Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив

Нескучный учебник?
Неплохой задачник

Александрова Г.
Занимательный русский язык. –
СПб.: Тригон, 1999

Из года в год ко мне приходят необученные старшеклассники. Они в большинстве своем неграмотно пишут, невыразительно говорят, невнимательно и без удовольствия читают. А еще они очень сильно не любят школьный предмет русский язык. Он стал для них символом скуки.

Не так давно они учились в средних классах. И тогда, подозреваю, уже были необученными. Беда случилась еще раньше – в начальной школе. Будущая безграмотность, как и нелюбовь к словесности в целом, была предопределена, когда взрослым не удалось увлечь детей изучением языка. Скорее всего это произошло (и продолжает происходить) прежде всего потому, что учителя начинают прямо с правил.

Вспомните свои детские впечатления. Что вам сказали чуть ли не на первом уроке русского языка, едва он перестал быть письмом и вы более или менее овладели искусством выведения букв на бумаге? По-моему, для большинства из нас познание родного языка в школе началось с сурового указания «ЖИ, ШИ пиши с буквой И!». Требование само по себе вполне обоснованное. Но маленький человек воспринимает его не так, как взрослый. Первокласснику вообще непонятно, почему надо писать грамотно. Ему неплохо и без правил орфографии. А они лавиной обрушиваются на его голову. Дальше в течение многих школьных лет следует непрестанное: «Выучите орфограмму!», «Вставьте пропущенные буквы!», «Вставьте недостающие знаки препинания!» Боже мой, какая тоска!

Можно, оказывается, и по-другому. Г.Александрова – автор книги «Занимательный русский язык», вышедшей в серии «Нескучный учебник», – начинает разговор о языке с того, что предлагает ребятам вслушаться в окружающие их звуки: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Школьникам предстоит понять, что язык тоже состоит из звуков, только использует их по-особому. Вместо правил в рамочках будут веселые стихи, разнообразные загадки и ребусы. Ученику придется разбираться в споре гласных и согласных звуков о том, кто из них важнее; решать, как не перепутать людей, имеющих одинаковые имена и фамилии; смеяться над тем, как из-за ошибки телеграфистки человеку выслали вместо коробки с пастелью всю его постель – матрас, подушку, одеяло… И так далее и тому подобное. Особенно приятно, что в роли иллюстративного материала в книге используются по преимуществу яркие тексты, написанные талантливыми людьми. Здесь и отрывки из классических произведений литературы, и стихотворения современных авторов: Н.Матвеевой, Г.Сапгира, И.Токмаковой и других.

Можно, казалось бы, забеспокоиться: а не происходит ли подмены обучения развлечением? Думаю, что нет. Даже напротив. Учебник Г.Александровой при грамотном использовании позволяет учителю работать с учениками младших классов по программе более сложной, чем традиционная. С удовольствием читая и увлеченно играя, дети освоят такие непростые понятия, как, например, фонема (ее смыслоразличительная функция ярко продемонстрирована в стихотворении Б.Заходера о том, как поменялись местами кот и кит) или метафора и метонимия.

Автор пытается даже преодолеть пропасть, издавна разделяющую академическую науку, с одной стороны, и так называемую школьную грамматику – с другой. «Если вам кто-нибудь скажет, что -ся – частица, – не верьте! Не верьте даже, если скажут, что это не простая частица, а возвратная!» – призывает Г.Александрова. Правда, далее утверждается: «Ся – суффикс, и ничто больше. (Об этом единодушно говорят ученые.)» Странно: автор не может не знать, что ученые единодушно называют русское ся постфиксом. И если детям можно знать термин «фонема», то почему бы не открыть им глаза и на тонкости строения возвратных глаголов? Тем более что слово «постфикс» ничем не хуже разрешенного в школе «суффикса».

Допущенная здесь неточность не случайна. Теоретическая часть книги вообще значительно слабее практической. И потому пособие не вполне соответствует заявленному жанру: оно имеет массу достоинств в качестве задачника, но вряд ли может использоваться как учебник.

Во-первых, теоретический материал изложен довольно скупо и совсем не так увлекательно, как было бы естественно на фоне живых и остроумных лингвистических задач. Во-вторых, книга лишена целостности. Многочисленные и разнообразные сведения о языке не складываются в общую картину. Читатели-школьники смогут почерпнуть из пособия немало полезной информации, но не получат общего представления о том, для чего служит язык и какие возможности он дает человеку.

В-третьих, рассказывая о языке, Г.Александрова то и дело допускает грубые неточности. «После крещения Руси… – пишет она, – старославянский язык стал одним из типов древнерусского литературного языка». С этим трудно согласиться, поскольку древнерусский и старославянский – разные языки (об этом, кстати, было сказано в предыдущем абзаце учебника) и ни один из них не может быть типом другого. Столь же невнятен раздел, посвященный числительному. «Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное», – пишет Г.Александрова. В этом предложении что-то явно не так. Вероятно, имелось в виду, что количество предметов называют особым словом – “числительным”. Но и такое утверждение вызывает большие сомнения, ведь существуют порядковые числительные, не имеющие отношения к количеству. И уж совсем удивительно то, что автор пособия относит к разряду числительных наречия сколько и много, которые не обладают главной содержательной характеристикой данной части речи – не передают значения числа.

Как же поступать с книгой «Занимательный русский язык»? Думается, программа действий достаточно ясна. Педагог не ошибется, если приобретет это издание и будет использовать как дополнительное пособие. Игры, задачи, просто выразительные примеры, почерпнутые из хорошей литературы, – все это истинный клад для учителя. Что же касается автора, то хотелось бы, чтобы он не останавливался на достигнутом. Если Г.Александрова дополнит главы своей книги грамотно и живо изложенным теоретическим материалом, если она напишет предисловие для учителя, включающее в себя объяснение методических принципов работы с пособием, тогда «Занимательный русский язык» действительно станет долгожданным нескучным учебником.

Евгения БАСОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru