Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

А не пора ли нам объединиться? –

решили педагоги из Новосибирска
и попробовали возродить старую идею,
создав свой союз творческих учителей

Сегодня я получил письмо по электронной почте из 142-го лицея Красноярска: “...пришлите, пожалуйста, материалы Новосибирского союза учителей”. Короткое письмо, которое меня очень обрадовало. Дело в том, что, когда я был в Красноярске в самом начале учебного года, собрались директора школ, и мы с ними обсуждали идею возрождения творческого союза учителей. Почти все участники этого разговора входили в красноярскую “Эврику”, помнят, как зарождался тот, образца конца восьмидесятых годов, союз учителей.

– Тогда была эйфория свободы, опьянение оттого, что все можно. Сейчас мы все стали трезвее и главное – стали собственниками.

– Что это значит?

– Это значит, что, образно говоря, десять лет назад у нас было очень много идей, но не было собственного дела, не было делянки, на которой можно было хоть что-то вырастить.

– А сейчас?

– А сейчас жизнь стала намного труднее и хотя идей не убавилось, зато появилось что-то свое – у кого школа, у кого кафедра, у кого другая педагогическая делянка. Есть что терять. И есть что защищать.

Мы поговорили в общих чертах о том, что сегодня людям, которым есть что терять, надо объединяться, и я уехал из Красноярска.

А весь разговор, как и семинар “Эврики”, проходил в 142-м лицее, директор которого – лидер Красноярской ассоциации директоров инновационных школ.

И вот письмо с просьбой прислать материалы Новосибирского союза учителей. Это значит, что неторопливые сибиряки посидели, поговорили, потом еще и еще раз собрались, все обдумали и решили изучить материалы по созданию регионального союза учителей.

...Когда Александр Кириллин, директор образовательного центра “Пеликан” из Бердска, Новосибирской области, привез мне эти материалы, я был очень удивлен и обрадован. Значит, идея творческого союза учителей жива? И теперь она возрождается не сверху – через газету, из Москвы, а из регионов – педагоги через десять лет после “Эврики” и Cоюза учителей СССР снова объединяются! Зачем?

– Не на все вопросы можно ответить прагматически, – ответил мне мудрый Кириллин. – Прежде всего людям надо быть вместе. Чувствовать друг друга. А кроме этого, надо высказываться, и при этом высказываться если не хором, то по крайней мере не поодиночке.

Кириллин тоже собственник. У него в Бердске огромное и чрезвычайно интересное дело, он объединил психологов, педагогов и социологов вокруг идеи изучения ребенка. Изучения, а затем обучения, и в этом богатейшая идея, за которой в Бердск едут со всей России.

Значит, идея нового творческого союза учителей – объединение собственников?

Что ж, мне нравится.

Это значит, что люди будут объединяться не для того, чтобы у кого-то что-то отобрать, например, власть (помните, разгоним районо, гороно и так далее). А для того, чтобы приумножать свое педагогическое богатство.

Это значит, что союз возникнет вокруг здравомыслящих и успешных в своем деле людей, которые не примут в свой круг крикунов и радикалов. Это значит, что идеи педагогики сотрудничества, идеи “Эврики” – развитие, многообразие – не только получили свое воплощение в реально существующих школах, но и будут развиваться в творческом объединении – союзе учителей.

Только теперь ведь другие времена – недаром же я получил письмо от красноярцев по электронной почте.

Недавно ко мне в редакцию пришел известный поборник новых информационных технологий Алексей Семенов, он теперь директор Московского института повышения квалификации. Я ему показал и письмо красноярских директоров, и материалы новосибирцев и спросил:

– А можно сделать компьютерную версию творческого союза учителей? Ведь сейчас трудно собираться на сборы, трудно и дорого созывать съезды, конференции... А можно создать такой сайт в Интернете, чтобы все эвриканцы и все региональные союзы учителей, которые будут создаваться, общались между собой, вели дискуссии, принимали решения и даже проводили свои выборы.

– Задача трудная, но попробовать можно, – ответил Алексей Львович.

...Вообще это трудная задача – возродить идею. Возродить ее так, чтобы она не только сохранила свои прошлые достоинства, объединяла людей, давала им силы и поднимала дух, но еще и звучала по-современному. Десять лет назад было понятно, что самая лучшая форма общения – это клуб учителей. Свободная ассоциация. Так и родилась “Эврика”. Сегодня клуб – хорошо, но только для приятного общения и поддержания связей, чтоб не забыли друг друга.

Скорее всего сегодня самой лучшей формой объединения людей для творчества, для перемен, лучшей формой для творческого союза учителей может быть сеть. Для начала – компьютерная.

Как вы думаете?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru