А не пора ли нам объединиться? –
решили педагоги из Новосибирска
и попробовали возродить старую идею,
создав свой союз творческих учителей
Сегодня я получил письмо по электронной почте
из 142-го лицея Красноярска: “...пришлите,
пожалуйста, материалы Новосибирского союза
учителей”. Короткое письмо, которое меня очень
обрадовало. Дело в том, что, когда я был в
Красноярске в самом начале учебного года,
собрались директора школ, и мы с ними обсуждали
идею возрождения творческого союза учителей.
Почти все участники этого разговора входили в
красноярскую “Эврику”, помнят, как зарождался
тот, образца конца восьмидесятых годов, союз
учителей.
– Тогда была эйфория свободы, опьянение оттого,
что все можно. Сейчас мы все стали трезвее и
главное – стали собственниками.
– Что это значит?
– Это значит, что, образно говоря, десять лет
назад у нас было очень много идей, но не было
собственного дела, не было делянки, на которой
можно было хоть что-то вырастить.
– А сейчас?
– А сейчас жизнь стала намного труднее и хотя
идей не убавилось, зато появилось что-то свое – у
кого школа, у кого кафедра, у кого другая
педагогическая делянка. Есть что терять. И есть
что защищать.
Мы поговорили в общих чертах о том, что сегодня
людям, которым есть что терять, надо
объединяться, и я уехал из Красноярска.
А весь разговор, как и семинар “Эврики”,
проходил в 142-м лицее, директор которого – лидер
Красноярской ассоциации директоров
инновационных школ.
И вот письмо с просьбой прислать материалы
Новосибирского союза учителей. Это значит, что
неторопливые сибиряки посидели, поговорили,
потом еще и еще раз собрались, все обдумали и
решили изучить материалы по созданию
регионального союза учителей.
...Когда Александр Кириллин, директор
образовательного центра “Пеликан” из Бердска,
Новосибирской области, привез мне эти материалы,
я был очень удивлен и обрадован. Значит, идея
творческого союза учителей жива? И теперь она
возрождается не сверху – через газету, из Москвы,
а из регионов – педагоги через десять лет после
“Эврики” и Cоюза учителей СССР снова
объединяются! Зачем?
– Не на все вопросы можно ответить
прагматически, – ответил мне мудрый Кириллин. –
Прежде всего людям надо быть вместе. Чувствовать
друг друга. А кроме этого, надо высказываться, и
при этом высказываться если не хором, то по
крайней мере не поодиночке.
Кириллин тоже собственник. У него в Бердске
огромное и чрезвычайно интересное дело, он
объединил психологов, педагогов и социологов
вокруг идеи изучения ребенка. Изучения, а затем
обучения, и в этом богатейшая идея, за которой в
Бердск едут со всей России.
Значит, идея нового творческого союза учителей
– объединение собственников?
Что ж, мне нравится.
Это значит, что люди будут объединяться не для
того, чтобы у кого-то что-то отобрать, например,
власть (помните, разгоним районо, гороно и так
далее). А для того, чтобы приумножать свое
педагогическое богатство.
Это значит, что союз возникнет вокруг
здравомыслящих и успешных в своем деле людей,
которые не примут в свой круг крикунов и
радикалов. Это значит, что идеи педагогики
сотрудничества, идеи “Эврики” – развитие,
многообразие – не только получили свое
воплощение в реально существующих школах, но и
будут развиваться в творческом объединении –
союзе учителей.
Только теперь ведь другие времена – недаром же
я получил письмо от красноярцев по электронной
почте.
Недавно ко мне в редакцию пришел известный
поборник новых информационных технологий
Алексей Семенов, он теперь директор Московского
института повышения квалификации. Я ему показал
и письмо красноярских директоров, и материалы
новосибирцев и спросил:
– А можно сделать компьютерную версию
творческого союза учителей? Ведь сейчас трудно
собираться на сборы, трудно и дорого созывать
съезды, конференции... А можно создать такой сайт
в Интернете, чтобы все эвриканцы и все
региональные союзы учителей, которые будут
создаваться, общались между собой, вели
дискуссии, принимали решения и даже проводили
свои выборы.
– Задача трудная, но попробовать можно, –
ответил Алексей Львович.
...Вообще это трудная задача – возродить идею.
Возродить ее так, чтобы она не только сохранила
свои прошлые достоинства, объединяла людей,
давала им силы и поднимала дух, но еще и звучала
по-современному. Десять лет назад было понятно,
что самая лучшая форма общения – это клуб
учителей. Свободная ассоциация. Так и родилась
“Эврика”. Сегодня клуб – хорошо, но только для
приятного общения и поддержания связей, чтоб не
забыли друг друга.
Скорее всего сегодня самой лучшей формой
объединения людей для творчества, для перемен,
лучшей формой для творческого союза учителей
может быть сеть. Для начала – компьютерная.
Как вы думаете?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|