Елена Литвяк, Елена Хилтунен
Много ли мы знаем о младшем мире?
Прежде чем вторгаться в него своими
словами и требованиями, попробуем на минуту
превратиться в детей!
И все-таки существуют два мира – мир
детей и мир взрослых. В чем-то они похожи, в чем-то
разные. Много усилий тратится, чтобы достичь
взаимопонимания. Дети ходят в школу, постигают
законы нашего взрослого мира. А взрослые считают,
что они и так все знают о детях. Вот и стоят перед
закрытой дверью в пространство детства.
Мы решили начать в газете новую рубрику, такую
маленькую школу для взрослых, где главным
предметом будет искусство видеть ребенка. Мы
попытаемся рассказывать в ней о маленьких и
больших секретах детского мира, в которые каждый
день посвящают нас дети. Надо только захотеть их
услышать.
Попытка стать ребенком
Однажды профессор психологии с мировым именем,
известный как замечательный лектор, предложил
своим ученикам приготовить к лекции вместо
тетрадей и карандашей обыкновенные маленькие
коврики, как для занятий утренней гимнастикой.
Когда все собрались, он сказал:
– Вы хотели узнать, как развивается человеческое
дитя и что составляет общую психическую сущность
человека. Вы это узнаете!
Он велел студентам расстелить на полу свои
коврики и лечь на них, приняв позу зародыша.
– Долгое время, – начал профессор, – ребенка
считали существом, лишенным психической жизни.
Полагали, что родовые муки испытывает только
мать. Но потом пришли к выводу, что материнские
страдания ничто по сравнению с теми, что
испытывает новорожденный, не имея возможности
пожаловаться и ощущая невероятную физическую
усталость. Появившись на свет, малыш оказывается
перед необходимостью приспосабливаться к
совершенно новой для него обстановке.
– Что вы чувствуете, молодые люди, превратившись
на несколько минут в новорожденных? – спросил
профессор своих учеников, лежащих на ковриках.
– Ужас, – проговорил один, – зачем вы толкаете
меня в этот страшный мир?
– Желание прежней абсолютной тишины, – сказал
другой, – мне невыносима какофония звуков,
наступающая на меня лавиной. Как мне дышать,
глотать, как переносить перепады температуры,
силу земного притяжения?
– Я испытываю потрясение, сравнимое со страхом
одиночества, – заключил третий.
Профессор сделал паузу, словно за минуту
пронеслось несколько недель человеческой жизни.
Потом он сказал:
– Чтобы найти правильный ориентир, необходимо
признать следующий факт: психика человека имеет
приоритет в развитии, а части тела находятся
некоторое время в состоянии ожидания, готовясь
подчиниться ей. У психического развития нет
пределов, и в значительной степени оно зависит от
нашей возможности использовать инструмент
познания, преодолеть пути бессилия. Все это
происходит внутри человека.
Однако психическое развитие несет в себе одну
тайну: в каждом ребенке имеются скрытые
возможности, присущие только его личности. И
выявить эти возможности до поры до времени нам не
представляется возможным. Мы в состоянии только
наблюдать разворачивающуюся жизнь.
Развитие психики подталкивает каждого к
освоению мира. И если наша помощь ребенку будет
соответствовать нашим наблюдениям за ним, мы
увидим, как быстро станут развиваться его
потенциальные возможности.
Ни философы, ни ученые, ни тем более чиновники не
в силах придумать и навязать нам тот или иной
метод обучения. Только природа, установившая
законы развития человека, может диктовать
обучающие методы, которые будут иметь
определенную цель – исполнение жизненных
потребностей и законов. И только сам ребенок
может выявить эти законы и эти потребности
своими спонтанными реакциями, своим настроением,
своими успехами. Мы заметим это по тому, спокоен
ли он, счастлив ли. Мы должны учиться у него и
помогать ему всем, чем возможно.
С высоты его маленького роста
Не станем пересказывать лекцию знаменитого
профессора до конца. Скажем только, что за
несколько часов перед студентами пронесся и был
воспринят ими через ощущения феномен
человеческого детства в его страданиях и
достижениях, во всем своем величии. Нет более
сильного воспитательного приема для взрослых,
чем сделать попытку на некоторое время
превратиться в ребенка, взглянуть на мир с высоты
его маленького роста. Но этот миг станет
разгадкой секретов детства, придет осознание,
что образование – это не столько
ответственность учителя, сколько естественный
процесс развития. Для многих это может стать
революцией, ведь окажется, что образование
происходит не благодаря восприятию детьми слов
взрослых, а представляет собой накопление опыта
практических действий, самостоятельных
открытий, которые ребенок черпает в окружающем
его мире. И это в равной степени относится как к
малышам дошкольного возраста, так и к школьникам
младших и более старших классов.
Много ли мы знаем о младшем мире? Чувствуем ли его
так, как мир взрослых? А ведь дети – они другие. И
с ними нельзя жить по нашим взрослым законам.
А вот это стоит попробовать!
Обычно взрослые не замечают, как они
разговаривают с детьми. Важно ведь, что сказать,
кажется, что слова сами по себе обладают
магической силой. Вот учитель объясняет задачу,
стоя у доски. Говорит громко и отчетливо,
правильным русским языком, а дети
переспрашивают, словно бы не слышат. Проходит
учительница по рядам во время диктанта,
останавливается возле парты, заглядывает в
тетрадку через плечо ученика, склоняется над ним,
и он весь как-то сжимается, а учительница торопит,
настаивает: ну думай же, думай!
А вот совсем другая картинка: девочка сидит за
столом, старательно раскладывая карточки со
словами к фигуркам, пробует читать. Видно, что
занятие совершенно новое, незнакомое, она вертит
головкой туда-сюда в поисках помощи. Учитель
подходит тихонько к ее столику и неслышно
присаживается на корточки. Берет карточку со
словом, прочитывает и показывает, как
действовать. Девочка внимательно смотрит и с
удовольствием повторяет. Через две минуты она
продолжает заниматься совершенно
самостоятельно и отвлекается только пятнадцать
минут спустя.
Странная на первый взгляд позиция: взрослый на
корточках, чуть ли не на коленях и именно так
объясняющий ребенку важные вещи. Во-первых, это
же очень неудобно, а во-вторых, не скатится ли на
пол и его педагогический авторитет? – скажут
недоверчивые.
Наоборот, стоит попробовать – и начинают
происходить удивительные вещи: ребенок не только
с первого раза слышит взрослого, но и гораздо
охотнее с ним общается. Почему это так?
Представишь себя маленькой девочкой и
чувствуешь, как это на самом деле неудобно, когда
у тебя над головой разные взрослые что-то такое
говорят, а ты все время вынужден задирать голову,
чтобы отвечать или спрашивать. Неприятно чувствовать
себя опекаемым, зависимым и вынужденным
подчиняться, а именно это прочитывает ребенок в
позе взрослого, стоящего перед ним во весь рост, а
то и нависающего всем телом. Вот и сопротивляются
дети по мере сил, а взрослые искренне удивляются,
почему надо столько раз объяснять одно и то же.
Совсем другое дело, когда ребенок видит глаза
взрослого. Он чувствует: никто не собирается
посягать на его самость, поучать и
манипулировать. С глазу на глаз обычно
происходят разговоры близких людей, и если при
этом один другого чему-то учит, это не
воспринимается как научение. Поэтому ребенок с
удовольствием обсуждает учебные и неучебные
проблемы, если взрослый подсядет к его парте на
корточках или устроится рядом на маленьком
стульчике.
Родители, воспитывающие совсем маленьких детей,
много времени проводят на полу, они чувствуют –
так общаться с ребенком гораздо легче. Ведь их
малыш, который еще под стол пешком ходит, только и
видит, что ножки стола и ножки стула. Все
остальное теряется для него где-то в заоблачных
высях. Потому он часто и не реагирует на взрослые
слова, сказанные довольно сердитым голосом
откуда-то сверху. Сложно общаться с человеком,
если видишь только его длинные ноги.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|