Ярославская область
Валентина ГУСЕВА
Пять историй про директора
В каждой из них есть своя маленькая
деталь, в которой раскрывается все искусство
педагогики
Читатель не мог не запомнить имя этого
удивительного человека. Вспомните: “...взмахнет
быстро этим самым белым платочком, протрет
невидимое и смотрит, потом протянет нараспев
жестокосердный: чис-то-та!” (“ПС” № 86 от 6
сентября 1997 года. Статья Татьяны Щербаковой о
директоре московской гимназии № 1543 Юрии
Владимировиче Завельском).
О директорах пишется не так уж часто, а ведь Юрий
Владимирович прав, назвав работу директора
адской, требующей “эрудиции Аскадии, красоты
Афродиты, выносливости Геракла, бескорыстия
святой Клары и финансового гения Генри Форда”.
Вот так-то!
Поэтому, когда молодой учитель приходит в школу,
бывает очень важно, какое из этих лиц будет в
директоре преобладать. И я вдруг стала
вспоминать имена и судьбы директоров, с которыми
меня когда-либо столкнула школьная жизнь, стала
собирать воедино кусочки мозаики: события, факты,
смешные истории. А когда целое полотно сложилось
(ничего серьезного, так, пустяк), я вдруг увидела
человека, с которым всю жизнь хотела работать. Я
увидела директора своей мечты.
Про урок одного урока
Прошлой зимой случился в нашей школе семинар
директоров. Событие далеко не рядовое. За всю мою
школьную жизнь – второй случай. Первый –
четверть века назад, когда я, молодая и слишком в
себе уверенная, сочла за честь дать открытый урок
на семинаре директоров. Было даже приятно, что
столько умных и солидных людей пришли меня
посмотреть и послушать.
Прошли годы. Взгляд на профессию и на свое место в
ней очень здорово изменился, появились сомнения
и даже некая доля страха. Поэтому, широко
раскрывая двери класса для гостей, я,
естественно, не могла скрыть предательское
подрагивание пальцев.
Урок закончился. Каким он был – не мне судить.
Подошли после урока гости, чтобы сказать о своих
впечатлениях, ободрить (спасибо всем!). Но только
один сначала взял в свои теплые ладони мои
холодные руки, согрел их, дал мне возможность
успокоиться, а потом стал говорить об уроке.
Наверное, и слова были добрыми – каюсь, не помню.
А вот пожатие рук – словно подарок, мгновение,
каких и за всю жизнь не так уж много
припоминается: истинное участие – такая большая
редкость.
Вот этим, по-моему, отличается очень хороший
директор от просто директора.
Про сапоги и пыльный гербарий
Молодой паренек (студент-заочник) из средней
сельской школы пришел в другую сельскую школу,
правда, восьмилетку, пришел работать учителем.
Принес с собой вместо знаний огромное желание
стать учителем настоящим. Он попал в хорошую
школу, в которой царил свой особый порядок,
поощрялись инициатива и творчество, но и жестко
контролировалось все – от рабочих планов до
наличия на уроке “ненаглядных”, как шутили
учителя, пособий.
Паренек еще только проходил “курс молодого
бойца”, как директор решила наведаться к нему на
урок.
В этот день планировали (в случае солнечной
погоды) идти в колхоз убирать картошку, поэтому
молодой учитель предусмотрительно надел сапоги.
Урок прошел хорошо, директор даже отметила
некоторые его успехи. И только в конце добавила:
“Жаль, что гербарий был пыльный и учитель – в
сапогах”.
Вот и все. Мимолетная фраза. Прошло много лет.
Паренек сделал блестящую карьеру, о школе
вспоминает только по семейным обстоятельствам:
жена – учительница. Но урок, преподанный
директором, помнит до сих пор.
В его начальственном кабинете – ни пылинки, и в
любую погоду подчиненные видят его в начищенной
обуви.
Про плотника в парадном костюме
Очень солидная городская дама привезла свою дочь
на работу в сельскую школу. Было пасмурное
слякотное утро, и как-то не верилось, что двери
школы окажутся открытыми. Оказались. Более того,
со второго этажа доносился веселый перестук
молотков. Поднялись по широкой лестнице, увидели
бригаду ремонтников. На их вопрос один из рабочих
попросил спуститься и подождать внизу: директор
скоро будет.
Спустились. Подождали, но директор не заставил их
ждать долго. Очень скоро в дверях школы появился
элегантный мужчина средних лет с тщательно
зачесанными густыми волосами, в парадном костюме
и галстуке.
Мамаша как-то очень внимательно и недоверчиво
всматривалась в лицо директора, ей казалось, что
она уже видела это лицо, видела совсем недавно.
Но вскоре ее сомнения развеялись полностью,
директор очаровал ее речью, манерой общения, а
более всего тем, с какой любовью рассказывал о
своей школе. И она решила, что дочери с директором
повезло.
Она и по сей день не догадывается, что видела
директора среди плотников, ремонтировавших
школу. В рабочей кепке, сапогах, с молотком в
руках он не решился представиться горожанкам.
Выбрался на улицу через окно. Сбегал домой, благо
в деревне все рядышком, переоделся и предстал в
образе директора.
Шутка, а говорит о человеке много.
И про личную жизнь
Мы с ней работали под началом одного директора.
Хочу проверить свои ощущения, задаю ей вопрос:
что осталось в памяти? На этот простущий вопрос
она почему-то ответила не сразу. Улыбнулась, да
так и застыла с этой блаженной улыбкой, уносясь в
свою, теперь уже не очень близкую юность, а потом
вдруг заговорила горячо, взволнованно:
– Я страшной спорщицей была. Директор свое
доказывает, а я – свое. И так после каждого
посещенного урока. А к середине года она совсем
неожиданно заявила: “Вижу, что вы уже
состоявшийся учитель. Я не стану больше посещать
ваши уроки: будете работать на доверии”. Так и
работаю с тех пор, изо всех сил стараюсь, уж и
директор сменился, а я все боюсь то доверие не
оправдать.
Но это не самое главное, что хранит моя память о
первом директоре. Главное, она понимала, что мы
молодые, нас тянет домой, у нас где-то остались
любимые, без которых нам очень одиноко. Мы еще не
втянулись в работу, и неделя нам казалась
непомерно длинной.
Поэтому она всегда давала нам второй выходной в
субботу или в понедельник. Ворчали старики,
вернее, давно работающие учителя, но она умела их
убедить, будто и сама была уверена в том, что не
может хорошо учить детей человек несчастный. И
вот это понимание – самое главное.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|