Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив

Атомная и ядерная физика

Костко О.К.
Атомная и ядерная физика; радиоактивность; элементарные частицы; теория относительности.–
М.: Лист, 1998

Мы уже знаем, что в Москве есть несколько школ, которые работают по программе международного бакалавра (т.е. наша страна постепенно переходит на двенадцатилетнее образование), поэтому масштабной задачей настоящего времени будет обновление содержания образования.

Задачей педагогов старшей школы является увеличение числа конкурентоспособных старшеклассников, возможность поступления их в вузы без особых материальных затрат. Объективно угнаться за требованиями вуза почти невозможно. Ведь, по сути, вузам выгодна нестыковка школьных программ и программ высших учебных заведений. Это дает возможность преподавателям вузов работать со школьниками как репетиторам, хотя мы знаем, что Министерство образования дало рекомендации вузам: изъять предметы и вопросы, которые в школе не проходят, из программ вступительных экзаменов. Очень показательна в связи с этим была одна из передач программы «Слушается дело». Выпускник выступил против решения приемной комиссии при оценке его знаний по истории. Сумел доказать суду, что всегда можно задать абитуриенту такой вопрос, который в школьной программе не рассматривается, даже если занимаешься этим предметом дополнительно. Выпускник стал студентом этого гуманитарного университета. Но не у всех современных школьников хватит ума и смелости доказывать свою правоту через судебные инстанции... Не будем о грустном!

Поэтому учителя, старшеклассники, репетиторы по физике рады любому пособию по предмету, которое давало бы анализ ошибок абитуриентов при поступлении в вуз, разбор предложенных задач на экзамене, объяснение качественных вопросов, которые в школьной программе просто не рассматриваются.

Данное пособие приятно удивляет нас тем, что включает в себя и школьный материал, который можно найти в любом учебнике одиннадцатого класса по физике, т.е. теорию и разобранные типовые учебные задачи (даже рассматриваются некоторые исторические вопросы), и материал, предложенный некоторыми вузами страны. (Хотелось бы знать какими? Для выпускника школы, как ни странно, это важно.) К сожалению, автор не смог избежать неточностей при изложении материала.

Мне кажется, что пособие предназначено больше репетиторам, чем учителям.

Давайте возьмем школьную программу и посмотрим: на тему «Атом и атомное ядро» отведено 19 учебных часов при 3–4 часах в неделю по предмету физика, я не включаю сюда астрономию (т.е. пришлось бы добавить еще один час); на тему «Элементы теории относительности» отводится вообще 4 часа, а «Физике элементарных частиц» посвящено сорок минут, завершающих обучение предмету. Многие вопросы возникнут у преподавателей после прочтения этого пособия. Где найти время для рассмотрения это материала?

Если мы с вами обратим внимание на документ, в котором оговариваются минимальные требования к знаниям учащихся по физике, то такие параграфы пособия, как «Принцип Паули», «Преобразования Лоренца» и так далее, вообще не рассматриваются в школьной программе. Возникает следующий вопрос: имеет ли право преподаватель института задавать вопросы по этой теме? Не хочется думать, что мои замечания будут восприняты как взгляды консервативного учителя, который ничего, кроме рекомендаций и программ, данных в начале учебного года на городских и окружных совещаниях, не читает. В данном случае я отстаиваю позицию тех выпускников, которые не смогут прочитать это пособие и на вступительном экзамене (а не на выпускном) не смогут ответить по этим темам.

Вернемся же к нашему пособию. Как его можно использовать в школе? В настоящее время в школах предусмотрена система дополнительного образования. Я говорю о тех школах, которые пытаются быть престижными в наше тяжелое время. Ученик выбирает себе специальные курсы по одному или двум предметам, которые посещает после уроков. На этих спецкурсах можно рассматривать материал, который не входит в школьную программу, можно рассматривать и обсуждать задачи вступительных экзаменов и этим готовить выпускника к поступлению в высшие учебные заведения. Наверное, можно предложить это пособие школам, которые перейдут на двенадцатилетнее образование. Правда, я сама затрудняюсь, как будет построен курс физики в двенадцатом классе (возможно, это будет программа первого курса института).

Автор попытался объединить минимум теоретических сведений, задачи и вопросы по теме «Атомная и ядерная физика» в одной книге. Нетрадиционные структура и подача материала вызовут определенно интерес к данному пособию. Несомненно, таблицы, приведенные в конце пособия, привлекут внимание читателей, потому что в школьных сборниках задач по физике таких данных просто нет.

Светлана ЗАКУРДАЕВА
Центр образования «Царицыно» № 548

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru