Никто не виноват, но все причастны
О повести Григория Бакланова “Мой
генерал”
Едва начав повествование, писатель дает
трагический финал. И на предпоследней странице
повторит леденящую кровь картину. На мостовой,
среди мчащихся машин, рядом со “скорой помощью”,
распластано иссохшее голое тело мертвого
старика. Землистое лицо с бородкой запрокинуто в
осеннее небо.
Разница лишь в том, что, дойдя до конца, мы знаем,
кто этот человек – никакой, кстати, не старик, – и
случайность дорожно-транспортного происшествия
относительна. Оно исподволь подготовлено многим,
выпавшим на долю Виктора с младых ногтей.
Многими, так или иначе соприкасавшимися с ним. В
конечном счете самим переломом общей жизни на
рубеже девяностых годов. Никто непосредственно
не виноват. Но все так или иначе причастны. Вплоть
до Олега Николаевича Бородая, который когда-то
любил славного мальчугана, потом, спустя годы,
симпатизировал одаренному юноше, еще позже жалел
катившегося под уклон парня (наркотики, пьянство,
распутство).
Но если виноваты все – никто не виноват.
Однако название “Мой генерал” относится к
главному лицу повести. Даже если оно, это лицо, не
всегда на переднем плане. Главное лицо – еще не
главный виновник. Однако, коль держать в памяти,
что “мой генерал” – мать Виктора, то, видимо, она
заслуживает сосредоточенного внимания. Хотя
ничего зловещего, тем паче преступного, не
совершает. Да и назвал ее “моим генералом” Олег
Николаевич, тогда еще просто Олег, “однажды в
счастливую минуту”. Назвал. И больше не повторял.
Лишь предупредил: “И это (мой генерал. – В.К.)
осталось”, подспудно напоминая о себе.
Бурный молодой роман оборвался так же
неожиданно, как и начался. Олег Николаевич
обзавелся семьей, обожал дочку, приобрел высокую
журналистскую репутацию, не нарушая, надо
полагать, нравственных границ. “Надо полагать”,
поскольку он-то и выступает рассказчиком. Иными
словами, вольным или невольным судьей других
выступает, не злоупотребляя своей ролью. Но и не
поступается ею, отбирая факты и подробности.
Передача судейско-повествовательных функций
одному из участников событий – прием в
литературе достаточно обычный. Но для серьезного
писателя не произвольный. Григорий Бакланов
неспроста возложил обязанности рассказчика на
человека родственной ему самому профессии,
умного, наблюдательного и, в общем, объективного.
Всего, думается, важнее в исповеди Олега
Николаевича то, что сопряжено с перемещением из
коммуналок, из нарпитовских столовок (в одной еда
отдавала хлоркой) в зону житейского
благополучия, в мир “мерседесов”, презентаций,
пышных приемов. Приобщение к сладкой жизни в ее
перестроечно-постсоветском варианте.
От Олега Николаевича, судя по тому, что он о себе
рассказывает, это не потребовало особых усилий.
Как не потребовало от тех, кто не рвался наверх,
не работал локтями, не видел необходимости в
особых усилиях ради нового круга. То есть
относился скорее к меньшинству. Надя, мать
Виктора – недолгая любовь и долгая память Олега,
– видела в том цель жизни. Иногда откровенно
декларировала ее, иногда умалчивала о ней,
оставляя в подтексте. Возможно, это шло от отца,
видного советского генерала, от матери, типичной
генеральши. Но душевный склад Нади столь
определенен, что вряд ли для его истолкования
достаточно восстановить родословную. Тем более
что Олег к генеалогическим древам, которые вошли
в моду, относится скептически.
Надя ставит перед собой вполне определенные цели
и умеет их добиться. Будь то необходимость на
некоторое время избавиться от маленького сына
или, обеспечив карьеру мужу-долдону,
переселиться за границу и напоминать о себе
приездами в Москву, своим непременным появлением
в свете.
Ничего ровным счетом составляющего
преступление. Разве что бьющее через край
тщеславие отдает равнодушием. Она гордилась
Виктором, пока он подавал надежды, работал на
Нобелевскую премию. Нервничала из-за
автомобильной аварии, в которую тот угодил, еще
не подозревая о грядущей аварии со смертельным
исходом.
Известность Григорию Бакланову принесло прежде
всего умение писать о войне, непредвзято видя
участников смертельных схваток. Будь то бои на
главном направлении или за пядь земли (так
называлась его повесть, вышедшая сорок лет
назад).
Увидев в журнальном оглавлении “Мой генерал”, я
подумал: снова война. Хотя помнил и о мирной, так
сказать, баклановской прозе.
Противоречия, воспроизведенные новой повестью,
не бьют в глаза. Они скрыты под покровом новой
повседневности. Зачин “Моего генерала”
погружает в атмосферу сегодняшней столичной
улицы с ее изобилием и нищими, просящими
милостыню. А в последних абзацах мелькнет
афганец в инвалидном кресле на колесиках. На этом
фоне из “мерседеса” выпархивает словно
помолодевшая, нарядная, в норковой шубе Надя, еще
не догадывающаяся о гибели сына. И потому, быть
может, более неприятная, чем на других страницах.
В повести речь идет о цене человеческой жизни. О
том, кто за нее и в каких обстоятельствах платит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|