Нескучный учебник?
Неплохой задачник
Александрова Г.
Занимательный русский язык. –
СПб.: Тригон, 1999
Из года в год ко мне приходят необученные
старшеклассники. Они в большинстве своем
неграмотно пишут, невыразительно говорят,
невнимательно и без удовольствия читают. А еще
они очень сильно не любят школьный предмет
русский язык. Он стал для них символом скуки.
Не так давно они учились в средних классах. И
тогда, подозреваю, уже были необученными. Беда
случилась еще раньше – в начальной школе.
Будущая безграмотность, как и нелюбовь к
словесности в целом, была предопределена, когда
взрослым не удалось увлечь детей изучением
языка. Скорее всего это произошло (и продолжает
происходить) прежде всего потому, что учителя
начинают прямо с правил.
Вспомните свои детские впечатления. Что вам
сказали чуть ли не на первом уроке русского
языка, едва он перестал быть письмом и вы более
или менее овладели искусством выведения букв на
бумаге? По-моему, для большинства из нас познание
родного языка в школе началось с сурового
указания «ЖИ, ШИ пиши с буквой И!». Требование
само по себе вполне обоснованное. Но маленький
человек воспринимает его не так, как взрослый.
Первокласснику вообще непонятно, почему надо
писать грамотно. Ему неплохо и без правил
орфографии. А они лавиной обрушиваются на его
голову. Дальше в течение многих школьных лет
следует непрестанное: «Выучите орфограмму!»,
«Вставьте пропущенные буквы!», «Вставьте
недостающие знаки препинания!» Боже мой, какая
тоска!
Можно, оказывается, и по-другому. Г.Александрова
– автор книги «Занимательный русский язык»,
вышедшей в серии «Нескучный учебник», – начинает
разговор о языке с того, что предлагает ребятам
вслушаться в окружающие их звуки: шелест листвы,
завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц.
Школьникам предстоит понять, что язык тоже
состоит из звуков, только использует их
по-особому. Вместо правил в рамочках будут
веселые стихи, разнообразные загадки и ребусы.
Ученику придется разбираться в споре гласных и
согласных звуков о том, кто из них важнее; решать,
как не перепутать людей, имеющих одинаковые
имена и фамилии; смеяться над тем, как из-за
ошибки телеграфистки человеку выслали вместо
коробки с пастелью всю его постель – матрас,
подушку, одеяло… И так далее и тому подобное.
Особенно приятно, что в роли иллюстративного
материала в книге используются по преимуществу
яркие тексты, написанные талантливыми людьми.
Здесь и отрывки из классических произведений
литературы, и стихотворения современных авторов:
Н.Матвеевой, Г.Сапгира, И.Токмаковой и других.
Можно, казалось бы, забеспокоиться: а не
происходит ли подмены обучения развлечением?
Думаю, что нет. Даже напротив. Учебник
Г.Александровой при грамотном использовании
позволяет учителю работать с учениками младших
классов по программе более сложной, чем
традиционная. С удовольствием читая и увлеченно
играя, дети освоят такие непростые понятия, как,
например, фонема (ее смыслоразличительная
функция ярко продемонстрирована в стихотворении
Б.Заходера о том, как поменялись местами кот и
кит) или метафора и метонимия.
Автор пытается даже преодолеть пропасть,
издавна разделяющую академическую науку, с одной
стороны, и так называемую школьную грамматику –
с другой. «Если вам кто-нибудь скажет, что -ся –
частица, – не верьте! Не верьте даже, если скажут,
что это не простая частица, а возвратная!» –
призывает Г.Александрова. Правда, далее
утверждается: «Ся – суффикс, и ничто больше. (Об
этом единодушно говорят ученые.)» Странно: автор
не может не знать, что ученые единодушно называют
русское ся постфиксом. И если детям можно знать
термин «фонема», то почему бы не открыть им глаза
и на тонкости строения возвратных глаголов? Тем
более что слово «постфикс» ничем не хуже
разрешенного в школе «суффикса».
Допущенная здесь неточность не случайна.
Теоретическая часть книги вообще значительно
слабее практической. И потому пособие не вполне
соответствует заявленному жанру: оно имеет массу
достоинств в качестве задачника, но вряд ли может
использоваться как учебник.
Во-первых, теоретический материал изложен
довольно скупо и совсем не так увлекательно, как
было бы естественно на фоне живых и остроумных
лингвистических задач. Во-вторых, книга лишена
целостности. Многочисленные и разнообразные
сведения о языке не складываются в общую картину.
Читатели-школьники смогут почерпнуть из пособия
немало полезной информации, но не получат общего
представления о том, для чего служит язык и какие
возможности он дает человеку.
В-третьих, рассказывая о языке, Г.Александрова
то и дело допускает грубые неточности. «После
крещения Руси… – пишет она, – старославянский
язык стал одним из типов древнерусского
литературного языка». С этим трудно согласиться,
поскольку древнерусский и старославянский –
разные языки (об этом, кстати, было сказано в
предыдущем абзаце учебника) и ни один из них не
может быть типом другого. Столь же невнятен
раздел, посвященный числительному. «Количество
сосчитанных предметов называют особым словом –
числительное», – пишет Г.Александрова. В этом
предложении что-то явно не так. Вероятно, имелось
в виду, что количество предметов называют особым
словом – “числительным”. Но и такое утверждение
вызывает большие сомнения, ведь существуют
порядковые числительные, не имеющие отношения к
количеству. И уж совсем удивительно то, что автор
пособия относит к разряду числительных наречия
сколько и много, которые не обладают главной
содержательной характеристикой данной части
речи – не передают значения числа.
Как же поступать с книгой «Занимательный
русский язык»? Думается, программа действий
достаточно ясна. Педагог не ошибется, если
приобретет это издание и будет использовать как
дополнительное пособие. Игры, задачи, просто
выразительные примеры, почерпнутые из хорошей
литературы, – все это истинный клад для учителя.
Что же касается автора, то хотелось бы, чтобы он
не останавливался на достигнутом. Если
Г.Александрова дополнит главы своей книги
грамотно и живо изложенным теоретическим
материалом, если она напишет предисловие для
учителя, включающее в себя объяснение
методических принципов работы с пособием, тогда
«Занимательный русский язык» действительно
станет долгожданным нескучным учебником.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|