Новый феномен: воскресная мама
Женщины, в одиночку воспитывающие ребенка,
оказались сегодня перед противоестественным
выбором: работа в большом городе, карьера,
возможность обеспечить семью или жизнь с
собственными детьми
В рассказе Андрея Платонова «Глиняный дом в
уездном саду» мальчишка-сирота носит в сердце
заветную мечту: «А вот я вырасту, нарожаю детей и
буду все время с ними вместе жить!» Образ счастья
– дети рядом с матерью и отцом. Разлука с
родителями, потеря их – такое страшное горе,
равного которому ребенок не может себе и
представить…
Чешские исследователи-психологи Лангмейер и
Матейчик в своем труде «Психическая депривация в
детском возрасте», исследуя психические травмы
детей в военные годы, отмечают поразительный на
первый взгляд, но закономерный при обдумывании
факт. Малолетки, вывезенные в тыл в составе
детских учреждений, испытывали большее
психологическое напряжение, проявляли больше
отклонений в поведении, чем те, кто столкнулся с
несравненно более драматическими
обстоятельствами, но пережил их вместе с
родителями.
Депривация, как объясняют специалисты, – такое
состояние человека, которое характеризуется
выраженными отклонениями в эмоциональном и
интеллектуальном развитии, в нарушении
социальных контактов. То есть в неумении
наладить нормальные межличностные отношения –
общаться, войти в коллектив, дружить, любить,
понять свою роль в семье…
Возникает депривация в результате длительного
ограничения важнейших психических потребностей.
А недостаток общения с матерью напрямую ведет к
эмоциональному и социальному краху.
Добровольная разлука матери с детьми в отнюдь
не безвыходной ситуации не может не
представляться абсурдом – или преступлением? –
но в последние годы с подобным явлением
приходится сталкиваться все чаще.
«Воскресный папа» – феномен этот, к сожалению,
знаком всем. Потому что давно стал
распространенным в обществе с пугающим
количеством разводов. Но «воскресная мама» или
тем более «мама, появляющаяся раз в полгода», –
это уже достижение самых последних лет.
…Дочку Софью Ольга родила вне брака. Профессия,
ученая степень – все это у нее уже было, она
горячо хотела ребенка, и семья после неизбежного
поначалу шока не только смирилась с ее решением,
не только приняла его, но и ждала появления
младенца с радостью. От отца ребенка Ольга ничего
не требовала и не ждала. И, пожалуй, отказалась бы
от его участия в воспитании и судьбе дочери, если
бы такое было предложено. Однако отец ничего и не
предлагал.
Протоиерей Михаил Ардов в своей последней
книге «Возвращение на Ордынку: воспоминания,
публицистика» с церковной точки зрения сурово
осуждает внебрачное рождение и спрашивает с
гневным недоумением: о чем думает женщина,
решившая родить для себя и тем самым избравшая в
отцы своему ребенку безнравственного человека?!
Ведь тот, кто не намерен заботиться о своих детях
и даже признавать их, аморален по определению.
Ольга не согласна с постановкой вопроса,
начиная с понятия «для себя».
– А в браке для кого? Для мужа? – усмехается она,
забыв о древнем, тысячелетнем, вечном. На чем
стояла семья: да, для него, для своего супруга,
который становится отцом, в полном смысле слова
«не мальчиком, но мужем», человеком, до конца
осознавшим свою ответственность за ребенка, за
его мать, за семью, за мир и спокойствие для семьи,
а значит, и для общества.
Впрочем, у Ольги свои авторитеты. Она с
удовольствием цитирует религиозного философа
Василия Розанова: «Родила – значит, имела право
родить; нигде мочь и быть вправе не совпадает так
полно, как именно в рождении ребенка».
Об отце дочери она говорит с чувством
благодарности: «Он дал мне ребенка, что еще я
могла бы от него потребовать? А нести
ответственность за мои решения он вовсе не
обязан».
Как бы то ни было, волей матери девочка заранее
была лишена отца.
Проблемы неполной семьи – предмет отдельного,
долгого и нелегкого разговора. Ради детей,
растущих в неполных семьях, мы должны желать и
желаем таким семьям благополучия, достатка,
радости, но – мучительный парадокс! – пример
счастливых неполных семей еще больше колеблет
положение традиционной, полной семьи. И без того
практически разрушенной сегодня
социально-политическими, экономическими,
идеологическими и моральными потрясениями
эпохи.
Ольга утверждает, что ее семья была и остается
благополучной. «Счастье? – пожимает она плечами.
– Счастье – не состояние, а особое свечение
некоторых редких минут». Но красивыми словами от
серьезных проблем загородиться невозможно.
Задает ли себе Ольга главный вопрос: счастлив ли
мой ребенок? Ведь счастье необходимо маленькому
человеку не как свечение отдельных минут, а как
воздух и вода, как присутствие матери.
Предостережения житейской опытности считаются
пошлыми так же часто, как и
проникновенно-мудрыми. Они известны: «Что ты
сможешь ответить, когда ребенок спросит: где мой
отец? Чем оправдаешься, когда он станет
допытываться: почему у всех есть папы, а у меня
нет? Как утешить, когда кто-нибудь прошипит вслед:
безотцовщина».
Для Ольги все это пошло и дико. Однако (материя уж
больно деликатная…) как же она ответила?
Привычное пожатие плечами: «Прежде нужно, чтобы
вопрос был задан. Маленькие дети воспринимают и
свою, и чужую семью как данность и не склонны
задавать такие вопросы. Соня, пока маленькая была
и ей ничего невозможно было объяснить, ни о чем и
не спрашивала. А когда подросла, я ей все
объяснила. Наверное, эти вопросы возникают, если
у матери есть комплекс вины и она сама внушает их
ребенку».
Что ж, последнее замечено не без тонкости, а
чувства вины у Ольги действительно нет (скорее
заметна гордость), хотя она и приговорила дочку к
неполной семье, ни с кем не посоветовавшись. Но,
каковы бы ни были чувства матери, другие люди –
соседи, знакомые, – может быть, не со зла, а
случайно, по неосторожности могут затронуть
больную тему, что тогда будет?
– Почему обязательно больную? – парирует
Ольга. – Все семьи разные, и в каждой кого-то нет.
Однажды Аня, Сонина одноклассница, сказала: а у
тебя папы нет. Соня преспокойно ответила: а у тебя
дедушки и бабушки нет. Разговор тут же перескочил
на проторенную дорожку: что у кого есть, типа «а у
нас сегодня кошка родила вчера котят». Я услышала
случайно и что-то не заметила, чтобы Соня с Аней
были чем-то расстроены.
Чувства ребенка, которые в полной семье
гармонически распределяются между обоими
родителями, в неполной вынужденно
концентрируются на матери.
Ольга вспоминает, как в первый раз оставила
трехлетнюю Соню одну в квартире и, вернувшись
минут через десять, застала ее в позе покинутости
(термин исследователей детской психической
депривации). Девочка сидела на полу возле входной
двери, обхватив руками ноги и уткнув лицо в
колени…
Проблемы карьеры, профессионального
продвижения остались для Ольги такими же важными
после рождения ребенка, какими были и до. Может
быть, даже еще важнее стали, потому что (по ее
словам) теперь она отвечала не только за себя, но
и за Соню и должна была обеспечить ей хорошие
стартовые возможности. Одно с другим как-то так
странно сплелось, что гипотетические стартовые
возможности в будущем обусловили отсутствие
матери рядом с ребенком в настоящем.
Командировки, стажировки, конференции. Ольга ни
от чего не отказывалась, часто уезжала. Однажды,
провожая ее, Соня, благонравно стоявшая у окна
вагона, вдруг не выдержала, отчаянно зарыдала,
закричала что-то. Сквозь двойное стекло было не
слышно, но и без того ясно, что кричит ребенок в
такой ситуации: мама, не уезжай!
Поезд тронулся. Вывернувшись из бабушкиных рук,
Соня бежала за вагоном, все быстрее и быстрее, но
поезд безнадежно обгонял. Тогда она опустилась
на мокрый асфальт перрона, застыв в позе
покинутости, затвердив ее накрепко, навсегда…
Ольга рассказывает об этом ровным, хоть и
печальным голосом, и непонятно, свидетельствует
ли это о проснувшемся чувстве вины или о душевной
черствости.
Девочка закончила второй класс, когда Ольге
представилась возможность поступить в
докторантуру в Москве. Быстро оформив документы,
она отбыла в столицу. О том, чтобы отказаться от
предложения и остаться дома с Соней, и речи не
заходило.
Конечно, ребенок, оставленный на бабушку с
дедушкой, не обделен любовью и заботой, но любовь
старых людей тревожнее, а забота – опасливее, чем
была бы в присутствии матери. Внукам гораздо
дольше приходится оставаться существами
опекаемыми, зависимыми и несамостоятельными,
чувствовать себя маленькими и беспомощными.
Но и эти проблемы Ольгу не тревожили. Она
обжилась в Москве, устроилась на работу, и ее
визиты в родной город стали совсем редкими.
«Мама приехала!» Весь дом встает на цыпочки.
Ведь у Ольги появилось «железное» оправдание: в
семье по-настоящему зарабатывает только она.
Итак, с одной стороны – материальная поддержка
дочки и пенсионеров-родителей, с другой –
воспитание по телефону. Есть и третья, и, как ни
странно, Ольга это не скрывает: ей хочется жить и
работать только в Москве, а не в родном городе,
который превратился в символ захолустья. Что не
совсем справедливо: миллионный город,
университетский центр, ничего общего с
провинциальным прозябанием, и Ольга, конечно,
могла бы, если б захотела, найти работу и дома. Но
она говорит (не сознавая свою циничность): мне
хочется жить и умереть в Париже, но раз это
невозможно – значит, в Москве!
Соня долго тосковала и плакала, но потом
волей-неволей привыкла к тому, что мама далеко, за
тысячу километров от нее. «Почему все живут с
мамами, а моя мама уехала?» Она перестала
задавать этот вопрос, так и не получив ответа.
Психологи расходятся во мнении: обратимы или
необратимы последствия эмоциональной
депривации. Несомненно одно: девочка усвоила
более чем странные – чтобы не сказать уродливые
– представления о том, что такое семья: папы не
бывает, мама уезжает. И это в семье, которая
считает себя благополучной, где все друг друга
любят…
Сокровенная связь матери с ребенком и ребенка с
матерью – одна из тех глубинных земных сил, на
которых держится жизнь вообще. И если с ребенком
можно расстаться ради карьеры, заработка, жизни в
столице – значит, мир пошатнулся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|