Музыка, всюду музыка
И все-таки ее уже почти не слышно...
1
В Древнем Египте для строительства некоторых
зданий использовался музыкальный кирпич. Таким
образом создавались симфонии в камне (понятие,
пришедшее в современную архитектуру с берегов
Нила). Чтобы услышать постройку из музыкального
кирпича, нужно было сильно ударить по одному из
камней фундамента. К сожалению, ни одно из зданий
той эпохи не дошло до наших дней в полной
сохранности, а при отсутствии хотя бы одного из
кирпичей строение при ударе не издает ни звука.
Секрет музыкального кирпича был утрачен в начале
нашей эры. Согласно же многочисленным легендам
звучание построек из него могло продолжаться
часами и прекращалось лишь после резких хлопков
ладонями. Возможно, отсюда берет свое начало
традиция аплодисментов.
2
Известно, что ручьи и водопады Телецкого озера
и долины Челушмана (Алтай) издают звуки, которые
сплетаются в сложнейшие мелодии, часто
повторяющие классические произведения
композиторов. При этом в репертуар озера входят и
вполне современные музыкальные опусы, и
средневековая музыка, и вовсе неузнаваемые
напевы. Легче всего предположить, что это игра
воображения слушателя, но несколько человек
всегда слышат одно и то же. Более мистическое
предположение – что эта музыка существовала
здесь всегда (поскольку репертуар того или иного
водопадика никогда не обновляется и меняется
лишь при перемещении слушателя к другому
источнику). Но тогда придется признать вечной
музыкой и частушки, которые постоянно раздаются
на перекатах при впадении реки Башкаус в
Челушман. Возможно, где-то играется и современная
эстрада. Почему бы и нет?
3
Количество по-настоящему новых мелодий,
придуманных человечеством, примерно
эквивалентно количеству новых музыкальных
инструментов. Вот почему в симфонической музыке,
где действует классический набор скрипок,
ударных и духовых, сегодня, наверное, нельзя
создать великого произведения.
4
А антропологические исследования доказывают,
что слух людей, не знакомых с европейской
музыкой, гораздо более чуток и воспринимает
звуки в большем диапазоне частот. Кроме того, он
улавливает больше обертонов, и это можно считать
наглядным доказательством пагубности нотной
системы. Впрочем, в какой бы системе знаков ни
записывали музыку, слух всегда теряет смысл.
5
А между тем современные электронные
инструменты по естественности звучания вполне
соперничают с подлинными. И, таким образом,
удается заставить звучать мелодию без
утраченных обертонов – музыкальных кирпичиков,
столь необходимых египетским строителям.
Музыкальное творчество многие века идет по пути
экстраполяции, и потери от этого совершенно
неощутимы – но не потому, что малы, а потому, что
мы не в силах их осознать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|