Чем измерить развитие образования?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить
масштаб измерений: страна, регион или отдельная
школа
Сигнал почти не слышен
Нам в Москве кажется, что как только на горизонте
образовательной власти появится что-то новое,
это сразу же становится интересным всем учителям
страны и об этом необходимо немедленно написать
в газете или по крайней мере обозначить свое
отношение.
– Стало известно, что правительство собирается
переводить финансирование школы частично на
региональный уровень – поддерживаем?
– Разработали новый закон о соблюдении
конституционных прав в образовании, выпустили
письма об инспекции – вы слышали?
Мы слышали. В Москве. Никто, кроме
непосредственных участников событий, по этому
поводу не переживает.
– Дума приняла в первом чтении Федеральную
программу развития образования.
Что это значит?
Только то, что надо заполнить административный
вакуум документов, чтобы легче было выбивать
деньги на систему образования в правительстве и
из бюджета.
А школа живет своей почти изолированной от
образовательной власти жизнью, и любой сигнал
сверху воспринимается как угроза либо не
воспринимается вообще.
...Приморский край. Село Надеждино, средняя школа.
Большая районная школа – 1339 учеников. Стоит
прямо в центре поселка, директор этим летом
заменил сантехнику и сделал приличный ремонт.
Надо сказать, что в Приморье образование в
привилегированном положении. У губернатора на
особом контроле. Когда пару недель назад
чиновники-финансисты подготовили незадачливую
бумагу, в которой хотели снять с учителей
надбавки, начальник управления образования
Константин Межонов смог пробиться к губернатору,
чтобы, рискуя головой, попытаться спасти
положение. Зная крутой норов приморского
губернатора, можно сказать, что риск был немалый
– либо Константин Анатольевич Межонов получит
серьезное взыскание, либо губернатор оставит
надбавки. Результат: никаких надбавок с учителей
не сняли. Хотя, конечно, жизнь учителей в Приморье
такая же трудная, как и везде.
...Директор надеждинской школы – Юрий Петрович
Вольных. Закончил Уссурийский пединститут.
Учитель начальных классов, но уже четыре года
директор. В крохотном кабинете два приставленных
друг к другу стола и ряд стульев вдоль стены. На
стульях лежат свежие, только что купленные
географические карты. Хотя слово “купленные” не
совсем точное. 36 экземпляров карт стоит 1020
рублей. Счет выписан, карты уже в школе, а где
взять деньги, чтобы заплатить за них, неизвестно.
На столе лежит грозное письмо от главы
администрации соседнего населенного пункта:
“Последний рейс мы сможем сделать в 19.10, прошу не
задерживать учащихся”. Дело в том, что в школе
учатся дети из тринадцати сел и поселков в
округе. Всех детей возят автобусом: из двух
населенных пунктов школьным, а из остальных –
местными, в школу и обратно. Поэтому, сколько
времени ученикам быть в школе, решает хозяин
автобуса, и каждый раз, когда ребятам надо
задержаться, возникает проблема. И таких проблем
у Юрия Петровича немеряно. Вот в школе, слава
Богу, есть преподаватели английского. При 2-й
квалификационной категории и 28 часах нагрузки
получает “англичанка” 700 рублей, и у директора
постоянная боязнь, что школа лишится своих
преподавателей. Выручает возможность
репетиторства, но все равно это мизер.
Вообще-то дополнительные образовательные услуги
на селе практически невозможны. В прошлом году
пытались организовать прогимназический класс,
переделали программы, ввели раннее обучение
иностранному, восточные единоборства. Причем
само образование бесплатно, но поскольку детям
надо было весь день проводить в школе, то нужны
были деньги на организацию полного дня, включая
питание. Получилось 250 рублей в месяц. И не смогли
набрать даже 20 учеников. Правда, выпросить деньги
у спонсоров удается. А еще школа выиграла грант
одной американской фирмы в 500 долларов на
организацию экологического музея.
Других источников дополнительного
финансирования нет. Есть, правда, возможность
кормиться своим трудом. На 45 гектарах земли в
этом году посадили картофель, и теперь могут
кормить 400 ребят.
Судя по всему, если бы не эта возможность
питаться в школе, то дети не смогли бы приходить
на занятия.
При этом учителя стараются изо всех сил, и не
только потому, что школа – единственный
стабильный заработок на селе. Дело еще и в том,
что учителя хотят, чтобы школа стала другой,
особенно сельские, – они, может быть, лучше
городских видят, как традиционная школа не может
обеспечить выпускнику ни возможности построить
свою жизнь счастливо и богато, ни даже
разобраться в том, что же происходит в этом
быстро меняющемся мире.
Мы хотим быть экспериментальной площадкой
А попали мы во Владивосток потому, что сейчас
проходят региональные финалы конкурса
культурно-образовательных инициатив на статус
“Федеральная экспериментальная площадка”. В
конце сентября третий тур конкурса прошел на
фестивале “Авторская школа-99” в Подмосковье, а
после этого – в Улан-Удэ, в Усть-Илимске, а до
этого – в Краснодаре.
В конце октября третий тур состоялся во
Владивостоке. 16 проектов из Приморского,
Хабаровского и Алтайского краев. Экспертные
группы состояли из экспертов совета по ФЭП,
экспертов от регионов и сетевых экспертов. Что
значит сетевых? Это значит, что там, где уже есть
федеральные экспериментальные площадки, их
лидеры выступают в качестве экспертов от сети
ФЭП. Таким экспертом во Владивостоке стала лидер
Азиатско-Тихоокеанской школы Марина Крамар.
Сама по себе работа экспертной группы была
экспериментальной. В группу входили ученые из
Москвы, Владивостока и Хабаровска, управленцы
самого высокого уровня – экспертом от Приморья
был заместитель начальника управления
образования Виктор Станкевич, лидеры
экспериментальных площадок. При этом, как обычно
на эвриканских сборах, представления проектов и
экспертные дискуссии проходили в присутствии
всех желающих – любой мог выступить в качестве
общественного эксперта.
– Может ли апробация государственных стандартов
быть темой эксперимента?
– Возможно ли создание подростковой школы на
основе развивающего обучения?
– Что такое маркетинг в образовании и как
директору школы изучать рынок образовательных
услуг?
– Как школа может влиять на окружающий социум?
Споры экспертов между собой и дискуссии с
авторами проектов в основном были о том, как на
уровне школы экспериментировать с новым
содержанием образования. И уж совсем разделились
мнения, когда один из экспертов, известный
профессор из Санкт-Петербурга Олег Лебедев
спросил: “Как вы думаете, может ли школа менять
содержание образования?”
...Один из самых острых вопросов образовательной
политики: какой реальный масштаб школьных
изменений?
Что является единицей развития образования? От
ответа на этот вопрос зависит выбор стратегии и
выбор того, куда вкладывать деньги, куда
направлять ресурс.
Если единица развития образования – это,
например, вся сеть школ страны, то что это значит?
Что все изменения надо вводить сверху сразу для
всех и направления перемен одинаковы для всех
школ России.
Если единица развития – система школ региона,
тогда базовым является регион и роль лидера
развития принадлежит ему. Значит, региональные
органы управления образованием не могут не быть,
например, учредителями школ, не могут не
участвовать в назначении директоров, не могут не
иметь права издавать свои учебники и так далее.
Сегодня идет настоящее сражение за право
муниципалитетов быть единицей развития
образования. Пока это сражение муниципалитеты
проигрывают.
А может ли школа быть тем самым масштабом, тем
местом, где, собственно, и происходят школьные
изменения?
Если мы говорим “да”, это значит, мы признаем,
что на уровне школы возможны изменения
содержания образования, системные изменения в
управлении, мы признаем, что школа может быть
автономной в своей финансовой и правовой
деятельности. Но большинство деятелей
образования на этот вопрос отвечают: “Нет”.
Они говорят:
– Школа сама по себе не в состоянии изменить
содержание своего образования.
– Школа не может быть автономной финансово и
правово.
– Школа должна быть частью хорошо управляемой
вертикали.
При этом они не говорят, какой именно частью.
Понятно – самой нижней.
Весь сюжет, вся интрига современного развития
образования основаны на этом почти гамлетовском
для школы вопросе: “Может ли школа быть единицей
развития или нет?”
...Об этом мы тоже говорили с Юрием Петровичем
Вольных в его маленьком кабинете за чаем.
– Учителям так трудно держаться на уровне своего
высокого положения – носителя культуры,
просветителя. Газету выписать практически
невозможно, поехать куда-то, узнать что-то новое
– невозможно. Поэтому я считаю, единственный
шанс сохранить себя – это творчество. А
ограничить творческого человека нельзя, тогда
пропадут и вдохновение, и талант, – так сказал
мне 38-летний директор сельской школы Юрий
Вольных.
И я с ним согласен.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|