Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив
Игорь НИКОНЕНКО

Бесконечный отчет

В школьной жизни он занимает столько места, что непонятно, когда найти время для работы не с чиновниками, а с детьми...

Наверное, никто не станет отрицать необходимость разумного контроля, отчетности при осуществлении какой-либо деятельности. Контроль и оценка в форме отчета являются неотъемлемой частью и в инновационной деятельности, и в функционировании традиционной школы.

Вот только всякий ли отчет действительно нужная и важная работа?

Достаточно привычным делом стала критика лицензирования, аттестации и аккредитации как основных способов регламентации деятельности образовательных учреждений. Как бы то ни было – все эти так называемые управленческие процедуры прописаны в Законе “Об образовании”. И нам необходимо понимать, как наиболее толково, с пользой для школ, детских садов и других учреждений образования эти процедуры должны проходить. И главное, при каких условиях эти процедуры действительно важны и актуальны.

Ежегодно целые пакеты различных форм, подлежащих заполнению, распространяются по районным отделам образования, затем все это попадает в школы и некоторые другие образовательные учреждения. Сам этот сбор статистики, конечно же, ни в каких законах не прописан. Он существует как бы сам по себе. Для директоров школ и их заместителей это как неизбежность, как плохая погода осенью или как требования вести и заполнять школьные журналы.

Каждый год во многих регионах страны весь сентябрь в школах заполняют формы, сводят полученные цифры, сдают заполненное в отделы образования. Только одна государственная статистическая отчетность (требование Минобразования) предполагает такие разделы отчетов: сводный отчет дневных образовательных школ; сводный отчет по материальной базе и средствам обучения дневных общеобразовательных школ; распределения средств по языку обучения (город, село); сводный о преподавании иностранного языка; сводный отчет об обучающихся, выбывших из школ; тарификация педагогических работников школ; сводная ведомость педагогических работников школ района и ряд других. При всем при этом к министерской отчетности добавляется целый ряд всяческих сводных таблиц-требований региональной статистической информации: данные по системе дошкольного образования, особая навороченная схема “Информационное табло”, куча информации про учебники, профессиональное и профильное обучение, инновационную деятельность, охрану труда, социальную защиту детей-сирот и учителей, функционирование психолого-педагогических служб и многое другое.

К чему все это?

Самый наивный ответ: чиновникам нужно как можно больше информации. В современный век компьютерных технологий чиновники обработают этот вал информации на ЭВМ и очень четко смогут просчитать, куда идет наша система образования. А значит, и управлять они будут достаточно эффективно.

Однако что-то тут не так. Как метко выразился один начинающий заведующий районным отделом образования: “От отчетов больше знаний о предмете, а не в предмете”. Это как если бы мы картину начали изучать, узнавая, сколько краски на нее пошло, где эта краска была выпущена, какова прочность полотна, толщина слоя краски, материал, из которого она изготовлена, хорош ли, в каком городе изготовлена рамка и т.д. Вряд ли при таком подходе возникнет ощущение эстетического восприятия.

Так и у чиновников: собрав кучу информации, существа дела не поймешь. А если и поймешь, то неизвестно, что с ним делать в этом море информации.

Более прозаический, но более реальный ответ на вопрос о месте отчетности: принимать отчеты – древняя чиновничья традиция. Приемка ежегодных отчетов – установление отношений с подчиненными. Хорошенько вздуть подчиненных, отталкиваясь от каких-нибудь цифр, – добротный древний управленческий способ. Отчет как стимул. Сделал нагоняй подчиненному – получил преданность на год. Хочешь, чтобы что-то работало, – надо попросить по поводу этого отчитаться. Тогда заработает. Видимо, так. Хочешь меньше второгодников – пусть по второгодникам отчитаются. Хочешь меньше больных детей – пусть отчитаются по количеству детских заболеваний.

Вот только действенный ли это способ? Один из главных принципов, провозглашенных Законом РФ “Об образовании”, – свободное развитие личности. Но могут ли педагоги при такой позиции некоторых управленцев его соблюдать? Возможно ли воспитывать свободную личность, будучи сориентированным только на то, как правильно отчитаться? Вопрос, увы, риторический.

Понимая это, многие руководители школ формально относятся к отчетной документации. Важно лишь соблюсти, чтобы данные в одних заполненных формах соответствовали данным в других. Есть масса примеров этому. Приведу один из собственного опыта. Как-то раз, когда я работал заместителем директора школы, мне поручили собрать всю информацию про молодых специалистов, прибывших в нашу школу после института. Почти закончив заполнять обширную таблицу, я понял, что затрудняюсь заполнить колонку “Социальная защита”. Что-то про социальную защищенность нужно было написать напротив фамилии каждого молодого педагога. Что точно, мне узнать не удалось. Тогда пришлось решиться – напротив фамилии каждой новой в нашей школе учительницы появилась такая надпись: “социально защищена”. Отчет мы сдали своевременно. Претензий к нам не было.

Один мой знакомый директор, вспоминая свою работу пятнадцать лет назад, рассказывал: “Раньше, когда меня о чем-либо запрашивали сверху, я отвечал сразу. Если не знал, придумывал на ходу. Не владеть информацией было нельзя – иначе заклеймят”. Но, похоже, эта установка жива и по сей день. Недавно я попросил завуча одной из школ Красноярска посчитать свою часовую занятость при подготовке и приемке разной отчетной информации. Я ожидал, что где-то 30, ну 40 процентов времени будет посвящено отчетам. Итог превзошел все мои ожидания. Время, потраченное на отчеты, в несколько раз превышало общую часовую месячную нагрузку заместителя директора школы. Чтобы все отчеты сделать и затем сдать, приходится работать по выходным дням.
Конечно, отчетность в той форме, в какой она сегодня существует, – серьезный симптом кризиса образования. Быть может, даже общемирового. В первую очередь это кризис управления, кризис образования как института. Жизнь требует творческих, активных людей, а жесткие рамки учреждения не в состоянии этого обеспечить. Органы управления начинают наращивать, плодить, по сути, ненужную информацию, усиливать отжившие свое старые социальные связи. Социальные связи – настолько сложная штука, что, десятилетиями укоренившись в работе людей, из поколения в поколение, от одних чиновников к другим передаваясь, обретают такую стальную прочность, что разрушить их практически невозможно.

Итак, кто виноват, как всегда, непонятно. Но что делать? Несмотря на всю печальность нашего положения, помечтаем. В пункте 5 статьи 14 Закона РФ “Об образовании” так сказано про главный документ, фиксирующий содержание образования в том или ином образовательном учреждении: “Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно”.

Так, может, и отчитываться образовательные учреждения должны по вопросам реализации этих образовательных программ? Образовательные программы должны утверждаться на попечительском совете, а их бюджет – согласовываться с учредителем. Тогда и схема отчета станет ясной: я принял эти обязательства, я их выполнил, посмотрите, что получилось.

Может быть, только здесь и возможна реальная польза от отчетов?

А вдруг это не фантазия?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru