Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив

Шпорная книга

Смирнов В.И.
Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. –
М.: Педагогическое общество России, 1999

Может, кому-то мое определение покажется странным или неграмотным, но книга, о которой здесь пойдет речь, действительно весьма шпорная. Только она не вызывает шпоры (или споры), как вы подумали. Она их содержит.

Шпоры, или шпаргалки, постепенно переходят из состояния нелегальной рукописной литературы в разряд уважаемых учебных пособий. Этому способствует общая для современной культуры ситуация выхода неофициального массового творчества из-под государственного контроля. Для кого-то это победа самиздата, для кого-то триумф ненормативной лексики, для кого-то сборники готовых домашних заданий и «золотого фонда» вступительных сочинений.

Поток информации во всех областях знаний уже давно вышел из берегов. Осмыслить или даже охватить взглядом научную и популярную литературу по проблемам педагогики, издающуюся сегодня, – задача почти непосильная для одной головы. Если же прибавить к этому требование освоить не менее чем трехвековой опыт предшественников в деле организации образования, она становится и вовсе неразрешимой. В результате возникает парадокс: знаний навалом, но никто ничего толком не знает.

Глобально мыслящие люди в таких ситуациях начинают составлять энциклопедии. Творчески настроенные – разрабатывают учебники. Ну а те, кто попроще, пишут шпаргалки. Между прочим, те, кто хоть раз пробовал, знают: написать хорошую шпору не так легко. Все ее содержание должно жестко отвечать двум принципам: серьезнее и глубже пока не нужно, но короче и проще уже нельзя. Книга В.И. Смирнова трактует основные принципы и понятия общей педагогики именно так.

Тем, кто привык думать над книгой и спорить с автором, лучше сразу взять в руки что-то другое. Потому что думать здесь по большому счету не о чем и спорить не с кем. Автор сознательно избирает телеграфный стиль общения с читателем. Особенно это придется по душе студенту, готовящемуся к схватке с экзаменатором. Книга сама задает читателю все возможные вопросы и дает короткие исчерпывающие ответы на них. Все определения выделены жирным шрифтом (в учебниках их обычно приходится обводить карандашом). Для «гурманов» в качестве иллюстраций к тем или иным педагогическим концепциям даны маленькие (не больше полстранички) цитаты из классиков педагогической мысли. Одним словом, прочитавший и запомнивший хотя бы треть от содержания произведет на экзаменатора впечатление хорошо ориентирующегося в педагогике специалиста.

Кстати, специалисту (преподавателю, методисту, ученому) книга тоже не будет лишней. Кто в наше время может похвастаться способностью перечислить, например, все виды общения? Или подробно описать структуру воспитания как педагогического явления? Или раскрыть функции современной семьи? Конечно, к реальному образованию эти словесные конструкции зачастую имеют весьма отдаленное отношение или вообще никакого. Но ведь не все же детей воспитывать, надо иногда и отчет состряпать или с докладом на конференции выступить, а там без теории никак.

Еще раз напоминаю, что воспитывать и учить детей на основе этой книги (впрочем, как и любой другой) не стоит. Она создана сугубо для взрослых игр в образовательном пространстве. Попросту она нужна вам как защитная броня, чтобы вас не заклевали более подкованные партнеры по игре. Написали вы, скажем, авторскую программу, а методист ее утверждать не спешит и задает вам вопрос: «Все ли задачи умственного воспитания решаются в предложенном вами курсе?» Неподготовленный человек честно ответит: «не знаю» или «не все» – и проиграет. А вы быстренько заглянете в книжку и скажете, что ваша программа в первую очередь и направлена на «формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании чувства долга и ответственности» и т.п., и дело в шляпе – вы выиграли! Глупый методист от вас отстанет, умный еще и продвинет, как «педагогически подготовленного к грамотному решению сложных учебных задач».

Так что чем самим писать ночами шпаргалки, покупайте готовые и пользуйтесь на здоровье. Только не забудьте выбросить их, когда придете в класс к детям.

Степан ПЕРМИТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru