А может, мы опять открываем Америку? Если это
так – давайте приглядимся к ее опыту...
Новое примерное положение о школьных
попечительских советах в России во многом
напоминает аналогичный американский документ.
Местный школьный совет в любом американском
штате держит в своих руках все полномочия по
разработке стратегии развития школ своего
района, имеет право нанять и уволить главного
школьного начальника и – самое важное –
отыскивает нужные средства для школьного
бюджета. И если бюджет мал, школьный совет может
рекомендовать повысить уровень налогов с
населения, с чем местные жители вынуждены
соглашаться.
В больших городах работа в школьном совете даже
считается должностью. Крупные фирмы дают полный
отпуск тем, кто эту работу выполняет. Решения
советов обсуждают на страницах газет, и
специальные репортажи с их заседаний ведет
телевидение.
В последнее время в некоторых штатах стали
появляться новые виды школьных советов – так
называемые параллельные. Их организовали
руководители бизнеса, понимающие, что успех их
фирм напрямую зависит от уровня подготовки
будущих рабочих. Параллельные советы
поддерживают школы в финансовом отношении, но
требуют, чтобы школы работали по новым методам и
ориентировали школьников на занятие бизнесом.
Конечно, это имеет положительную сторону – школы
получают дополнительную финансовую поддержку,
но многие видят и угрозу: советы не избранные, а
мощные, влиятельные, тесно связанные с
политическими и экономическими структурами.
Но самая сложная, подлежащая решению проблема
американских школьных советов – это растущее
равнодушие избирателей к жизни школ. Ведь если
большинству все равно, если люди не заботятся о
будущем образовательной системы, тогда
голосовать на выборах и определять общую судьбу
станет меньшинство, которое, возможно, имеет
весьма ограниченные взгляды на образование.
Отсутствие большинства при выборах означает, что
местная демократия здесь будет слабее.
Если российские родители, учителя,
общественные деятели хотят учредить школьные
попечительские советы, стоило бы отнестись к
этому очень серьезно, участвовать в выборах,
думать о насущных вопросах и присутствовать на
заседаниях, чтобы быть готовыми поддерживать
школы не только в моральном, но и в финансовом
отношении. Да, это трудно, требует времени, но
очень интересно. Это настоящий стержень
демократической жизни.
Профессор Стив КЕРР
Университет штата Вашингтон, Сиэтл
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|