Многие родители оберегают ребенка
от общения с больными детьми
И, стремясь к полноценности, они
воспитывают ущербность
Когда активисты из интеграционных
объединений приглашают в свои лагеря ребят из
различных кружков и студий, далеко не всех
здоровых подростков, пожелавших принять участие
в интересном походе или веселом конкурсе,
отпускают родители. Почему? Объяснение простое –
боятся, оберегают своего ребенка от тяжелых
впечатлений. Опасаются: вдруг чем-то таким
страшным заразится. Выигрывают ли от такой
страховки обычные дети или, наоборот,
проигрывают? Чтобы в этом разобраться, людям,
свободным от подобных суеверий, был задан один и
тот же вопрос:
Как общение с особыми детьми повлияло на вашего
ребенка?
Дора Косовская, заместитель директора
реабилитационного экоцентра “Солнечный мир”
общественного объединения помощи инвалидам
“Геронт”.
– В летних лагерях, куда мы приглашаем семьи с
детьми-инвалидами, все живут общиной, бок о бок.
Моим детям повезло: поездки в такой лагерь
позволили им получить совершенно четкое
представление о том, что люди с особыми нуждами
заслуживают не меньше уважения, чем все
остальные. И понимание, что если тебе лично дано
многое, то всем, чем можно, надо этим людям
помогать.
Мой старший сын, Игорь, начав с инструктора по
верховой езде в летнем интеграционном лагере, со
временем получил специальности коррекционного
педагога и детского психолога. Средний, Владимир,
каждую смену занимается фото- и видеосъемкой.
Недавно один из его друзей потерял зрение, так
Володя два раза в неделю куда-нибудь его возит –
то в библиотеку, то в тренажерный зал. А младший,
Роман, по собственной инициативе играет в лагере
с детьми-инвалидами, хотя никто его об этом не
просит.
У моих сыновей желания быть снисходительными к
детям с особыми нуждами даже не возникает.
Напротив, как-то незаметно, исподволь у них
сформировалось нормальное дружеское отношение к
детям-инвалидам. А одна из задач наших лагерей –
научить детей (да и взрослых – с ними,
оказывается, еще труднее) относиться к людям с
ограниченными возможностями как к равным,
воспринимать их так же, как и тех, у кого проблем
со здоровьем нет. Разве только уделять немного
больше заботы и внимания, да общаться нужно как
можно бережнее. Прощать то, что в ином случае не
простили бы, быть милосердными.
Для детей с проблемами чрезвычайно важна
успешность. Ко всему, что они делают, надо
относиться очень серьезно. Формула “не
получилось – а, ладно, сойдет” тут не годится. Не
получается – помоги, но не переусердствуй. Все
должно быть выверено уважением к личности.
Наталья и Александр Романовы, просто родители.
– Наш сын ходил в интеграционный детский сад
вместе с сестрой. Что ему это дало? Он увидел, что
люди бывают разными и это нормально. У нас ведь
как привыкли: не такой, как я, значит, плохой.
У Данилы этого нет. Мальчик научился общаться с
разными детьми, хотя у них были очень серьезные
проблемы. В саду к детям с особыми нуждами
относились с большим вниманием, чем к остальным.
Данила тоже научился во всем делать им скидку,
стал внимательнее, бережнее. Один мальчик плохо
ходил, так Данила всегда старался ему помочь. Он
понял: в жизни встречаются люди, которых нужно
поддерживать.
Честно говоря, раньше Данилу раздражала
собственная сестра: все-то она делала не так
быстро, как он. А в саду сын увидел, что таких
людей много и ничего страшного, необычного в этом
нет.
Инна Фегийна, участник международного движения в
поддержку умственно отсталых “Вера и свет”.
– Моя девочка всегда любила только красивое,
гармоничное. Если ей встречалось в жизни что-то
иное, она морщила носик и говорила: фи-и!
Мне было страшно, вдруг она никогда не поймет, что
внешность и душа человека – совсем разные вещи. Я
пугалась: как же она поступит, когда встретится
совсем уж неправильное, искаженное недугом лицо?
Считала, ей надо понять и принять тех, кто не
похож на нее, – больных, инвалидов. Мы с ней
начали ходить на встречи в “Веру и свет”...
Я очень благодарна людям, которых называют
особыми, за то, что они подружились с моей дочкой,
помогли ей перейти рубеж от внешнего к
внутреннему, увидеть душу человека, а не
подергивание рук и век.
Ирина Терентьева, организатор детского
экологического центра “Живая нить”.
– В нашей стране люди с особыми нуждами
считаются по меньшей мере странными. Их пугаются.
Взрослые стараются оберегать своего ребенка от
общения с ними, отгораживаются от них, думая: что
это даст моему ребенку? Ничего. В результате
лишают своего ребенка возможности получить
адекватное, органичное представление о мире
людей. Стремятся к полноценности, а воспитывают
ущербность.
У детей, которые общаются со “странными” людьми,
рамки мировоззрения раздвигаются. У них
появляется уникальная возможность познать мир
людей как он есть. Опыт необычайно ценный. Дети
учатся любви, заботе. А главное – сверстники с
особыми нуждами переходят из разряда странных в
разряд обычных. И неизвестно, кому такое общение
нужнее – больным или здоровым.
В наши лагеря несколько лет подряд ездит девочка
Таня. За это время она совершенно преобразилась.
А как она помогает инвалидам рисовать! У нее
появились четкие педагогические устремления, а
ведь раньше она только и делала, что перед
зеркалом крутилась, мечтая стать манекенщицей.
У моей дочки диалог с инвалидами складывался с
большими трудностями: организация
экологического центра требовала всех моих сил и
времени, получалось, что дети с особыми нуждами
забирают у нее маму. Особенно остро она
переживала это в летних лагерях, где я целыми
днями занималась больными детьми. Дочке тогда
было всего семь лет, и ей, конечно, было тяжело, да
и я нервничала. Но теперь, когда я вижу, как
терпеливо помогает она инвалидам в мастерских,
понимаю, что все было правильно.
Аня всегда хотела младшего брата или сестру, но
она мой единственный ребенок. Ей не удалось
приобрести опыт заботы о другом человеке в семье.
Она получила его в наших лагерях, которые
повлияли и на ее выбор профессии. После окончания
школы Аня собирается стать иппотерапевтом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|