Разъехались учителя с Соловейчиковских чтений.
Но эти два дня живут еще близко в памяти.
Василий Кольченко опять в Нью-Йорке. И вот его
первые впечатления о чтениях.
Вся жизнь как на ладони,
в детях и для детей
Обсуждали, где повесить портрет. Симон Львович
Соловейчик смотрел с него внимательно и
одобряюще, слегка улыбаясь. Он словно следил за
происходящим в павильоне
№ 71 на ВВЦ, где следующим утром открывались
Третьи Соловейчиковские чтения.
Как это все должно быть ему знакомо! Все
участвуют, все предлагают, как сделать лучше.
Народ спорит, смеется. Совсем юные ребята тащат
стремянку, несут стулья, возятся с аппаратурой.
Работа кипит, и на лицах участников отражен свет
интереса, заботы, творчества, самоотдачи. За
окнами темнеет.
Наверное, это и есть коллективное творчество –
когда не замечаешь времени, забываешь о себе, но
не можешь забыть об общем деле. Когда не надо
никого заставлять и все делается как бы само
собой. Это бывает не только в классе, в походе или
на сборе, но и в газетной редакции или на
педагогических чтениях. Все творчески, иначе
зачем?
Оглушенный после десяти часов полета, я прибыл
на ВВЦ точно ко времени, в разгар коллективного
творческого дела – самого эффективного и
увлекательного из всех педагогических явлений.
Тепло этого огня не забывается. Все мы у него
грелись, кто раньше, кто позже.
А потом мы ездили по ночному ВВЦ в поисках
открытых ворот. Темно, спросить не у кого. Неужели
останемся ночевать на выставке? Я вспомнил, как
однажды со своими шестиклассниками оказался
запертым в школе на третьем этаже. Заработались!
Самый отчаянный из мальчишек умолял нас,
педагогов, позволить ему спуститься из окна по
веревке. “Где ты возьмешь веревку?” - спросили мы
его с опаской, и он вытащил ее из-за пазухи жестом
фокусника. Так и сейчас: открытые ворота вдруг
вынырнули из темноты.
Утром на чтениях уроки вели блестящие,
легендарные учителя, начиная с Амонашвили,
Лысенковой и Шаталова. Их классы переполняли
прекрасные ученики – педагоги, приехавшие
отовсюду: от Калининграда до Приморского края, от
Казахстана до Украины.
Меня останавливали не раз: “Простите, это вы
Василий Кольченко?” Приятно слышать добрые
слова о своей страничке, но еще приятнее видеть
понимающих и увлеченных читателей и учителей.
“А можно вам написать письмо?” – спросила
учительница. Конечно, можно. Письмо редакция
передаст в Нью-Йорк по Интернету. “А вам писать
по-английски или по-русски?” Пишите по-русски,
по-английски – на все постараюсь ответить. Мой
e-mail адрес: vkolchenko@pace.edu.
Учитель физкультуры из села Падун Тюменской
области Владимир Тимофеевич Торопов подошел ко
мне в перерыве: “Вы писали об идее опережения,
которую использует в начальных классах Софья
Николаевна Лысенкова. А я использую ту же идею на
уроках физкультуры”.
Вот неожиданность! А как? “Например, ведение
мяча в баскетболе. Оно у нас по программе в
четвертом классе, но дети не успевают его
освоить, не хватает времени. Поэтому мы начинаем
вводить его понемногу со второго класса, и к
четвертому у нас все ребята ведут мяч на
пятерку”.
В школе нужно терпение и опыт садовника,
умеющего ждать и радоваться каждому цветку. Вот
он, источник учительской энергии и оптимизма.
Ирина Дмитриевна Демакова рассказала на
чтениях о Януше Корчаке, о молодежном
корчаковском центре и лагере “Наш дом”. На урок
она привела своих учеников. Пронзительные слова
Корчака трогали сердце. Было так ясно, что ее
ребята живут духом Корчака, что ничего она не
приукрашивает, не утаивает, ни к чему ей это, –
вся ее жизнь как на ладони, в детях и для детей.
Дети раздали взрослым слова своего гимна.
Зазвучала гитара, все встали. Кто подпевал, кто
слушал. Учительница рядом со мной не пела, она
смотрела в листок со словами, и я заметил, что на
него падали слезы.
“Друзья мои, прекрасен наш союз!” До встречи!
До встречи через год.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|