Осенний фестиваль “Эврики”
Дважды в год, в апреле и сентябре,
собирается на свои сборы эвриканская сеть.
Первый сбор, апрельский, – «Эврика-Авангард»: это
представление самых интересных образовательных
проектов не только российских, но и зарубежных.
Сентябрьский сбор – фестиваль «Авторская
школа». Начиная с 1997 года «Авторская школа» – это
финал конкурса культурно-образовательных
инициатив на статус «Федеральная
экспериментальная площадка».
Конкурс длинный: он начинается в январе, а приказ
министра
о присвоении статусов выходит, как правило, в
ноябре. И с января следующего года снова
начинается новый конкурс.
Сегодня – отчет об «Авторской школе» и о жизни
эвриканской сети.
Ежегодно самому яркому проекту вручается
педагогический “Оскар” – статуэтка «Эврика». В
этот раз обладателем «Эврики» стала маленькая
школа из Кабардино-Балкарии – школа №2 города
Тырныауз Эльбрусского района. Директор Х.О.
Гулиев.
...Эвриканская сеть – это не только Федеральные
экспериментальные площадки. Так случилось, что
сегодня единственной официальной формой
поддержки инновационных проектов стал статус
«Федеральная экспериментальная площадка». Но
как поддержать те школы, которые отличаются от
других – не экспериментами, а другими формами
авторства: самобытностью отношений учитель –
ученик, попыткой освоения уже известных, но мало
применяемых методик или необычным укладом
школьной жизни – так называемым скрытым
содержанием образования.
В этом году все участники фестиваля «Авторская
школа» стали обладателями нового статуса –
«Автор культурно-образовательной инициативы».
Эта идея принадлежит координатору экспертных
групп совета по ФЭП – профессору из
Санкт-Петербурга Олегу Лебедеву.
И все согласились: необходимо поддерживать
педагогическое авторство, необходимо, чтобы
эвриканская сеть расширялась разными формами
инновационных школ.
И еще. Очень трудно оказалось преодолеть
традиционное отношение к экспертизе как к
проверке, как к инспекции. В первый день
фестиваля договорились: экспертиза
культурно-образовательных инициатив – это не
экзамен авторов перед экспертами. На «Авторской
школе» экспертиза – это совместная деятельность
авторов и экспертов. Общая задача в том, чтобы
вместе определить, куда направлен вектор
развития российского образования. Ведь общая
реальная стратегия управления развитием школы
не задается сверху – она складывается из
авторских инициатив, из тех проектов и школьных
авторских идей, которые рождаются в головах
учителей и директоров, а не только в кабинетах
органов управления.
...Оказывается, это очень трудно – заметить и
поддержать то, что только начинается, то, что еще
не дает ощутимых результатов, а лишь оформляется
в проект будущего.
Так постепенно и складывается модель
государственно-общественного взаимодействия:
когда идеи распознаются и поддерживаются всеми
вместе – авторами, экспертами и чиновниками.
Мы хотим рассказать о некоторых самых
интересных, на наш взгляд, проектах, которые
получили в этом году статус “ФЭП” – Федеральной
экспериментальной площадки. Надеемся, они
настроят вас, дорогие читатели, на боевой
эвриканский лад и вам захочется принять участие
в “Авторской школе” следующего года.
Читайте и решайтесь!
Тема:
“Педагогика самоопределения: гуманитарное
образование как средство
индивидуально-ориентированной педагогики”
Адрес: Барнаул, АИПКРО
Автор: директор, к.ф.н. А. Попов
Педагогов,
которых не устраивает современная школа, можно
разделить на два типа: одни, несмотря на все
недовольства, приспосабливаются к тому, что есть,
другие пытаются создать новую модель,
соответствующую их представлениям о
современном.
Педагог из Барнаула Александр Попов, безусловно,
относится ко вторым. Несколько лет назад, будучи
студентом пединститута и уже работая с детьми, он
понял, что школа сильно отчуждена от человека:
предметность, специализация разбивают целостное
восприятие мира. Тогда-то он и поставил перед
собой задачу – создать школу, которая дает
ребенку возможность попробовать себя в какой-то
реальной деятельности.
Три года назад в Барнауле появилась Школа
гуманитарного образования – учреждение
дополнительного образования для
старшеклассников, в котором учатся ребята из
пяти регионов: Алтайского края, Томской,
Кемеровской и Новосибирской областей,
Восточного Казахстана. В школе три направления:
управление и менеджмент, философия и
методология, педагогика и психология. Вообще она
больше похожа на виртуальную: нет ни зачетов, ни
предметов, ни экзаменов, ни учителей. В ней дети
не учатся в традиционном понимании этого слова, а
получают задачи.
Четыре раза в год во время каникул
старшеклассники собираются на сессии, между
сессиями каждый из них работает над своим
социальным проектом.
Первая сессия называется “Миры
профессиональных историй”. В первый день ребята
знакомятся с жизнедеятельностью выдающихся
людей, таких, например, как Столыпин, Выготский,
Сахаров, Бродский, – театральные постановки
помогают разыграть те или иные проблемные
ситуации из их жизни. Ребята задаются вопросом:
что за этим стоит – профессиональное
самоопределение или жизненное? На следующий день
приходят профессионалы: среди приглашенных
могут быть мэр, губернатор, известный журналист.
Дети с помощью экспертных вопросов пытаются
понять, что этими людьми движет: деньги
зарабатывают, культуру делают или это хобби у них
такое? В ходе обсуждения возникают другие
вопросы: какие на территории Сибири должны быть
профессии, чтобы они и человека устраивали, и на
развитие региона работали?
Вторая сессия – “Миры социальных историй”.
Ребята анализируют, в какой общественной страте,
с какими силами, в том числе и политическими, они
живут сегодня и как могут жить, исследуют
социальные процессы, происходящие в регионе.
Третья сессия – “Миры мыслительных форм” –
рассчитана на исследование философских,
методологических, научных логик, которыми они
пользуются. Разобраться с этим помогают ученые.
И, наконец, последняя сессия – “Миры
гуманитарных технологий”. Задача этого
мозгового штурма – зафиксировать, в каких полях
– рекламных, политических, педагогических –
живет человек, какие технологии на него влияют и
как их выстраивать.
Опыт показывает, что одного такого цикла
недостаточно, поэтому обучение в школе длится
два года: сессии те же самые, но позиция ученика
меняется – он теперь становится стажером и
непосредственно участвует в организации всех
сессий.
Наиболее крупные проекты, которые удалось
реализовать ребятам, – это издание газеты и
создание детско-юношеской организации. В том, что
школа, представляющая собой модель открытого
образования, необходима городу и краю и может
серьезно влиять на их развитие, жители
убеждаются все чаще и чаще. Она становится
популярной в среде политиков, предпринимателей,
которые не делят образование на основное и
дополнительное.
Ребята получают заказы на исследовательскую
деятельность, некоторые проекты имеют
финансовую поддержку. Так что конкуренцию,
причем серьезную, основной школе ШГО, похоже, уже
составила. А сможет ли она все-таки оказаться в
стенах обычной школы? Александр Попов считает,
что сможет, но при условии, если ее роль окажется
ведущей: система открытого образования
предъявит свои требования и к учебному процессу,
и к учителю. Пока говорить о создании такой школы
рановато, но лет через пять Александр
Анатольевич обещал попробовать.
Тема:
”Совместная продуктивная деятельность
учащихся, учителей и родителей как условие
соразвития педагогического коллектива и каждой
личности в многопрофильной гимназии”
Адрес: Челябинск, школа №77
Авторы: директор школы В.Брюхова, заместитель
директора Л.Сайфутдинова
В
школе, где накануне нового учебного года между
учениками, учителями и родителями проходит
подписание тройственного союза, определяющего
права и обязанности всех сторон, где три первых
сентябрьских дня в каждом классе уходят на то,
чтобы всем вместе спланировать жизнь на
предстоящий год, все, наверное, должно быть
устроено по-другому, не как обычно.
Так и происходит: ни одна проблема в челябинской
школе № 77 не решается без родителей и детей.
Право голоса в равной степени имеют и директор, и
председатель родительского комитета, и
президент планеты Добра и Справедливости (так
трогательно называют тут школьный коллектив).
Иногда дело даже доходит до спора: кто же все-таки
из них в школе главный?
Впрочем, спорят они недолго, все силы и энергия
уходят на то, чтобы создать в школе особую
атмосферу взаимодействия и сотрудничества.
Идею подсказали сами родители. Район, где
находится школа, – один из самых промышленных в
городе, не имеющий на своей территории ни вузов,
ни музеев, ни театров. Культурными центрами могут
стать школы, но там все не так гладко. Система
прежних ценностей и отношений разрушена, новой
взамен не создано. Бесконечные призывы к
гуманизации и демократизации школьной жизни
натыкаются на прагматичный вопрос: как это
сделать? В общем, дело шло к революционной
ситуации, когда мудрые родители поняли, что
решать все школьные проблемы можно только
объединившись – между собой и с учителями. С этим
и пришли в школу.
Педагоги тоже понимали, что жить по-прежнему
больше нельзя, но не знали, с чего начать
изменения. Заручившись поддержкой родителей,
стали действовать решительнее.
Встреча с психологом Валентиной Ляудис и
знакомство с ее технологией совместной
продуктивной деятельности (СПД) оказались как
нельзя кстати. Взаимодействие и сотрудничество,
на которых построена технология, – это то что
нужно. Но оказалось, что это новое качество нужно
еще суметь вырастить.
Автор технологии считает, что выращивание новых
отношений происходит в деятельности. В СПД важен
не только результат, но и процесс подготовки, в
котором каждый берет на себя какую-то роль: один
– генератор идеи, другой – организатор, третий –
исполнитель. Каждый проявляет те качества, к
которым готов в данный момент.
Высший пилотаж совместной продуктивной
деятельности – решение социально значимых
задач.
Школа находится на берегу озера, которое хоть и
является памятником культуры, никем не
охраняется, рассказывают директор школы Вера
Брюхова и заместитель директора по науке Любовь
Сайфутдинова. Там же, на берегу, трубопрокатный
завод, отходы которого сбрасываются в озеро. Мы
поставили перед собой задачу – благоустроить
эту территорию. Но прежде чем организовать
субботники, расспросили работающих на этом
заводе родителей, что сбрасывается, в каком
количестве, насколько это опасно, подключились к
юристам, обратились в администрацию района.
Затем ребята писали сочинение на экологическую
тему, после чего выпустили листовки, а когда их
редактировали, попутно вспоминали правила
русского языка. Такой вот комплексный подход.
А три года назад взяли шефство над интернатом,
который находится в этом же районе. Был день
святого Валентина, который отмечается в школе
всегда широко, и вдруг кто-то из ребят предложил:
а почему бы нам не устроить такой же праздник
любви и добра в интернате? Теперь операция
“Милосердие” стала традицией.
Есть задачи и попроще – на первый взгляд они не
имеют социальной значимости, но скорее всего
результат, на который они работают, просто
оттянут во времени. Например, зашел разговор о
проблеме здорового образа жизни. Как показать
ребятам, что здоровье – это ценность, как убедить
их, что заботиться о здоровье необходимо? Эти
вопросы обсуждались на протяжении месяца, как
обычно, подключились и родители. А потом
составляли задачи на валеологические темы –
самые интересные из них войдут в сборник задач (с
фамилией автора, разумеется), которым будут
пользоваться ученики этой же школы (а может быть,
и не только этой).
Или вот еще пример. Прошлой зимой в городе
свирепствовал грипп. Задумались: как
предотвратить его в школе? Организовали фиточай,
кислородный коктейль, ежедневно в каждом классе
меняли на тарелке чеснок. Педагогов немало
удивила трогательная забота детей друг о друге. В
результате дети начальной школы не ходили на
карантин.
В общем, педагоги школы № 77 убедились, что без
общественного управления школе сегодня не
выжить. Но собираются ли они допускать родителей
к реальному управлению – к распределению
бюджетных денег, к участию в изменении
содержания образования?
Пока они не говорят решительного “да”, впрочем,
не говорят и категоричного “нет”. Может быть,
уже серьезно задумываются над этим?
Тема:
“Школа как центр интеграции основного,
дополнительного и домашнего образования”
Адрес: Санкт-Петербург, негосударственное
образовательное учреждение “Унисон”
Авторы: директор Л.Чиховская, Л.Герапинович
Очень
интересный проект представила на экспертизу
частная школа “Унисон” из Петербурга, созданная
в 1995 году по просьбе родителей для детей, которые
уже четыре года до этого обучались в Школе
раннего развития в Аничковом дворце. Традиции
работы с детьми в рамках дополнительного
образования стали традициями работы школы.
Демократичные отношения в кружке между взрослым
и ребенком, возможность собственного выбора
деятельности стали частью школьной атмосферы.
Учителя попытались соединить в ежедневной
образовательной практике основное,
дополнительное и домашнее образование. Цель
эксперимента звучала, мягко говоря, обобщенно –
раскрытие природных возможностей ребенка. Но
практически сразу авторы проекта – Лариса
Рудольфовна Герапинович и Лариса Викторовна
Чиховская постарались объяснить, что конкретно
стоит за этим. Возникло ключевое слово “среда”
как основа этого эксперимента, которую и
собираются выстраивать учителя вместе с
родителями. Такое сотрудничество считается в
школе очень важным, потому что ребенок
образовывается не только на уроках. Среда
образуется из множества мелочей – из
возможности приходить в школу отдохнувшим и
выспавшимся в 9.30, из приветствия учителя,
интересующегося ежедневным состоянием ребенка,
из непохожести некоторых учебных занятий на
уроки.
Педагогами школы разработана программа “Малыши
в Эрмитаже” для детей 6–9 лет, в основе которой
идея совместного посещения музея мамой, папой и
дочкой, когда родители становятся главными
учителями. Это оказывается гораздо эффективнее,
чем вести в музей весь класс. Общаясь с
собственными родителями по поводу искусства,
ребенок, во-первых, целиком сосредотачивается,
потому что никто из одноклассников не отвлекает
его, а во-вторых, он может вместе с родителями
пережить новые, особенные ощущения, говорить с
ними об этом, а не только об уроках.
Такая программа – часть целенаправленного
сотрудничества с родителями. Как говорит Лариса
Рудольфовна, важно, чтобы родители были не просто
проинформированы о процессах развития своего
ребенка, его достоинствах и недостатках, а
становились бы сначала соисполнителями
проектов, а потом авторами и соавторами,
выстраивая вместе с учителями и при участии
детей образовательные программы.
Кроме привычных всем родительских собраний, в
школе существует родительский клуб, где взрослые
имеют возможность обсуждать проблемы
воспитания, получать индивидуальные
консультации. А главное, как говорит Лариса
Викторовна, – чувствовать значимость
собственной родительской миссии.
Основные способы обучения в “Унисоне” –
собственный опыт, переживания, вовлечение в
образовательный процесс важных для ребенка
проблем, формирование универсальных методов
познания через межпредметное обучение, а не
изолированное друг от друга изучение наук,
искусств и ремесел. Дополнительное образование
при таком подходе ставится даже не рядом с
основным, а видится его составляющей частью.
– Почему родилась идея такой интеграции? Потому
что в дополнительном образовании нам видится
огромный неиспользованный потенциал. Мы
подумали: почему бы не построить образование на
тех основаниях, которые приняты, например, в
детских клубах, – на личном участии в процессе и
личной заинтересованности, отношениях
сотрудничества между взрослым и ребенком?
Поэтому мы и взялись строить модель такой школы.
Тема:
”Развитие муниципальной системы образования
Буйнакского района Республики Дагестан в целях
создания рынка образовательных услуг,
удовлетворяющих потребности агропромышленного
сектора района, функционирующего в условиях
становления новых экономических отношений”
Адрес: Республика Дагестан, Буйнакск
Автор: Буйнакское районное управление
образования
Еще
за день до начала фестиваля заместитель
начальника Буйнакского районного управления
образования Абий Абиев ходил в камуфляжной
форме. Сразу после взрыва в Буйнакске был
организован штаб отряда народного ополчения, а
Абий Магомедович возглавил в нем оперативный
отдел. До последнего дня он не был уверен, что
приедет.
И все-таки приехал. Он считает, что общественные
институты учительства – это единственная
сегодня сила, на которую может опереться
государство, и что возрождение страны невозможно
без развития образования. Школа сегодня осталась
носителем хороших традиций и идеалов. На
августовском совещании в зале, где собрались
учителя, был вывешен плакат: “Благополучие
страны – через образование”.
– На ближайшие десять лет, – говорит Абий
Магомедович, – это наш основной лозунг.
И народ, судя по всему, не утратил доверия к школе.
Нынешний учебный год в Буйнакском районе должен
был начаться в конце сентября. Работники
управления образования объехали все города и
села, чтобы сообщить эту весть и успокоить
жителей, – так безопаснее. Но 1 сентября учителя,
ученики и их родители все как один пришли в школы.
Основная идея, которую привез Абий Магомедович
на “Авторскую школу”, – как подготовить новое
поколение детей к рыночным условиям.
– В основе любой политики и идеологии лежат
экономическое благосостояние и благополучие. Ну
не могу я говорить ребенку о добром, вечном, если
ему нечего есть или не в чем идти в школу. Очень
важно научить школы самостоятельно
зарабатывать, и мы пытаемся это делать: многим
школам района мы выделили землю в бессрочное
пользование – от 5 до 30 гектаров. Вид
деятельности школе предложено выбрать самой,
форму организации – малое предприятие,
кооператив, акционерное общество – тоже. А
учредителем пусть станет педагогический
коллектив, у которого помимо организаторских
способностей есть еще и огромная
ответственность.
Идея развития района (региона, города, села) через
образование сегодня все больше и больше
становится популярной. Но Буйнакскому району,
как никакому другому, воплотить ее в жизнь будет
не просто, и Абий Магомедович это хорошо
понимает: поколение, на которое он и его
единомышленники делают ставку, слишком рано
испытало ужасы войны, понадобится немало сил и
времени, чтобы восстановить психику девчонок и
мальчишек, которых выводили из родного дома под
дулом автомата, на глазах у которых мучили и
убивали мать, отца, брата, сестру.
Война стала рубежом между прошлым и будущим.
Тема:
”Трехступенчатая система формирования
и развития экологической культуры учащихся”
Адрес: Орел,средняя школа № 18
Авторы: директор школы М.Коренев, А.Павлов
Если
устроить жизнь в школе так, чтобы все – и
маленькие, и большие – жили не просто рядом с
миром природы, но в нем самом, может получиться
интересный эксперимент. Учителя орловской школы
№ 18 разработали целую систему экологического
образования, которое осуществляется не только в
классе, хотя всевозможные звери приходят к
ребятам прямо в класс.
А бывает и так – на перемене на стене появляется
объявление: “Занятия будут проходить в зеленом
классе”. И ребята мчатся в раздевалку
переобуваться, потому что сегодня урок биологии
– на берегу пруда, во дворе школы или в
биокомплексе, который ученики разных поколений
создали сами, отремонтировав полуразрушенную
теплицу. Биокомплекс – гордость восемнадцатой
орловской школы. В разное время в нем поселились
королевские змеи, ящерицы, рыбы, обезьяны. Живут
там и обычные серенькие птицы средней полосы. Их
приносят сами ребята, подбирая раненых на улице,
выхаживают вместе с учителями. Все эти уроки
среди животных и растений не эпизодическая акция
вроде похода в зоопарк всем классом. Это часть
стройной, продуманной системы экологического
образования, существующей в школе уже пятнадцать
лет. Дети и взрослые вместе живут так, чтобы
чувствовать свое место в природе, которая
окружает их. Настоящий дремучий лес – в
километре от школы. Поэтому своеобразная
философия леса – основа ежедневной
педагогической практики. Главные слова здесь –
“внимание”, “уважение”, “помощь”, “любовь” и
“интерес”.
– Как в лесу растут всевозможные травы, –
рассказывает Александр Александрович Павлов,
учитель биологии и руководитель школьного
лесничества “Орел”, – так у нас в школе
существуют разные виды уроков, например, уроки
мышления, погружения, во время которых ребята
учатся самостоятельно получать
исследовательские данные, работают с
дополнительной литературой. Какие-то формы
уроков рождаются и продолжают развиваться, а
какие-то умирают.
Но уроки не единственный способ дать
экологическое образование всем. В школе работает
двадцать девять (!) кружков экологической
направленности, которые ведут ученики восьмых –
десятых классов. Раз в неделю ребята собираются
вместе с Александром Александровичем на
своеобразный педсовет, обсуждают возникающие
проблемы. Среди старшеклассников много актеров
экологического театра, который ставит спектакли
для учеников начальных классов. Материалом
служат рассказы и сказки о животных и растениях,
но часто актеры пишут пьесы сами.
– Вторая ступень – краеведческая работа,
участие в экологических экспедициях. Это как
кустарники – в лесу их гораздо меньше. Вот и мы не
вовлекаем в эту работу абсолютно всех. Ее
выбирают желающие.
На каникулах ребята ездят в экспедиции по
ближайшим селам. Одна группа изучает и
записывает местный фольклор, фотографирует
вышивки, предметы быта, а другая анализирует
местную экологическую обстановку, чистит
родники, убирает мусор.
Высшая ступенька этой системы – “деревья”. Как
говорит Александр Александрович, это работа
экологического объединения – школьного
лесничества. Начиная с седьмого класса любой
ученик школы может стать его членом. Как правило,
именно к этому времени все ребята уже достаточно
погружены во всеобщую экологическую
деятельность и легко делают выбор: кто-то
становится орнитологом, кто-то лесоводом, кто-то
охраняет школьные посадки, кто-то следит за
состоянием пруда. Работать в лесничестве
интересно – всегда что-нибудь происходит: то
изготавливают очередную сотню кормушек для птиц,
то выпускают красивейшие экологические плакаты
и стенгазету, то собираются в “Орленок” на смену
юннатов. А сейчас в школе ведется работа по
созданию клуба “Интерэко” для международных
связей с детскими экологическими организациями.
Но при чем тут учитель, ведь всем этим можно
прекрасно заниматься во внеурочное время?
– Я не случайно выбрал образ леса, чтобы
объяснить то, что мы делаем. Учитель – это почва,
на которой растут все эти травы, кустарники и
деревья. Он заражает детей любовью к природе и
людям, это как питательные вещества, необходимые
для роста. Но ребенок сам должен взять их.
Александр Александрович скромно умалчивает о
том, что же такого должен сделать учитель, чтобы
ребенок сам взял это. Он с неохотой рассказывает
о порезанных пальцах (вставляли с ребятами
стекла в биокомплексе), о шести тысячах книжек в
его доме, которые всегда могут брать ребята.
Конечно, если малыши ежедневно видят вокруг себя
такую жизнь, к седьмому классу они обязательно
попросятся в экспедицию и в лесничество. И не
кинут камнем в ворону. Может быть, поэтому прямо
во дворе школы гнездятся четырнадцать видов
птиц.
Тема:
“Сельская школа как базовое звено муниципальной
системы образования”
Адрес: Алтайский край, пос. Тальменка, средняя
школа № 1
Автор: В.Колесников
«Социально-образовательная
тропа” – это показалось так необычно, что люди,
пришедшие на защиту проекта маленькой
поселковой школы, даже просили несколько раз
уточнить, что имеется в виду. И Владимир
Владимирович Колесников с удовольствием
рассказывал. Педагоги маленькой школы в
алтайском поселке Тальменка так построили
учебный процесс, что каждый ребенок с помощью
учителей и родителей может построить
собственную образовательную программу. Именно
она и называется “социально-образовательная
тропа”. Существует несколько направлений, по
которым можно двигаться. Собственно
образовательное, когда ребенок практически уже в
начальной школе выбирает профиль занятий –
математика, экология, гуманитарные дисциплины.
Второй уровень – уровень общего развития, когда
можно выбрать какой-нибудь кружок из
существующих в школе – танцы, музыка, живопись,
спорт. И, наконец, еще один уровень выбора, с
выходом за рамки школьного помещения, –
возможность для ребенка выстраивать собственную
деятельность в поселковом музее, библиотеке или
школе искусств. Разумеется, можно выбирать сразу
несколько направлений, а можно ограничиться
чем-то одним. Можно несколько лет двигаться по
одной и той же траектории, а можно каждый год
изобретать новую. Старшеклассники легко
выстраивают такую траекторию совершенно
самостоятельно, младшим школьникам и ученикам
средних классов помогают учителя и родители.
Получается очень красиво – при такой системе
образования школа становится центром жизни
деревни, села, поселка. Но это не означает, что вся
жизнь происходит в школе. Просто благодаря СОТам
(как сокращенно называются программы
индивидуального образовательного движения) в
процесс образования включается вся
инфраструктура округи – музей, библиотека,
реабилитационный центр, школа искусств. Они
обретают возможность не только укрепить свои
позиции среди населения, но и простраивать
взаимосвязи сотрудничества друг с другом. И
возникает то, что сами дети называют “сотовая
связь”, в эту образовательную сеть включаются и
другие близлежащие школы.
Для того чтобы отслеживать продвижение ребенка
по “тропе”, существует особый маршрутный лист, в
котором фиксируются его индивидуальные
достижения. И тогда получается, что образование
выстраивается не сверху, от взрослого, который
заранее знает, что нужно ребенку, а снизу, от
ученика и его родителей. Понятно, что при таком
положении вещей довольны все, ребенок учится с
охотой. Потому что чувствует: это он для себя
выбрал. Родители не ломают голову, как отвезти
ребенка в город, чтобы он получил желанное
музыкальное образование, потому что в поселке
есть своя школа искусств или музыкальный класс
внутри школы. А поселковая библиотека не
доживает последние дни, а вовсе даже наоборот.
Потому что ее услуги востребованы населением.
Всем хорошо, полная гармония, разве это не
достойная причина для эксперимента?
Тема:
”Школа совместной деятельности: концепция,
модель развития современной школы”
Адрес: Томск, муниципальная средняя
общеобразовательная школа № 49
Автор: д.п.н. профессор Г.Прозументова
Учителя
этой школы принципиально не хотят называть
учеников гимназистами или лицеистами. Они
считают возможным учить всех. Более того, это
правило распространяется и на учителей. Вовсе не
каждый из них изначально готов к
экспериментальной работе. Среди педагогов
всегда есть те, кому легче работать привычным
образом.
– В этом суть эксперимента, – говорит Галина
Николаевна Прозументова, руководитель проекта.
– Мы считаем, что можно успешно учить и развивать
абсолютно всех. Но для этого в школе должно
существовать разноуровневое пространство
совместной деятельности. Но это не набор
отдельных хорошо работающих приемов, это образ
жизни. Потому что и знания, которые получают дети,
и особенности каждого ребенка напрямую связаны с
тем, какие варианты совместной деятельности
удается построить.
Томская школа № 49 – это пространство разных
способов соорганизации детей и взрослых. Его
образуют не только всевозможные кружки и клубы,
но и разные формы учебной работы. Существует,
например, несколько типов уроков. Во время уроков
заданий главное действующее лицо – учитель, на
требования которого ориентируется ребенок.
Близок к такому уроку урок-проблема. И в нем лидер
– учитель, хотя задачи уже ставятся другие – не
простое воспроизведение по образцу, а поиск
ответа в проблемных ситуациях. Конечно, здесь для
ребенка больше возможностей проявлять
собственную инициативу, но все равно до ситуации
сотрудничества еще далеко. И, наконец, высшая
форма: урок- диалог ребенка и учителя как двух
равных в поиске истины людей. Разумеется, дети
обожают такие уроки и часто выбирают их. Но еще
интереснее уроки-проекты, которые дети часто
организуют сами – например, третьеклассники
выбирают, на каких примерах и задачках они будут
разбираться с делением в столбик. В конце урока
обязательно общая рефлексия: что получилось – не
получилось. Кроме того, в школе бывают даже целые
проектные недели, во время которых несколькими
параллелями осуществляется какой-нибудь
образовательный проект. Скажем, был Кошачий день
– и все дети тащили в школу живых кошек и
всевозможную информацию о них.
Такое разноуровневое пространство деятельности
чрезвычайно интересно анализировать. В
рефлексию включаются уже младшие школьники,
пытаясь объяснять мотивы своего выбора. Но,
конечно, исследовательская деятельность –
главная забота взрослых. На всевозможных
семинарах они постоянно обсуждают, что
происходит с ними, с детьми, есть ли продвижение в
их профессиональной деятельности. В процессе
обсуждения постепенно начали меняться критерии,
по которым отслеживается детский рост. Теперь
педагогов интересуют не только детская
успеваемость и процент поступления в вузы, но и
мотивация ребенка к деятельности, его умение
выбирать наиболее эффективные способы работы,
анализировать ее.
Каждая исследовательская группа хотя бы раз в
год устраивает мастерскую, иллюстрируя теорию и
практику ежедневной работы. Существует
специальный научно-методический совет, в который
входят все педагоги, ведущие исследования.
Постараться включить в исследовательскую
деятельность абсолютно всех взрослых –
сверхзадача, которую ставят себе Галина
Николаевна и ее коллеги. Она говорит:
– Совершенно бесполезно призывать педагогов к
гуманизму, пока сам способ деятельности
вынуждает их действовать авторитарно. Педагог
буквально не замечает в этом случае ребенка,
между ними стоит предмет. А в процессе
исследовательской деятельности взрослый
прямо-таки натыкается на ребенка, он начинает
интересоваться ребенком вообще, а не только
учеником.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|