Шпорная книга
Смирнов В.И.
Общая педагогика в тезисах, дефинициях,
иллюстрациях. –
М.: Педагогическое общество России, 1999
Может, кому-то мое определение покажется
странным или неграмотным, но книга, о которой
здесь пойдет речь, действительно весьма шпорная.
Только она не вызывает шпоры (или споры), как вы
подумали. Она их содержит.
Шпоры, или шпаргалки, постепенно переходят из
состояния нелегальной рукописной литературы в
разряд уважаемых учебных пособий. Этому
способствует общая для современной культуры
ситуация выхода неофициального массового
творчества из-под государственного контроля. Для
кого-то это победа самиздата, для кого-то триумф
ненормативной лексики, для кого-то сборники
готовых домашних заданий и «золотого фонда»
вступительных сочинений.
Поток информации во всех областях знаний уже
давно вышел из берегов. Осмыслить или даже
охватить взглядом научную и популярную
литературу по проблемам педагогики, издающуюся
сегодня, – задача почти непосильная для одной
головы. Если же прибавить к этому требование
освоить не менее чем трехвековой опыт
предшественников в деле организации
образования, она становится и вовсе
неразрешимой. В результате возникает парадокс:
знаний навалом, но никто ничего толком не знает.
Глобально мыслящие люди в таких ситуациях
начинают составлять энциклопедии. Творчески
настроенные – разрабатывают учебники. Ну а те,
кто попроще, пишут шпаргалки. Между прочим, те,
кто хоть раз пробовал, знают: написать хорошую
шпору не так легко. Все ее содержание должно
жестко отвечать двум принципам: серьезнее и
глубже пока не нужно, но короче и проще уже
нельзя. Книга В.И. Смирнова трактует основные
принципы и понятия общей педагогики именно так.
Тем, кто привык думать над книгой и спорить с
автором, лучше сразу взять в руки что-то другое.
Потому что думать здесь по большому счету не о
чем и спорить не с кем. Автор сознательно
избирает телеграфный стиль общения с читателем.
Особенно это придется по душе студенту,
готовящемуся к схватке с экзаменатором. Книга
сама задает читателю все возможные вопросы и
дает короткие исчерпывающие ответы на них. Все
определения выделены жирным шрифтом (в учебниках
их обычно приходится обводить карандашом). Для
«гурманов» в качестве иллюстраций к тем или иным
педагогическим концепциям даны маленькие (не
больше полстранички) цитаты из классиков
педагогической мысли. Одним словом, прочитавший
и запомнивший хотя бы треть от содержания
произведет на экзаменатора впечатление хорошо
ориентирующегося в педагогике специалиста.
Кстати, специалисту (преподавателю, методисту,
ученому) книга тоже не будет лишней. Кто в наше
время может похвастаться способностью
перечислить, например, все виды общения? Или
подробно описать структуру воспитания как
педагогического явления? Или раскрыть функции
современной семьи? Конечно, к реальному
образованию эти словесные конструкции зачастую
имеют весьма отдаленное отношение или вообще
никакого. Но ведь не все же детей воспитывать,
надо иногда и отчет состряпать или с докладом на
конференции выступить, а там без теории никак.
Еще раз напоминаю, что воспитывать и учить
детей на основе этой книги (впрочем, как и любой
другой) не стоит. Она создана сугубо для взрослых
игр в образовательном пространстве. Попросту она
нужна вам как защитная броня, чтобы вас не
заклевали более подкованные партнеры по игре.
Написали вы, скажем, авторскую программу, а
методист ее утверждать не спешит и задает вам
вопрос: «Все ли задачи умственного воспитания
решаются в предложенном вами курсе?»
Неподготовленный человек честно ответит: «не
знаю» или «не все» – и проиграет. А вы быстренько
заглянете в книжку и скажете, что ваша программа
в первую очередь и направлена на «формирование
мотивации учебно-познавательной деятельности,
развитие познавательных интересов, потребности
в самообразовании чувства долга и
ответственности» и т.п., и дело в шляпе – вы
выиграли! Глупый методист от вас отстанет, умный
еще и продвинет, как «педагогически
подготовленного к грамотному решению сложных
учебных задач».
Так что чем самим писать ночами шпаргалки,
покупайте готовые и пользуйтесь на здоровье.
Только не забудьте выбросить их, когда придете в
класс к детям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|