Нужен не просто помощник,
а заказчик образования!
Вопрос о попечительском совете, рассмотренный
применительно к сегодняшней образовательной
реальности, является тестовым в том смысле, что
каждый может увидеть в нем то, что ему хочется
видеть.
Наиболее очевидный ассоциативный ряд,
возникающий в сознании директоров школ, таков:
попечительский совет – руководитель фирмы или
предприятия – деньги – финансовая помощь школе.
Кажется, чего же еще хотеть? Пусть каждый
занимается своим привычным делом. Дети ходят в
школу, учителя ведут уроки, богатые родители
платят за воплощение тех идей школы, на которые в
бюджете не хватает денег, а чиновники следят за
законностью всего происходящего. И в каких-то
случаях эта схема работает. Действительно,
находятся родители, готовые оплатить из своего
кармана приобретение компьютера или ремонт
учебного кабинета. Однако те директора, которые
работают таким образом с родителями, прекрасно
знают о подводных камнях, существующих на этом
пути.
Во всем цивилизованном мире попечительский
совет – это не просто денежный мешок. Это орган,
формулирующий для школы заказ родительского
сообщества на конкретные образовательные
услуги; утверждающий бюджет школы и являющийся
экспертом в последней инстанции при оценке
деятельности школы. То есть ассоциативная
цепочка здесь выстраивается уже иная:
попечительский совет – заказчик
образовательного продукта – люди,
непосредственно заинтересованные в качестве
образования и компетентные в его экспертизе –
учебный план и штатное расписание школы.
По сути, получается, что вопрос о статусе
попечительского совета – это вопрос глубоко
идеологический. Ведь всем очевидно, что
монстрообразная, жестко централизованная
система управления образованием свое отжила.
Никто не смог и никогда не сможет объяснить,
почему чиновник, сидящий где-то за тридевять
земель, лучше знает, какое содержание
образования и какие методы обучения нужны
ребенку, чем его собственные родители. И тем не
менее право проверки качества образования и
право изобретать процедуру этой проверки
безоговорочно монополизировано чиновниками.
Всем понятно, что такая система управления
образованием является пережитком тоталитарного
режима и что вопрос лишь в том, когда она догниет
окончательно. Но значит ли это, что надо лишь
смотреть и ждать, когда – через двадцать,
тридцать, пятьдесят лет – это случится?
Очевидно, что все попытки реформы в области
содержания и методов образования буксуют именно
по причине ущербности роли родителей в школе.
Сегодня родители – это самые бесправные люди, о
которых вспоминают лишь тогда, когда их сын
разбил стекло или надо сдать деньги на
приобретение мебели. Вместо союзников в лице
родителей школа имеет глухих оппозиционеров,
которые ворчат и ждут лишь, когда их ребенок
закончит школу и кончатся их мучения. Но почему
мы отказываем родителям в праве на здравый смысл?
Почему мы отказываемся от помощи сотен взрослых,
энергичных, образованных людей, которые ничуть
не меньше нас хотят, чтобы их дети росли
здоровыми, образованными и счастливыми? Ведь
даже изобретать велосипед не нужно. Механизм
выхода из этого тупика известен. В теории
менеджмента он носит название децентрализации,
то есть процесса передачи части полномочий (и
соответственно ответственности за принятие
решения) сверху вниз.
Возможны вопросы: а что произойдет при этом с
единой национальной политикой в области
образования, не будет ли это профанацией
управленческого профессионализма? Дело в том,
что есть как минимум три составные части
содержания школьного образования: федеральный,
региональный и школьный компоненты, в отношении
которых взаимодействие сторон может
выстраиваться различным образом. Больше всего
ясности со школьным компонентом: это та доля
учебного плана, которая может полностью
строиться “по заказу” родительского сообщества
и экспертироваться непосредственно им по
согласованной с ним процедуре. Решать вопрос о
федеральном компоненте тоже можно. В каком-то
смысле наличие образовательного минимума решает
задачу: ведь осуществить проверку теперь можно с
помощью стандартизированной процедуры,
например, централизованного тестирования.
Самым, пожалуй, болезненным на сегодняшний
момент вопросом является вопрос о региональном
компоненте учебного плана, который согласно
Закону “Об образовании” носит рекомендательный
характер, а фактически оказался навязываемым
школам в качестве обязательного. И здесь
появляется третья ассоциативная цепочка,
связанная с компетенцией попечительского
совета: попечительский совет – люди с активной
жизненной позицией – органы местного
самоуправления. И в самом деле, люди, значимые на
уровне местных администраций, могут оказать
школе поддержку не меньшую, чем те, кто
вкладывает в нее деньги. Существенным подспорьем
создаваемых при школах попечительских советов
стало бы принятие на местном уровне положений о
льготном налогообложении организаций,
помогающих школе.
Попечительский совет мог бы быть не менее
интересен местной власти, чем она ему: ведь, по
сути, он брал бы на себя роль консолидации
населения по реальным проблемам общественного
самоуправления. То есть нужно всего лишь
вспомнить опыт существовавших в нашей стране
земств, создававшихся по принципу школьных
округов. В этом смысле попечительский совет –
это хорошо забытое старое. Но, кроме того, это еще
и хорошо спроектированное будущее, связанное с
реальной, глубинной, а не поверхностной и
косметической реформой нашего образования.
М.БУРОВ, А.ПИЩИК, Б.ЯРМАХОВ,
нижегородская авторская академическая школа №
186
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|