
Центр Барятинского района
Про Китеж теперь знают не только в районе, но и в
области, я добирался на перекладных с другого
конца, и попутчики указывали дорогу. Община, но не
монастырь, Китеж открыт для нормальных людей,
которых называют друзьями. Они разные –
вундеркинды Загорского и сотрудники Шалвы
Амонашвили, бизнесмены и психологи, фотографы и
политики, но всем им зачем-то нужен Китеж и они
ему.
Предпринимателя Владимира Бухардинова за
живописную внешность дети прозвали Карабасом
Барабасом. На самом деле Бухардинов – добрый
гений китежского хозяйства. Володя говорит про
себя, что он – старый конь, все испробовавший,
потерявший веру в страну и нашедший ее здесь. По
словам исполнительного директора “Китеж-агро”,
тут есть все необходимое для успеха: триста
гектаров земли, заманчивая программа и… уже
установленные огромные ангары для картошки,
видимые, наверное, из космоса.
Дурные люди по определению в Китеж не
притягиваются, объект не тот. Можно даже
предположить, что друзья Китежа – это лучшие
представители окружающего его мира.
Протаптывающие дорожки сюда и обратно, чтобы,
оказавшись в миру, дети обретали лучшее, а не
худшее в нем. И не только в миру – вообще в мире.
Психолог Лайза из Великобритании, побывав в
Китеже, нашла в разных странах пожилых людей,
желающих иметь племянников и внучат. Теперь у
Наташи Аксеновских есть крестная мать,
преподаватель колледжа из Англии, у Маши –
бабушка, архитектор из США, у Жени – дядюшка,
психолог из Шотландии. Почти во всех семьях у
детей появились родственники за границей, с
которыми общаются, переписываются по Интернету,
ездят друг к другу в гости, и, значит, дети Китежа
уже живут в открытом обществе.
Может быть, вообще Китеж – ключ к нему? Но это
высокая нота, а в километре отсюда есть деревня
Чумазово. Для нее-то что такое Китеж – мираж
среди калужских полей и лесов? А это как
посмотреть. Мне рассказали, что для нужд местной
стройки ищут крепких мужиков по деревням.
Человек десять местных мастеров, фермеров уже
работают в китежском хозяйстве. Попадая сюда, не
пьют, не сквернословят. Что для них Китеж среди
всеобщего раздрая и разброда – рабочее место? –
спрашивал я людей. “Надежда, – отвечали мне, –
что не надо никуда уезжать, тут жить можно”.
Пожалуйста, люди, не уезжайте, не умирайте. Вот
будет скоро храм Божий, единственный в Барятине,
– тоже для кого-то надежда. И летняя школа МГУ –
единственная надежда для учителей района. И
Китеж – для детей… И выходит, живут себе люди,
строятся понемногу, а получается чуть ли не центр
Барятинского района. Что же такое Китеж:
социальный эксперимент, педагогическое чудо,
панацея от бед?
Собрались люди, несущие ответственность за себя
и еще за кого-то, и строят жизнь, но не для кого-то,
а для себя, как понимают и как хотят, и,
оказывается, это возможно. Фантастика!
Оказывается, и всего-то нужно: не трогать людей,
не пытаться спасать, и они сами спасутся, и
накормят, и научат.
И последнее о Китеже, под занавес.
Тут есть традиция: под Новый год ставить
спектакль. В этом году была рок-опера на
английском языке “Иисус Христос – супер стар”.
Постановщик Марина Максимова прокрутила для
меня видеозапись, и я увидел бывших детдомовцев,
“дебилов”, изгоев, танцующих и поющих под
фонограмму Иисуса, и Иуду, и апостолов… Они, это
было видно даже по записи, здорово играли свои
роли, а иногда и несколько. Саша исполняла арию
Марии Магдалины и одновременно превращалась в
прокаженную. Кирилл, с детдомовской
неблагозвучной кличкой, полученной из-за того,
что плохо двигался, отплясывал с девочками
чарльстон царя Ирода, становился Иудой и
гениально вешался на перекладине. И все они
приставали к Иисусу: “Помоги, у меня нет ног!
Помоги, у меня нет глаз!” – протягивая руки,
взывали по-английски бывшие дети-сироты. “Нет, я
не могу помочь всем, – отвечал семиклассник Егор
в роли Христа, – слишком вас много…”
Это были не дети на сцене – чудо какое-то.
Кто бы мог подумать, что библейский сюжет получит
такую интерпретацию. История оживает вновь,
потому что она о каждом из нас, в Китеже и за его
пределами. В конце тысячелетия в России создали
мир, где миллионы детей бездомные. Что же мы
построили? В заключение рок-оперы все
действующие лица выходят на сцену и говорят: мы
не ожидали, что с нами такое будет. Может быть,
начнем сначала?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|