Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/1999

Архив
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Как превратить архивы классных журналов в захватывающий роман?

Здесь вы найдете лишь несколько советов, но если попробуете им последовать, вас ждет лавина потрясающих открытий!

Вот ведь как бывает: учишься, ни о чем таком не догадываясь, а потом оказывается, что у твоей школы 150-летний юбилей. До чего же приятно узнать эту новость! А представьте, что переживает человек, когда узнает, например, что в его школе учились Марина Цветаева и Вера Холодная, что по этой же лестнице вбегал на второй этаж первоклассник Андрей Сахаров, а вон в той комнате находился Клуб интернациональной дружбы, где, наверное, и было прочитано послание знаменитого норвежца Нансена. Даже не верится, что эти события имеют отношение к одному учебному заведению. Между тем все они описаны в интереснейшей истории 110-й московской школы, которую составил директор школьного музея Николай Петрович Садкович.
А чтобы облегчить написание истории других школ, Николай Петрович подготовил для педагогов семинар с методическими рекомендациями, которые мы и записали с его слов.

Всякая история начинается с фактов, а ее написание – с их сбора. И тут сразу возникают два вопроса.
Что искать?
Иначе говоря, какие сведения представляют наибольшую ценность для истории школы? Безусловно, необходимо знать основные даты: появления школы, ее реорганизаций, переездов, переименований.
Как правило, в истории школ указывается адрес и фото зданий.
Ответственность за выбор событий для описания целиком лежит на авторе. Конечно, нет смысла перечислять все события. К примеру, ежегодный праздник окончания школы для ее истории – будничный случай, но выпускной бал накануне войны – неординарен.
И где искать?
К основным источникам интересующей нас информации относятся: школьная учебная и распорядительная документация, книжные, журнальные, газетные и иные публикации, воспоминания педагогов и выпускников.
Учебная и распорядительная документация может быть только в двух местах: в самой школе и ведомственном архиве.

Ключевые слова

Работники архивов и библиотек с готовностью окажут любую помощь, если видят, что вопросы им задает человек сведущий и эти сведения нужны для серьезного дела. В архиве нет каталогов, и поэтому успешность работы всецело зависит от правильности поставленных вопросов.
Перед посещением библиотеки тоже не мешает заранее подготовить вопросы, и в первую очередь список известных выпускников и педагогов. Например, свои воспоминания о 110-й школе публиковали Игорь Ильинский, Николай Тимофеев-Ресовский (о нем писал Гранин в повести “Зубр”).
Еще одна деталь, о которой трудно догадаться человеку неискушенному. Оказывается, хороший результат приносят поиски по ключевым словам: “отчет”, “адрес-календарь”, “юбилей”.
Особенно сложно найти сведения об открытии школы, реорганизациях, назначениях и переименованиях. Однако эту информацию можно получить и косвенным путем. Как правило, наиболее важные приказы и распоряжения неоднократно упоминаются в школьной переписке.
Опрос выпускников, пожалуй, самый простой способ получения информации. На первоначальном этапе опрашивать надо всех, фиксируя все точки зрения на происходившее. У Садковича был период, когда он, опрашивая выпускников 29-го года, буквально по телефонному звонку переходил из одной квартиры в другую. Ход разговора зависит от конкретной ситуации, но рефреном лучше всего взять триаду: что произошло? когда это было? и кто был при этом?

Все факты на одном листе

На первых порах, по мнению Николая Петровича, не важно, как именно будут представлены значимые события. Главное, чтобы ни одно из них не ускользнуло от внимания исследователя.
А чтобы не получилась свалка, все факты надо сразу же распределять по временной шкале. Это легко сделать с помощью компьютера. Но на экране монитора теряется масштабность исследуемого периода. Поэтому Садкович рекомендует записывать все события на отдельные карточки, а затем закреплять их на большом бумажном листе. При этом закреплять карточки следует так, чтобы их легко можно было поменять в случае каких-либо уточнений.
В итоге у нас получится длинная цепочка событий, протянувшаяся сверху донизу – от года основания школы до настоящего времени. И тогда с первого взгляда будет видно, какой исторический период отражен достаточно полно и где имеются пробелы.

Упрощаем задачу

Когда основные факты собраны, их надо систематизировать. Для этого создается классификатор. Его основа – хронологический перечень событий, в котором легко различить этапы развития школы. Понятно, что, когда, например, пансион становится классической гимназией, это существенное изменение, а смена хозяйки гимназии этапом не является.
Деление на этапы позволяет представить историю школы в виде отдельных относительно самостоятельных блоков или частей. Это упрощает нашу задачу, так как мы избавляемся от необходимости везде придерживаться строгой хронологической последовательности.

Вводим самоограничения

А вот теперь, когда позади большая подготовительная работа и накоплена масса материалов, самое время вспомнить о некоторых самоограничениях. Во-первых, не следует увлекаться описанием “прилегающих” тем. История школы не место для подробного описания города или улицы, на которой находится учебное заведение. Полная биография педагога, даже выдающегося, тоже должна излагаться отдельно. Вообще в тексте нежелательно упоминать более 100 человек.
В отличие от многих других исторических описаний история школы доходит до сегодняшних дней. Это значит, что в ней будут фигурировать ныне живущие учителя и выпускники. Говоря о них, надо учитывать, что люди остро, а иногда болезненно реагируют на упоминание в публикации знакомых фамилий.
Существует также юридическая сторона дела, с которой не мешало бы познакомиться, обратившись к соответствующим законам. В первую очередь к Закону об архивах, Закону об авторских правах и Закону о культуре.
История школы охватывает период, превышающий человеческую жизнь. Понятия и представления прежних лет сегодня уже трудно вообразить. Мы видим события иначе. И тут возникает опасность исказить прошлое, глядя на него с точки зрения современников. Поэтому по возможности следует избегать оценочных суждений.

И наконец!..

Тем, у кого уже зародилось желание отправиться в архивы и библиотеки, передадим еще одно напутствие Садковича. Начиная поиск сведений о 110-й школе, Николай Петрович не мог даже предположить, что ее история насчитывает не 90 лет, как было принято считать, а 150 и что за это время в ее состав вошли еще несколько школ. В их числе школа № 25, где учились Никита Михалков и Геннадий Хазанов, и знаменитая школа Ивана Кузьмича Новикова. Так что готовьтесь к открытиям!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru