Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив

История одного города

Касимов: город и человек.
Народный учебник:
Экспериментальное учебное пособие (региональный компонент содержания образования) для учащихся старших классов.
– М.: МИРОС, 1999

Несколько лет назад в школьное образование была введена новая образовательная область – краеведческая. В 1996–1997 гг. она получила особое развитие в Москве, в связи с ее 850-летним юбилеем. К сожалению, вся программа книгоиздания по этой теме носила некоторый отпечаток конъюнктурности. И хотя было издано немало неплохих по содержанию и оформлению учебных пособий, на сегодняшний момент преподавание москвоведения в школах либо свернуто, либо находится в плачевном состоянии.

Беда Москвы, возможно, в том, что на ней прошла обкатку новая для школ дисциплина. Но опыт Москвы не пропал даром; инициатива была подхвачена в других регионах.

Сегодня мы имеем возможность рассмотреть учебник по краеведению, изданный не к юбилею, а просто потому, что в нем назрела потребность. Речь идет об учебнике для учащихся старших классов города Касимова Рязанской области. Одна из первых попыток по созданию учебной книги по истории касимовского края была предпринята в 1997 г. Н.Родиным («Касимов – городец мещерский». Рязань, 1997). Попытка оказалась удачной, за исключением тиража издания (всего 3000 экз.) и отсутствия методического аппарата, что не позволяет считать данную книгу учебником в полном смысле слова.

Последние несколько лет коллектив авторов при Московском институте развития образовательных систем вел разработку нового учебного пособия для школ Касимова. В качестве концепции учебника авторы избрали не новую, но и не слишком распространенную идею интегрированного учебного пособия, объединяющего под одной обложкой сведения по истории, географии, экологии, системе управления и других сфер жизни города. В результате в свет вышла книга под названием «Касимов: город и человек».

Авторам удалось адекватно возрасту и в то же время на хорошем научном уровне изложить содержание основных проблем, затронутых в учебнике. Так несколько неожиданным, но исключительно интересным оказалось включение в учебное пособие параграфов, посвященных темам семьи, генеалогии и демографии современного Касимова. Именно благодаря этим разделам история города перестала быть обезличенной и обрела конкретно-личностные черты для каждого из читателей. При этом авторы вовсе не склонны к умильному сюсюканью по поводу все более крепнущих уз землячества и роста популярности семейных ценностей среди касимовцев. В первом разделе дается необходимый любому образованному человеку набор сведений о принципах генеалогии, семейному законодательству, социологии и т.д. Фактически авторы взяли на себя труд восполнить пробелы в граждановедческом и правоведческом образовании учащихся (см. глава I, глава V, глава IX). Причем восполнение это идет не в виде абстрактных формул и сентенций, а на конкретных примерах, близких любому жителю города. Схемы и диаграммы, помещенные в тексте, позволяют не просто понять его содержание, но и задуматься (хочется верить, что потенциальные читатели учебника не утратили замечательной способности задумываться) над ним. Так, например, диаграмма способов проведения досуга (с. 24), не внушающая особого оптимизма, может, когда-нибудь и заставит кого-то изменить свое отношение к жизни, и родится в Касимове новый «адмирал флота российского» Авинов или летчик-космонавт Аксенов…

Чрезвычайно удачной получилась глава, посвященная истории города от момента его основания до наших дней. Авторскому коллективу удалось не просто дать развернутую картину истории одного города, но и органично вписать ее в общий контекст российского исторического процесса. Думается, что сделать это было очень не просто; ведь Касимов не столичный и даже не очень крупный город. Тем не менее выход был найден изящный и ранее в краеведческих учебниках не встречавшийся. Заглавный параграф этой главы (§ 10) представляет так называемую ленту времени Касимова. Причем лента эта двухсоставная: на ней в синхронистическом порядке отмечаются события российской и городской истории.

В заключение хотелось бы кратко перечислить очевидные плюсы и, к сожалению, минусы учебника. К неоспоримым достоинствам учебного пособия можно отнести его универсальность. Обычно попытки объединения в одной книге сведений по разным (пускай и смежным) дисциплинам оканчивались провалом (см., например, Рогачев А.В. «Москва: Город – человек – природа», М., 1994). При чтении учебника о Касимове не вызывает сомнений, что он пригоден для преподавания учителем истории, так как информация изложена в нем доступно и является отличным дополнением к базовому историческому курсу.

Существенным минусом, на мой взгляд, является явный дефицит иллюстраций. Схемы и диаграммы не могут заменить в школьном учебнике, хотя и написанном для старших классов, картин и фотографий. Цветная вклейка в середине учебника, во-первых, неудобна в пользовании, а во-вторых, недостатка в иллюстрациях полностью компенсировать не может (к некоторым фотографиям авторы забыли дать подписи). Будем надеяться, что этот недостаток всплыл лишь из-за недостатка средств на издание и будет исправлен авторами в дальнейшем.

Антон РОЖКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru