История одного города
Касимов: город и человек.
Народный учебник:
Экспериментальное учебное пособие (региональный
компонент содержания образования) для учащихся
старших классов.
– М.: МИРОС, 1999
Несколько лет назад в школьное образование
была введена новая образовательная область –
краеведческая. В 1996–1997 гг. она получила особое
развитие в Москве, в связи с ее 850-летним юбилеем.
К сожалению, вся программа книгоиздания по этой
теме носила некоторый отпечаток
конъюнктурности. И хотя было издано немало
неплохих по содержанию и оформлению учебных
пособий, на сегодняшний момент преподавание
москвоведения в школах либо свернуто, либо
находится в плачевном состоянии.
Беда Москвы, возможно, в том, что на ней прошла
обкатку новая для школ дисциплина. Но опыт Москвы
не пропал даром; инициатива была подхвачена в
других регионах.
Сегодня мы имеем возможность рассмотреть
учебник по краеведению, изданный не к юбилею, а
просто потому, что в нем назрела потребность.
Речь идет об учебнике для учащихся старших
классов города Касимова Рязанской области. Одна
из первых попыток по созданию учебной книги по
истории касимовского края была предпринята в 1997
г. Н.Родиным («Касимов – городец мещерский».
Рязань, 1997). Попытка оказалась удачной, за
исключением тиража издания (всего 3000 экз.) и
отсутствия методического аппарата, что не
позволяет считать данную книгу учебником в
полном смысле слова.
Последние несколько лет коллектив авторов при
Московском институте развития образовательных
систем вел разработку нового учебного пособия
для школ Касимова. В качестве концепции учебника
авторы избрали не новую, но и не слишком
распространенную идею интегрированного
учебного пособия, объединяющего под одной
обложкой сведения по истории, географии,
экологии, системе управления и других сфер жизни
города. В результате в свет вышла книга под
названием «Касимов: город и человек».
Авторам удалось адекватно возрасту и в то же
время на хорошем научном уровне изложить
содержание основных проблем, затронутых в
учебнике. Так несколько неожиданным, но
исключительно интересным оказалось включение в
учебное пособие параграфов, посвященных темам
семьи, генеалогии и демографии современного
Касимова. Именно благодаря этим разделам история
города перестала быть обезличенной и обрела
конкретно-личностные черты для каждого из
читателей. При этом авторы вовсе не склонны к
умильному сюсюканью по поводу все более
крепнущих уз землячества и роста популярности
семейных ценностей среди касимовцев. В первом
разделе дается необходимый любому образованному
человеку набор сведений о принципах генеалогии,
семейному законодательству, социологии и т.д.
Фактически авторы взяли на себя труд восполнить
пробелы в граждановедческом и правоведческом
образовании учащихся (см. глава I, глава V, глава IX).
Причем восполнение это идет не в виде
абстрактных формул и сентенций, а на конкретных
примерах, близких любому жителю города. Схемы и
диаграммы, помещенные в тексте, позволяют не
просто понять его содержание, но и задуматься
(хочется верить, что потенциальные читатели
учебника не утратили замечательной способности
задумываться) над ним. Так, например, диаграмма
способов проведения досуга (с. 24), не внушающая
особого оптимизма, может, когда-нибудь и заставит
кого-то изменить свое отношение к жизни, и
родится в Касимове новый «адмирал флота
российского» Авинов или летчик-космонавт
Аксенов…
Чрезвычайно удачной получилась глава,
посвященная истории города от момента его
основания до наших дней. Авторскому коллективу
удалось не просто дать развернутую картину
истории одного города, но и органично вписать ее
в общий контекст российского исторического
процесса. Думается, что сделать это было очень не
просто; ведь Касимов не столичный и даже не очень
крупный город. Тем не менее выход был найден
изящный и ранее в краеведческих учебниках не
встречавшийся. Заглавный параграф этой главы (§
10) представляет так называемую ленту времени
Касимова. Причем лента эта двухсоставная: на ней
в синхронистическом порядке отмечаются события
российской и городской истории.
В заключение хотелось бы кратко перечислить
очевидные плюсы и, к сожалению, минусы учебника. К
неоспоримым достоинствам учебного пособия можно
отнести его универсальность. Обычно попытки
объединения в одной книге сведений по разным
(пускай и смежным) дисциплинам оканчивались
провалом (см., например, Рогачев А.В. «Москва:
Город – человек – природа», М., 1994). При чтении
учебника о Касимове не вызывает сомнений, что он
пригоден для преподавания учителем истории, так
как информация изложена в нем доступно и
является отличным дополнением к базовому
историческому курсу.
Существенным минусом, на мой взгляд, является
явный дефицит иллюстраций. Схемы и диаграммы не
могут заменить в школьном учебнике, хотя и
написанном для старших классов, картин и
фотографий. Цветная вклейка в середине учебника,
во-первых, неудобна в пользовании, а во-вторых,
недостатка в иллюстрациях полностью
компенсировать не может (к некоторым фотографиям
авторы забыли дать подписи). Будем надеяться, что
этот недостаток всплыл лишь из-за недостатка
средств на издание и будет исправлен авторами в
дальнейшем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|