Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/1999

Архив

Учитель на рынке образования

Продавец, рекламный агент или...

Когда мы опубликовали в газете размышления швейцарского профессора Филиппа Перрену о независимости и профессионализме учителя (№ 65, 67), никто в редакции и не предполагал, что эти вполне самостоятельные материалы, основанные к тому же на изучении европейского опыта, станут началом интересного разговора на наших страницах. Словно бы в ответ на реплику Филиппа Перрену о развитии рыночных отношений в сфере образования, о праве родителей и учеников на вмешательство в учебный процесс прислала в редакцию письмо питерская учительница Мария Амфилохиева. С чем-то в нем можно согласиться, с чем-то нет. Мы почувствовали: возникает диалог, в котором могли бы принять участие не только учителя. Поэтому решили опубликовать письмо и обсудить его на страницах газеты.
В диалоге, кроме автора письма, участвуют: Любовь Чуносова, учительница русского языка и литературы московской школы “Надежда”, Сергей Вощиков, секретарь Ассоциации Монтессори-педагогов России, и Татьяна Скидан, мама двух дочек – семи и одиннадцати лет.

Что выбирают родители?

Из письма Марии Амфилохиевой:
“Родители придирчиво присматриваются к школам и отдельным учителям, нередко обращаются к администрации с требованиями добавить или убрать какой-нибудь предмет, сменить учителя...
Неоднозначная тенденция. Как будто бы даже неплохо: если требуют, значит, надо полагать, знают, чего хотят...
И учитель оказывается в новом, непривычном для него положении. Он должен думать, как бы повыгоднее продать свой товар (знание), в какую яркую упаковку его облечь (методические приемы), как рекламировать себя, раскручивать... Короче говоря, сравнение напрашивается странное: этакий зазывала на распродаже, которому непременно надо “втюхать” залежавшийся товар бегущим мимо потенциальным покупателям...”

– Родители и правда чувствуют себя покупателями на рынке, – включается в разговор Любовь Николаевна Чуносова. – Иногда в их желаниях видны прихоть и неумение разобраться в сути вещей. Они пытаются выбрать образование для своего ребенка. Я учитель словесности и в последние годы сталкиваюсь с тем, что литературу они не выбирают, а хотят, чтобы детям преподавали математику, экономику, английский язык.
– Мамы, а особенно папы, часто хотят того, что пригодится их ребенку в современном обществе, – говорит Сергей Вощиков. – В этом смысле их требования справедливы. Как я понимаю, они требуют не отменить, а дополнить образование теми дисциплинами, с которыми дело обстоит сейчас хуже всего.
Но, к счастью, не все родители представляют хорошее образование как набор предметов. Для Татьяны Скидан образование – это прежде всего развитие ребенка, а не только получение им определенной информации.
– Я не хочу, чтобы мои девочки наполнили свои головы набором фактов и выдавали их учителю, когда надо. Важно, чтобы они научились размышлять над информацией, связывать факты в логическую цепочку. Разумеется, на этом пути у детей возникают трудности, и тут многое зависит от поддержки ребенка родителями и отношения к нему учителя. Хорошо, когда преподаватель помогает ребенку разными способами разобраться в том, чего он не понял.

Смотреть на ребенка, а не друг на друга

Из письма Марии Амфилохиевой:
“Что стали часто требовать от учителя? Чтобы он преподавал предмет ярко и увлекательно. Лучше в игре, чтобы необременительно детям было... На прилавках книжных магазинов появилось много яркой детской якобы учебной литературы. Загляденье, а не книжки! Сплошные картинки, в руках держать приятно. А начнешь читать – поражаешься скудости и небрежности информации. В этом облегчении знаний – гуманизм? Форма главенствует, подавляет содержание. Этого ли мы хотим по большому счету? А вдруг все школы действительно пойдут этим же путем?

– Мне кажется, проблема вовсе не в этом. Наверное, надо говорить не об облегчении преподавания, а о вдохновении учителя, – считает Татьяна. – Предмет становится для ребенка сложным или простым тогда, когда учитель начинает его преподавать. И тут все зависит от его умения учить, увлечения предметом, хотя это вовсе не значит, что учитель должен знать все-все-все о своей науке. Главное, чтобы он сам был ярким человеком, потому что дети воспринимают предмет через его личность. Учитель ежедневно воздействует на ребенка своими словами и поступками, и тот впитывает все как губка, в том числе и увлечение или неувлечение наукой.

Из письма Марии Амфилохиевой:
“Должен ли учитель ощущать себя обслуживающим персоналом – и только? Официантом, послушно подающим на стол то, что закажут? “

– Конечно же нет, – горячится Сергей Михайлович. – Насколько я знаю, хорошие родители способны скорректировать свое понимание образования, если учитель им объяснит, что входит в систему ценностей. По-настоящему проблема заключается не в необходимости “рекламировать товар”, а в элементарной непросвещенности родителей. Для того чтобы отец знал, что требовать для сына или дочки, ему о многом надо рассказать.
– Действительно, нельзя так думать: если отец не разбирается в педагогике, то и не надо ничего с ним обсуждать, – соглашается Любовь Николаевна.
– Поэтому просвещение родителей учитель в той или иной мере должен брать на себя или давать рекомендации тому, кто за это возьмется. Учитель не должен превращаться в слугу родителей, они становятся сотрудниками.
– Я тоже думаю, что сотрудничество учителей и родителей вполне возможно, – добавляет Татьяна. – Но оно возникает, только когда они смотрят не друг на друга, а на ребенка. И видят в нем человека, а не средство для реализации амбиций или единицу, которую надо чему-то научить.
А что если проблема обслуживания чьих-то интересов на самом деле возникает только тогда, когда у учителя нет собственного видения ребенка, когда главная задача для него лишь преподать предмет? Что если это от самого учителя зависит – быть или не быть образовательным официантом? Либо он сам формирует представления о том, кого воспитывать, либо ждет указаний.
– Теперь у государства нет достаточно четких идей, какой человек нужен ему на выходе, через десять лет, – говорит Сергей Михайлович. – Это раньше, когда в царской России затевались реформы, каждый раз государство четко давало понять, кто ему нужен, скажем, работник, купец, воин, ученый. Для этого существовали специальные образовательные программы. Сейчас у нас нет такого четкого заказа от государства. Поэтому без толку на него работать, хотя, безусловно, необходимо учитывать его требования.
Получается, что тогда у учителя действительно остаются лишь две реальные опоры в профессиональной деятельности – дети и их родители.
– Настоящие учителя вместе с настоящими родителями должны искать пути строительства будущего своих детей в условиях существующей системы, не нарушая законов.
Свое мнение Сергей Михайлович подтверждает ссылкой на систему семейного образования, существующего сейчас в России. Но это лишь один из вариантов влияния родителей на образовательную сферу, подходящий далеко не для всех. Чаще всего родители, сознательно воспитывающие ребенка, идут по другому пути – ищут хорошую школу, предварительно создав ее образ в своей голове. Именно так поступила и Татьяна Скидан.

“Когда я искала школу...”

Она с удовольствием рассказывает о собственном опыте построения образования дочек.
– Хорошо, что родители сейчас вполне реально могут выбрать школу. Для меня не было важно, чтобы школа имела какое-то особое направление, пусть девочки получат сначала общее образование, а потом выбирают, куда идти дальше. Но для меня было очень важно знать, какой коллектив детей и взрослых будет окружать их, какие у них будут возможности для социальных контактов. Ведь интеллектуально развитый человек – это только полчеловека, обязательно должно происходить развитие его духа и нравственных понятий.
Вот когда у меня это все сложилось, я выбрала по справочнику несколько школ в нашем районе. Отправлялась к школе как раз тогда, когда родители отводили детей на занятия, и разговаривала с ними. Обычно я успевала опросить трех-четырех мам, чтобы услышать разные мнения. После этого я шла к завучу, ходила на день открытых дверей. Чаще всего педагоги старались мне помочь, рассказывали о школе, пускали на уроки.
Когда я выбирала школу, мы с девочками договаривались, чтобы они поучились на новом месте пару недель, чтобы понять – подойдет школа или нет. А потом обязательно обсуждали это.

Чем не картинка самого настоящего всеобщего сотрудничества – детей, учителей и родителей, на котором только и можно построить подлинное образование? Может быть, сотрудничество, возможность выбора и способность к нему и есть те самые главные слова, которые снимут противоречия? Дети вместе с родителями выбирают, где учиться, учителя вместе с директором выбирают путь собственного педагогического развития и рассказывают об этом родителям. Сказочно, правда? Но почему бы и нет, сумела же мама найти для своих дочек такую школу.

Записала
Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru