Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив
Сергей Ташевский

Музыка, всюду музыка

И все-таки ее уже почти не слышно...

1

В Древнем Египте для строительства некоторых зданий использовался музыкальный кирпич. Таким образом создавались симфонии в камне (понятие, пришедшее в современную архитектуру с берегов Нила). Чтобы услышать постройку из музыкального кирпича, нужно было сильно ударить по одному из камней фундамента. К сожалению, ни одно из зданий той эпохи не дошло до наших дней в полной сохранности, а при отсутствии хотя бы одного из кирпичей строение при ударе не издает ни звука. Секрет музыкального кирпича был утрачен в начале нашей эры. Согласно же многочисленным легендам звучание построек из него могло продолжаться часами и прекращалось лишь после резких хлопков ладонями. Возможно, отсюда берет свое начало традиция аплодисментов.

2

Известно, что ручьи и водопады Телецкого озера и долины Челушмана (Алтай) издают звуки, которые сплетаются в сложнейшие мелодии, часто повторяющие классические произведения композиторов. При этом в репертуар озера входят и вполне современные музыкальные опусы, и средневековая музыка, и вовсе неузнаваемые напевы. Легче всего предположить, что это игра воображения слушателя, но несколько человек всегда слышат одно и то же. Более мистическое предположение – что эта музыка существовала здесь всегда (поскольку репертуар того или иного водопадика никогда не обновляется и меняется лишь при перемещении слушателя к другому источнику). Но тогда придется признать вечной музыкой и частушки, которые постоянно раздаются на перекатах при впадении реки Башкаус в Челушман. Возможно, где-то играется и современная эстрада. Почему бы и нет?

3

Количество по-настоящему новых мелодий, придуманных человечеством, примерно эквивалентно количеству новых музыкальных инструментов. Вот почему в симфонической музыке, где действует классический набор скрипок, ударных и духовых, сегодня, наверное, нельзя создать великого произведения.

4

А антропологические исследования доказывают, что слух людей, не знакомых с европейской музыкой, гораздо более чуток и воспринимает звуки в большем диапазоне частот. Кроме того, он улавливает больше обертонов, и это можно считать наглядным доказательством пагубности нотной системы. Впрочем, в какой бы системе знаков ни записывали музыку, слух всегда теряет смысл.

5

А между тем современные электронные инструменты по естественности звучания вполне соперничают с подлинными. И, таким образом, удается заставить звучать мелодию без утраченных обертонов – музыкальных кирпичиков, столь необходимых египетским строителям. Музыкальное творчество многие века идет по пути экстраполяции, и потери от этого совершенно неощутимы – но не потому, что малы, а потому, что мы не в силах их осознать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru