По ту сторону белого листа
Для театрального художника Аллы Коженковой
каждый спектакль – это еще одно авантюрное
приключение
Ее самые шумные работы сделаны с
Романом Виктюком – “Служанки”, “М.
Баттерфляй”, “Мелкий бес”. Пять лет служила в
театре “Сатирикон”, ее пригласил сам Аркадий
Райкин.
До и после этого – в свободном плавании. У нее
стиль, у нее репутация. То, что делает она,
красиво, изысканно, чуть-чуть высокомерно и
насмешливо. Она сочиняет, кажется, без усилий.
Играет в театр, как в куклы.
– Самое большое ваше завоевание?
– Почти ничего не нужно изображать.
– То есть?
– В детстве сверстники меня недолюбливали. Я
была не такой, как им хотелось. Я от этого очень
страдала. Не хотела быть такой, как все, но
мечтала, чтобы при этом меня еще и любили. Эта
задача сложная, но сейчас я почти этого добилась.
– Художник – это тоже детская мечта?
– Нет, в детстве я, как все, хотела быть
актрисой. На вступительных экзаменах в 16 лет
низким голосом читала монолог Катерины из
“Грозы”. Меня, конечно, не приняли. Мама у меня
была балериной, эстеткой, красавицей. И бабушка
была красавицей – с осиной талией, пела и
танцевала в кафешантане. А я, к сожалению, похожа
на папу, и ничего тут не поделаешь. Папа мой
служил концертмейстером в Краснознаменном
ансамбле имени Александрова, рядом с ними
находилась студия военных художников имени
Грекова, у папы был там друг, который сказал, что
научит меня рисовать.
– Значит, профессия возникла вдруг?
– Нет, не вдруг. Я рисовала с самого раннего
детства. Но я никогда не рисовала
целенаправленно. Так, как рука шла.
– Что рисовали?
– Принцесс и замки. Почему, собственно, и
возник театр. В школе я хорошо знала геометрию, и
все, что было связано с пространством, меня
завораживало. Мне всегда хотелось увидеть, а что
же там дальше, за окном замка, за линией рисунка,
по ту сторону белого листа. Театр давал
возможность объемной трехмерной картинки. Так
что после школы я поступила на живописный
факультет училища 1905 года; на театральный в тот
год приема не было – тоже стечение
обстоятельств.
Я тогда немного диссидентствовала, была членом
подпольного общества самиздата. Ничего в этом не
понимала, но очень хотелось хорошие книжки
читать. Сейчас-то их все читают. А мы жили в
довольно сюрреалистические годы. Помню, когда я
рисовала свои натюрморты в студии Грекова, рядом
целый день резались в карты натурщики, похожие на
Сталина, на Ленина. Суворов, конечно, был. Училищу
я благодарна, я научилась рисовать просто во сне.
– Что же случилось дальше?
– А дальше в Москву приехал из Ленинграда театр
Акимова. И мой приятель, захватив мои работы и
выпив для храбрости, к нему прорвался. Рисунки
Николаю Павловичу понравились, и он пригласил
“мальчика” в Ленинград. А приехала я. И он
позволил мне сдать экзамены за первый курс. Так я
стала ученицей Акимова, лучшего художника на
свете, который разрушал все мои представления о
норме и гармонии и учил парадоксально и
нестандартно мыслить. Когда его не стало,
доучивала нас изумительная Татьяна Бруни. Она
всегда повторяла: “Цвет, как и искусство вообще,
– дело личное”. Это я усвоила.
– После Акимова художница Коженкова,
наверное, была нарасхват?
– Что вы! В Москве тогда была потрясающая, мощная
компания художников: Эпов, Ставцева, Бархин,
Боровский, Левенталь. Ну куда мне против таких
имен?! Тогда я купила театральный справочник и
разослала во все театры письма, что вот, мол, я
такая талантливая, дайте мне постановку. Один
театр откликнулся, и не самый последний –
Свердловская оперетта, господин Курочкин. Я
поставила там “Веселую вдову”, спектакль
получился очень хороший, красивый, и дальше все
как-то так поехало.
– Вам везло в жизни?
– Не знаю. Я просто трудоголик, всегда им была.
Очень много работаю.
– Над чем сейчас?
– Я обожаю балет, поэтому много сотрудничаю с
Гедиминасом Тарандой. Сделала с его
балетмейстером Николаем Андросовым “Болеро”
Равеля и такое танцевальное шоу моих костюмов. Мы
его показывали сначала в Финляндии, и я там даже
читала лекции по сценографии. В этом шоу
принимала участие Майя Плисецкая, носила мои
костюмы, чем я горжусь. Еще я занята двумя
спектаклями “Сатирикона”. С Еленой Невежиной
делаю пьесу Мердок “Слуги и снег”, а для
спектакля Кости Райкина “Шантеклер” Ростана
придумываю костюмы, их больше двухсот.
Наслаждаюсь этой работой настолько, что мне даже
неудобно за это деньги брать.
– Ваши работы красивы. Вы любите это слово.
Что оно для вас значит?
– Красиво может быть все, даже старый,
выщербленный шкаф. Я бы сказала так: красиво все,
что находится в гармонии с окружающим.
– Как вы работаете с режиссером? Он приносит
вам свою идею?
– Ну какая там идея. Мы просто
разговариваем. Чем лучше мы друг к другу
относимся, чем мы талантливее, тем лучше у нас
получается спектакль.
– Сегодня вы можете выбирать режиссера?
– Нет, я никогда не выбираю. Сижу, как девушка на
танцах, и жду, когда выберут меня.
– Вам не кажется, что у вас мужская
профессия?
– Она человеческая.
– Почему же так мало женщин среди
театральных художников?
– Женщин, которые делают костюмы, до чертовой
бабушки. Декорации мало кто делает: трудно. Надо
быть очень гибким человеком, ведь приходится
общаться с постановочной частью, а там-то одни
мужчины. Надо иметь определенный технический ум.
В опере “Обручение в монастыре”, которую я
делала для Мариинки, на заднике громадный веер,
который сначала опускается параллельно сцене
без всяких штанкет, а потом на нем стоит хор из 120
человек.
– В чем фокус?
– В гидравлике. Просто голова должна работать в
техническом направлении.
– Так чего все же хотела добиться и добилась
художница Алла Коженкова?
– Хотела стать знаменитым художником и чтобы все
мои знакомые приходили на мои спектакли и
говорили: “Ах, это атас!” Рассказываю смешную
историю. Очень давно меня пригласили в Америку в
составе делегации знакомиться с американской
культурой. Мюзиклы меня, конечно, потрясли,
драматические спектакли совершенно
разочаровали. Я мечтала попасть в знаменитую
Метрополитен-опера. Но билет туда стоил сто
долларов. Я ужасно расстроилась. И вот три года
назад стою я на сцене Метрополитен, кланяюсь
вместе с Валерием Гергиевым после нашего
спектакля “Обручение в монастыре”, весь театр
стоя нам аплодирует, и билеты не по сто долларов,
а по двести. Вот такой поворот судьбы.
Беседовала Наталья КАЗЬМИНА
Фото Елены СИДЯКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|