Что мешает интеграции:
нехватка денег или боязнь инакости?
Об
этом мы разговариваем с директором московской
интеграционной школы “Ковчег” Александрой
Михайловной Ленартович:
– В детстве мне было страшно встречать на улице
необычных людей. Их вид вызывал жалость и чувство
собственной неполноценности, ведь помочь я им не
могла.
Когда у меня подросли собственные дети, они стали
удивлять меня некоторыми своими поступками.
Однажды младшая дочь отправилась на музыкальные
занятия, но очень быстро вернулась домой.
Оказалось, до преподавателя она так и не дошла,
потому что на деньги, которые ей дали, чтобы
заплатить за урок, купила рамочку. “Зачем тебе
рамочка?” – “Их продавал дедушка без ног, я не
смогла пройти мимо”.
Второй раз меня озадачила старшая дочь. Она с
группой ребят побывала в Англии. Вернувшись, они
собрались у нас дома поделиться впечатлениями.
Происходило это в 89-м году, и всех еще восхищали
западные магазины. Когда очередь дошла до моей
дочери, она сказала: “Там даже к инвалидам
относятся по-человечески…”
Тут-то я и задумалась о том, что ни свободы, ни
демократии, ни вообще никакой нормальной жизни
не будет у нас до тех пор, пока люди не научатся
относиться друг к другу терпимее. Ведь тех, кто
бросается на окружающих из-за убеждений,
допускать в свободное общество просто опасно.
Для меня приемлемо, чтобы учитель имел любые
взгляды, кроме желания угнетать, унижать. И когда
кто-то говорит: “Я признаю только педагогику
Монтессори!”, а другой: “А я – вальдорфскую!” –
это не имеет никакого значения, если учителя
заботит развитие детей, а не внешний эффект. Но
если для того, чтобы ребенок научился правильно
говорить, его готовы наказать, такому
преподавателю не место в нашей школе.
***
Есть такие места, куда приезжаешь и чувствуешь
себя свободным. А потом вдруг обнаруживаешь
множество ограничений. Но меня это не пугает:
ведь дело не во внешних, а во внутренних рамках. В
нашей школе тоже немало определенных правил.
Нельзя, например, подойти к девочке с синдромом
Дауна и сказать: “Эй, дура, подвинься!” – тут же
получишь от окружающих. В “Ковчеге” не принято
унижать и обижать. Вот никто себе этого и не
позволяет.
Мне иногда говорят: “Александра Михайловна, все,
что вы пропагандируете, хорошо где-нибудь в
Калифорнии. В крайнем случае в вашей маленькой
школе, а в массовой даже очкарикам прохода не
дают”. У нас немало детей, которых травили в их
прежних школах по национальным, религиозным и
другим признакам. Я не думаю, что в такой ситуации
говорить нужно лишь об интеграции больных и
здоровых, важна любая интеграция. Как взрослые
относятся к детям (особым или обычным), такие у
них отношения и складываются. А деление на
нормальных и ненормальных придумано нашими
идеологами – Стране Советов нужны были люди,
вписывающиеся в определенные рамки: едят,
одеваются, говорят так, как им предписано, читают
то, что положено. Что касается больных детей,
врачи настойчиво советовали: сдай ребенка в
интернат, и тебе будет хорошо. Соответствующее
продолжение эта логика имела и в школе: учить
надо только сильных и здоровых…
***
Почему я оказалась именно в интеграционной
школе? Мечтала воспитать терпимость у здоровых
детей. Как этого достичь? Растить их вместе с
теми, кто на них не похож.
Мы должны научить ребят выдерживать любые
испытания и достойно выходить из любой ситуации.
Какие люди в нашей стране выдерживают? Я поняла
это на примере массовых освобождений из
сталинских лагерей. Вчерашние узники
разделились: одни озлобились на весь мир, другие
выстояли. Кому удалось остаться человеком? Думаю,
тем, у кого было хорошее детство, кого любили, о
ком заботились, кого оберегали. Кто был обеспечен
материально (хотя об этом и не принято говорить),
жил в человеческих условиях, тот и выживал
достойно. Жизнь бьет, ты страдаешь, но не
ломаешься. Некий внутренний стержень держит
тебя. Значит, и нам нужно было создать дом,
который согревает душу и дает жизненные силы, где
тебя любят и берегут.
Когда я была за границей в антропософской общине,
меня поразило, что совсем больные люди ели на
белых скатертях. Скорее всего они даже не
понимали, для чего нужны крахмальные скатерти, но
именно такие мелочи, как скатерти и салфетки,
воспитывают достоинство и хорошие привычки. Ведь
во всех школах для особых детей одна из главных
задач – выработка правильных привычек. Тогда
ребятам будет легче адаптироваться в нашем мире.
Вот на уроке музыки умственно отсталая Настя
поет вместе с выпускником Бакинской
консерватории – это тоже, образно говоря, из
разряда белых крахмальных скатертей. Девочка не
всегда ведет себя адекватно, но так исполнять
народные песни, как она, в школе не может никто.
Физкультура проводится в просторном, светлом
зале под профессиональный аккомпанемент на
рояле. Красивые и в то же время несложные
движения рассчитаны, конечно, не на всех. Одни
исполняют их успешно, другие могут далеко не все
и, устав, просто отходят в сторонку. Потом
возвращаются на свое место. Никто не обращает на
это внимания, поэтому даже дети с нарушением
координации движений чувствуют себя
здесь совершенно свободно, спокойно и
непринужденно.
***
Иногда
учителя обижаются на Александру Михайловну: “Вы
не показываете нам медицинские карты детей, как
же с ними работать?!” Она возражает: “Вы же
учителя, а не врачи. Должны учить и здоровых, и
детей с особенностями развития, а узнаете
диагноз – сразу снизите планку. Если людей
ограничивать, не давать им сложных тем, как мы
узнаем, что они могут? Вот у Оли диагноз
“олигофрения в стадии дебильности”, а она
написала сочинение “Мое переживание Библии”. Не
было бы свободы, не было бы и этого сочинения.
Умение решать запредельные задачи тоже
воспитывает достоинство. У каждого человека есть
своя сильная сторона. За годы работы в этой школе
я не встретила ни одного ребенка, который не умел
бы хоть что-то
делать лучше других”.
***
В “Ковчеге” всем легко, комфортно и уютно. И
смотреть на детей (с серьезнейшими диагнозами!)
не больно и не страшно. Потому что их лица
спокойны и открыты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|