Знаете ли вы, что значит быть
учителем-профессионалом? Чем важнее для нас
этот вопрос, тем серьезнее отношение к нашей
работе
Мы часто задумываемся, в чем, собственно,
состоит профессионализм учителя, о котором
столько говорят? Может быть, это доскональное
знание преподаваемого предмета, может,
способность чувствовать состояние ребенка или
что-то еще? Предлагаем размышления об этом
ирландского педагога Эндрю Бёрка,
опубликованные в журнале “Перспективы”. С
середины 1970-х годов он преподает в колледже св.
Патрика Дублинского университета, а с недавнего
времени руководит программой подготовки
аспирантов-преподавателей и консультирует
ирландское правительство по вопросам
образования. Кому-то его рассуждения покажутся
не соответствующими нашим российским реалиям, а
кто-то удивится знакомым ситуациям.
Интуиция плюс здравый смысл
Сложность образовательной работы, процесса
преподавания и учения теперь требует более
полного понимания и более широкого кругозора со
стороны учителей, если они настроены на
адекватное выполнение своих функций.
Сложности сопутствует сомнение. Профессионал
– тот, кто знает, как работать в такой обстановке,
кто умеет справиться с сомнениями, обладает
опытом и смелостью принимать ответственные
решения на основе имеющихся фактов и может,
используя свое техническое мастерство,
эффективно реализовать принятые решения или
восстановить ситуацию в прежнем положении, если
первоначальные решения оказались неправильными,
нежелательными или недейственными.
Профессионализм по своей природе отличается
многоплановостью и не предполагает однозначных
ответов “правильно” или “неправильно”.
Профессионал выступает в роли
“мастера-практика”, который, отставив формулы,
предписания и алгоритмы, оценивает сложные
ситуации и использует свое видение, интуицию и
здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение
и принять надлежащие и защитные меры в ситуациях,
когда очевидное не всегда является
окончательным ответом.
Исследователи определили, что ежечасно учителя
принимают до тридцати неординарных рабочих
решений и делают это в присутствии класса
численностью от двадцати пяти до сорока
учащихся, когда между учителем и учениками
ежедневно происходит 1500 взаимодействий. В свете
этого обстоятельства Шульман пришел к
заключению, что “с подобной сложной ситуацией (в
которой работают учителя) может столкнуться лишь
врач в отделении неотложной помощи больницы во
время или после стихийного бедствия”. В таких
сложных и неопределенных положениях способность
принимать компетентные решения является столь
же рискованным и трудным делом в педагогике, как
и в любой другой сфере профессиональной
деятельности. В педагогическом образовании не
менее важно, чем в других формах
профессиональной подготовки, научить принимать
решения.
Стать мастером: риск и польза
Профессионализация предполагает рост доверия
учителям, предоставление им большей свободы и
возможностей самим контролировать свою сферу
деятельности. “Педагогические полномочия” –
таково название этого процесса. Оно в
определенной степени неудачно, поскольку может
быть понято теми, кто сейчас контролирует
образование, как угроза своему положению и
власти. Чем больше централизована и авторитарна
система, тем реальнее выглядит такая угроза.
“Полномочие” и “ответственность” можно
считать взаимосвязанными понятиями, ибо первое
предполагает второе.
Такое объяснение не противоречит тому факту,
что признание учителей профессионалами и
предоставление им большей автономии неизбежно
повлекут перераспределение власти и
ответственности внутри образовательных систем.
И в этом есть двоякий смысл. Во-первых,
центральное руководство убедится в
преимуществах профессионализации учителей,
децентрализации системы и других мероприятий,
касающихся соотношения власти и
ответственности. Оно получит ясные и конкретные
свидетельства пользы изменений такого рода в
области образования. По мере накопления этих
сведений границы контроля будут отодвигаться
еще дальше, а отношение к реформе со стороны
властей, ответственных за системы образования,
станет более терпимым. Во-вторых, выигравшие или
проигравшие от перегруппировки власти и
ответственности в сфере образования должны быть
подготовлены для своих новых ролей внутри
системы.
Почему же образ преподавателя как
профессионала важен для процесса преподавания?
Профессионализм признает в реалиях повседневной
жизни в классе тот факт, что всякий учитель
принимает радикальные решения, и раскрывает
положительный или отрицательный потенциал роли
учителя.
Профессионализм дает более широкое видение
преподавательской и педагогической сфер
деятельности учителей, создает условия для
постепенного снятия неоправданно жесткого
контроля со стороны государства/министерства
образования, которые склонны принижать и
деморализовывать учителей и во многих случаях
сдерживают школы, делают их менее гибкими и
эффективными в удовлетворении учебных и местных
потребностей.
Педагог-профессионал представляет
преподавание как сложную область деятельности,
где база знаний не завершена, подвержена
изменениям и всегда открыта для совершенства.
Такой взгляд на преподавание противостоит
догматизму части учителей. Он также помогает
сломать оборонительные барьеры на пути
переподготовки и повышения квалификации (т.е.
осознать собственные недостатки или
необходимость изменения собственных методов
преподавания). Профессионализм выявляет и
отстаивает необходимость постоянного
обновления и совершенствования мастерства всех
специалистов, включая учителей. В этом контексте
заявляют: “До тех пор пока от преподавателя не
будут требовать профессионального роста и
повышения ответственности, влияние курсов
подготовки на поведение и состояние учителей
будет иметь кратковременный характер”.
Багаж критичности творчества и самооценки
Подготовку педагогов в профессиональном плане,
как отмечал Дьюи, следует рассматривать как
форму пожизненного профессионального
совершенствования со всеми его особенностями,
свойственными подготовке в других
профессиональных областях. Подготовку студентов
и практикующих учителей нельзя вести лишь в
рамках узкой специализации и строго
предписанной методики. Следует наделять их
умственным багажом и инструментарием для
решения профессиональных задач на основе
восприимчивости, интереса, критичности,
изобретательности, творчества и самооценки. Им
должен быть предоставлен “контроль за
исполнением” и гибким использованием всех этих
качеств в сложных ситуациях. Для учителя важно
овладеть не только процедурой, но и содержанием и
логическим обоснованием. Он должен всю жизнь
считать себя “студентом педагогики”, “творцом
решений, который управляет сложным набором
взаимодействующих переменных факторов в
динамичной социальной среде”.
Перемены, особенно резкие, вызывают
беспокойство и разочарование у части учителей.
Профессиональный взгляд на себя и свою будущую
карьеру через логическое обоснование природы и
необходимости изменений во всех
профессиональных областях, включая
преподавание, может способствовать преодолению
разочарования и снижению беспокойства.
Видение учителя как профессионала также
помогает искоренить кризис личности, от которого
страдают учителя. Учителям не ясно, какой они
имеют статус – служащих, полупрофессионалов или
профессионалов. Результатом часто становится
неуверенность их в том, какие требования они
вправе предъявлять другим (т.е. министерству,
органам управления) или же какие требования
другие (т.е. родители) вправе предъявить им. И что
самое важное, учителя не имеют определенного
мнения о требованиях, которые следует
предъявлять к самим себе. Те надежды и ожидания,
на которые уповают профессионалы в отношении
собственной персоны, отличаются большей
строгостью и требовательностью, чем это можно
сказать о служащем.
И наконец, профессиональный взгляд на свою
специальность вселяет в преподавателей гордость
за себя и свою работу, мобилизует на дальнейшее
повышение уровня своей компетентности, повышает
ответственность за результаты работы школы,
помогает лучше отвечать задачам, возложенным на
них как на педагогов.
* * *
В прошлом учителей могли по справедливости
называть частично профессионалами, частично
техническими специалистами: профессионалами –
за их взаимоотношения с обучаемыми и внимание к
ним, непрофессионалами – за отсутствие
теоретической основы в их умениях и навыках,
которые были не более чем практической техникой,
усвоенной от других учителей. Если мы уготовим
педагогу роль технического исполнителя, то,
возможно, будем иметь дело с образовательной
системой, сложившейся на сегодняшний день. С
другой стороны, если мы отведем ему роль
профессионала, то с полным основанием можем быть
уверены, что получим учителей, способных
воспринять огромные изменения в объеме знаний и
условий, которые будут иметь место в последующие
пятьдесят лет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|