Учитель на рынке образования
Продавец, рекламный агент или...
Когда мы опубликовали в
газете размышления швейцарского профессора
Филиппа Перрену о независимости и
профессионализме учителя (№ 65, 67), никто в
редакции и не предполагал, что эти вполне
самостоятельные материалы, основанные к тому же
на изучении европейского опыта, станут началом
интересного разговора на наших страницах. Словно
бы в ответ на реплику Филиппа Перрену о развитии
рыночных отношений в сфере образования, о праве
родителей и учеников на вмешательство в учебный
процесс прислала в редакцию письмо питерская
учительница Мария Амфилохиева. С чем-то в нем
можно согласиться, с чем-то нет. Мы почувствовали:
возникает диалог, в котором могли бы принять
участие не только учителя. Поэтому решили
опубликовать письмо и обсудить его на страницах
газеты.
В диалоге, кроме автора письма, участвуют: Любовь
Чуносова, учительница русского языка и
литературы московской школы “Надежда”, Сергей
Вощиков, секретарь Ассоциации Монтессори-педагогов
России, и Татьяна Скидан, мама двух дочек – семи и
одиннадцати лет.
Что выбирают родители?
Из
письма Марии Амфилохиевой:
“Родители придирчиво присматриваются к школам и
отдельным учителям, нередко обращаются к
администрации с требованиями добавить или
убрать какой-нибудь предмет, сменить учителя...
Неоднозначная тенденция. Как будто бы даже
неплохо: если требуют, значит, надо полагать,
знают, чего хотят...
И учитель оказывается в новом, непривычном для
него положении. Он должен думать, как бы
повыгоднее продать свой товар (знание), в какую
яркую упаковку его облечь (методические приемы),
как рекламировать себя, раскручивать... Короче
говоря, сравнение напрашивается странное: этакий
зазывала на распродаже, которому непременно надо
“втюхать” залежавшийся товар бегущим мимо
потенциальным покупателям...”
– Родители и правда чувствуют себя покупателями
на рынке, – включается в разговор Любовь
Николаевна Чуносова. – Иногда в их желаниях
видны прихоть и неумение разобраться в сути
вещей. Они пытаются выбрать образование для
своего ребенка. Я учитель словесности и в
последние годы сталкиваюсь с тем, что литературу
они не выбирают, а хотят, чтобы детям преподавали
математику, экономику, английский язык.
– Мамы, а особенно папы, часто хотят того, что
пригодится их ребенку в современном обществе, –
говорит Сергей Вощиков. – В этом смысле их
требования справедливы. Как я понимаю, они
требуют не отменить, а дополнить образование
теми дисциплинами, с которыми дело обстоит
сейчас хуже всего.
Но, к счастью, не все родители представляют
хорошее образование как набор предметов. Для
Татьяны Скидан образование – это прежде всего
развитие ребенка, а не только получение им
определенной информации.
– Я не хочу, чтобы мои девочки наполнили свои
головы набором фактов и выдавали их учителю,
когда надо. Важно, чтобы они научились размышлять
над информацией, связывать факты в логическую
цепочку. Разумеется, на этом пути у детей
возникают трудности, и тут многое зависит от
поддержки ребенка родителями и отношения к нему
учителя. Хорошо, когда преподаватель помогает
ребенку разными способами разобраться в том,
чего он не понял.
Смотреть на ребенка, а не друг на друга
Из
письма Марии Амфилохиевой:
“Что стали часто требовать от учителя? Чтобы он
преподавал предмет ярко и увлекательно. Лучше в
игре, чтобы необременительно детям было... На
прилавках книжных магазинов появилось много
яркой детской якобы учебной литературы.
Загляденье, а не книжки! Сплошные картинки, в
руках держать приятно. А начнешь читать –
поражаешься скудости и небрежности информации. В
этом облегчении знаний – гуманизм? Форма
главенствует, подавляет содержание. Этого ли мы
хотим по большому счету? А вдруг все школы
действительно пойдут этим же путем?
– Мне кажется, проблема вовсе не в этом. Наверное,
надо говорить не об облегчении преподавания, а о
вдохновении учителя, – считает Татьяна. –
Предмет становится для ребенка сложным или
простым тогда, когда учитель начинает его
преподавать. И тут все зависит от его умения
учить, увлечения предметом, хотя это вовсе не
значит, что учитель должен знать все-все-все о
своей науке. Главное, чтобы он сам был ярким
человеком, потому что дети воспринимают предмет
через его личность. Учитель ежедневно
воздействует на ребенка своими словами и
поступками, и тот впитывает все как губка, в том
числе и увлечение или неувлечение наукой.
Из письма Марии Амфилохиевой:
“Должен ли учитель ощущать себя обслуживающим
персоналом – и только? Официантом, послушно
подающим на стол то, что закажут? “
– Конечно же нет, – горячится Сергей Михайлович.
– Насколько я знаю, хорошие родители способны
скорректировать свое понимание образования,
если учитель им объяснит, что входит в систему
ценностей. По-настоящему проблема заключается не
в необходимости “рекламировать товар”, а в
элементарной непросвещенности родителей. Для
того чтобы отец знал, что требовать для сына или
дочки, ему о многом надо рассказать.
– Действительно, нельзя так думать: если отец не
разбирается в педагогике, то и не надо ничего с
ним обсуждать, – соглашается Любовь Николаевна.
– Поэтому просвещение родителей учитель в той
или иной мере должен брать на себя или давать
рекомендации тому, кто за это возьмется. Учитель
не должен превращаться в слугу родителей, они
становятся сотрудниками.
– Я тоже думаю, что сотрудничество учителей и
родителей вполне возможно, – добавляет Татьяна.
– Но оно возникает, только когда они смотрят не
друг на друга, а на ребенка. И видят в нем человека,
а не средство для реализации амбиций или единицу,
которую надо чему-то научить.
А что если проблема обслуживания чьих-то
интересов на самом деле возникает только тогда,
когда у учителя нет собственного видения ребенка,
когда главная задача для него лишь преподать
предмет? Что если это от самого учителя зависит –
быть или не быть образовательным официантом?
Либо он сам формирует представления о том, кого
воспитывать, либо ждет указаний.
– Теперь у государства нет достаточно четких
идей, какой человек нужен ему на выходе, через
десять лет, – говорит Сергей Михайлович. – Это
раньше, когда в царской России затевались
реформы, каждый раз государство четко давало
понять, кто ему нужен, скажем, работник, купец,
воин, ученый. Для этого существовали специальные
образовательные программы. Сейчас у нас нет
такого четкого заказа от государства. Поэтому
без толку на него работать, хотя, безусловно,
необходимо учитывать его требования.
Получается, что тогда у учителя действительно
остаются лишь две реальные опоры в
профессиональной деятельности – дети и их
родители.
– Настоящие учителя вместе с настоящими
родителями должны искать пути строительства
будущего своих детей в условиях существующей
системы, не нарушая законов.
Свое мнение Сергей Михайлович подтверждает
ссылкой на систему семейного образования,
существующего сейчас в России. Но это лишь один
из вариантов влияния родителей на
образовательную сферу, подходящий далеко не для
всех. Чаще всего родители, сознательно
воспитывающие ребенка, идут по другому пути –
ищут хорошую школу, предварительно создав ее
образ в своей голове. Именно так поступила и
Татьяна Скидан.
“Когда я искала школу...”
Она с удовольствием рассказывает о собственном
опыте построения образования дочек.
– Хорошо, что родители сейчас вполне реально
могут выбрать школу. Для меня не было важно, чтобы
школа имела какое-то особое направление, пусть
девочки получат сначала общее образование, а
потом выбирают, куда идти дальше. Но для меня было
очень важно знать, какой коллектив детей и
взрослых будет окружать их, какие у них будут
возможности для социальных контактов. Ведь
интеллектуально развитый человек – это только
полчеловека, обязательно должно происходить
развитие его духа и нравственных понятий.
Вот когда у меня это все сложилось, я выбрала по
справочнику несколько школ в нашем районе.
Отправлялась к школе как раз тогда, когда
родители отводили детей на занятия, и
разговаривала с ними. Обычно я успевала опросить
трех-четырех мам, чтобы услышать разные мнения.
После этого я шла к завучу, ходила на день
открытых дверей. Чаще всего педагоги старались
мне помочь, рассказывали о школе, пускали на
уроки.
Когда я выбирала школу, мы с девочками
договаривались, чтобы они поучились на новом
месте пару недель, чтобы понять – подойдет школа
или нет. А потом обязательно обсуждали это.
Чем не картинка самого настоящего всеобщего
сотрудничества – детей, учителей и родителей, на
котором только и можно построить подлинное
образование? Может быть, сотрудничество,
возможность выбора и способность к нему и есть те
самые главные слова, которые снимут противоречия?
Дети вместе с родителями выбирают, где учиться,
учителя вместе с директором выбирают путь
собственного педагогического развития и
рассказывают об этом родителям. Сказочно, правда?
Но почему бы и нет, сумела же мама найти для своих
дочек такую школу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|