Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/1999

Архив
Эндрю БЁРК

Знаете ли вы, что значит быть учителем-профессионалом?   Чем важнее для нас этот вопрос, тем серьезнее отношение к нашей работе

Мы часто задумываемся, в чем, собственно, состоит профессионализм учителя, о котором столько говорят? Может быть, это доскональное знание преподаваемого предмета, может, способность чувствовать состояние ребенка или что-то еще? Предлагаем размышления об этом ирландского педагога Эндрю Бёрка, опубликованные в журнале “Перспективы”. С середины 1970-х годов он преподает в колледже св. Патрика Дублинского университета, а с недавнего времени руководит программой подготовки аспирантов-преподавателей и консультирует ирландское правительство по вопросам образования. Кому-то его рассуждения покажутся не соответствующими нашим российским реалиям, а кто-то удивится знакомым ситуациям.

Интуиция плюс здравый смысл

Сложность образовательной работы, процесса преподавания и учения теперь требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителей, если они настроены на адекватное выполнение своих функций.

Сложности сопутствует сомнение. Профессионал – тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя свое техническое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными.

Профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов “правильно” или “неправильно”. Профессионал выступает в роли “мастера-практика”, который, отставив формулы, предписания и алгоритмы, оценивает сложные ситуации и использует свое видение, интуицию и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение и принять надлежащие и защитные меры в ситуациях, когда очевидное не всегда является окончательным ответом.

Исследователи определили, что ежечасно учителя принимают до тридцати неординарных рабочих решений и делают это в присутствии класса численностью от двадцати пяти до сорока учащихся, когда между учителем и учениками ежедневно происходит 1500 взаимодействий. В свете этого обстоятельства Шульман пришел к заключению, что “с подобной сложной ситуацией (в которой работают учителя) может столкнуться лишь врач в отделении неотложной помощи больницы во время или после стихийного бедствия”. В таких сложных и неопределенных положениях способность принимать компетентные решения является столь же рискованным и трудным делом в педагогике, как и в любой другой сфере профессиональной деятельности. В педагогическом образовании не менее важно, чем в других формах профессиональной подготовки, научить принимать решения.

Стать мастером: риск и польза

Профессионализация предполагает рост доверия учителям, предоставление им большей свободы и возможностей самим контролировать свою сферу деятельности. “Педагогические полномочия” – таково название этого процесса. Оно в определенной степени неудачно, поскольку может быть понято теми, кто сейчас контролирует образование, как угроза своему положению и власти. Чем больше централизована и авторитарна система, тем реальнее выглядит такая угроза. “Полномочие” и “ответственность” можно считать взаимосвязанными понятиями, ибо первое предполагает второе.

Такое объяснение не противоречит тому факту, что признание учителей профессионалами и предоставление им большей автономии неизбежно повлекут перераспределение власти и ответственности внутри образовательных систем. И в этом есть двоякий смысл. Во-первых, центральное руководство убедится в преимуществах профессионализации учителей, децентрализации системы и других мероприятий, касающихся соотношения власти и ответственности. Оно получит ясные и конкретные свидетельства пользы изменений такого рода в области образования. По мере накопления этих сведений границы контроля будут отодвигаться еще дальше, а отношение к реформе со стороны властей, ответственных за системы образования, станет более терпимым. Во-вторых, выигравшие или проигравшие от перегруппировки власти и ответственности в сфере образования должны быть подготовлены для своих новых ролей внутри системы.

Почему же образ преподавателя как профессионала важен для процесса преподавания?
Профессионализм признает в реалиях повседневной жизни в классе тот факт, что всякий учитель принимает радикальные решения, и раскрывает положительный или отрицательный потенциал роли учителя.

Профессионализм дает более широкое видение преподавательской и педагогической сфер деятельности учителей, создает условия для постепенного снятия неоправданно жесткого контроля со стороны государства/министерства образования, которые склонны принижать и деморализовывать учителей и во многих случаях сдерживают школы, делают их менее гибкими и эффективными в удовлетворении учебных и местных потребностей.

Педагог-профессионал представляет преподавание как сложную область деятельности, где база знаний не завершена, подвержена изменениям и всегда открыта для совершенства. Такой взгляд на преподавание противостоит догматизму части учителей. Он также помогает сломать оборонительные барьеры на пути переподготовки и повышения квалификации (т.е. осознать собственные недостатки или необходимость изменения собственных методов преподавания). Профессионализм выявляет и отстаивает необходимость постоянного обновления и совершенствования мастерства всех специалистов, включая учителей. В этом контексте заявляют: “До тех пор пока от преподавателя не будут требовать профессионального роста и повышения ответственности, влияние курсов подготовки на поведение и состояние учителей будет иметь кратковременный характер”.

Багаж критичности творчества и самооценки

Подготовку педагогов в профессиональном плане, как отмечал Дьюи, следует рассматривать как форму пожизненного профессионального совершенствования со всеми его особенностями, свойственными подготовке в других профессиональных областях. Подготовку студентов и практикующих учителей нельзя вести лишь в рамках узкой специализации и строго предписанной методики. Следует наделять их умственным багажом и инструментарием для решения профессиональных задач на основе восприимчивости, интереса, критичности, изобретательности, творчества и самооценки. Им должен быть предоставлен “контроль за исполнением” и гибким использованием всех этих качеств в сложных ситуациях. Для учителя важно овладеть не только процедурой, но и содержанием и логическим обоснованием. Он должен всю жизнь считать себя “студентом педагогики”, “творцом решений, который управляет сложным набором взаимодействующих переменных факторов в динамичной социальной среде”.

Перемены, особенно резкие, вызывают беспокойство и разочарование у части учителей. Профессиональный взгляд на себя и свою будущую карьеру через логическое обоснование природы и необходимости изменений во всех профессиональных областях, включая преподавание, может способствовать преодолению разочарования и снижению беспокойства.

Видение учителя как профессионала также помогает искоренить кризис личности, от которого страдают учителя. Учителям не ясно, какой они имеют статус – служащих, полупрофессионалов или профессионалов. Результатом часто становится неуверенность их в том, какие требования они вправе предъявлять другим (т.е. министерству, органам управления) или же какие требования другие (т.е. родители) вправе предъявить им. И что самое важное, учителя не имеют определенного мнения о требованиях, которые следует предъявлять к самим себе. Те надежды и ожидания, на которые уповают профессионалы в отношении собственной персоны, отличаются большей строгостью и требовательностью, чем это можно сказать о служащем.

И наконец, профессиональный взгляд на свою специальность вселяет в преподавателей гордость за себя и свою работу, мобилизует на дальнейшее повышение уровня своей компетентности, повышает ответственность за результаты работы школы, помогает лучше отвечать задачам, возложенным на них как на педагогов.

* * *

В прошлом учителей могли по справедливости называть частично профессионалами, частично техническими специалистами: профессионалами – за их взаимоотношения с обучаемыми и внимание к ним, непрофессионалами – за отсутствие теоретической основы в их умениях и навыках, которые были не более чем практической техникой, усвоенной от других учителей. Если мы уготовим педагогу роль технического исполнителя, то, возможно, будем иметь дело с образовательной системой, сложившейся на сегодняшний день. С другой стороны, если мы отведем ему роль профессионала, то с полным основанием можем быть уверены, что получим учителей, способных воспринять огромные изменения в объеме знаний и условий, которые будут иметь место в последующие пятьдесят лет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru