Если у учителя нет чувства служения, то все
разрушается
Василий
Кольченко прилетел в Москву на Соловейчиковские
чтения и два дня переживал их вместе со всеми.
Учителя подсаживались к нему и просили
рассказать об американской школе, об учителях и
учениках.
Один из таких рассказов мы записали, и на свой
страх
и риск, не спросясь автора, публикуем сегодня под
знакомой вам рубрикой.
Когда я уехал из России,
понял – корни различия образовательных систем
надо искать в культурных традициях народа. В
Америке это традиция свободы. Никому не придет в
голову вызывать к доске, называть учеников по
фамилии. Как у нас: “Пойдет к доске...” И все
дрожат, а учитель затягивает, чтобы ученики
подрожали побольше.
Американские учителя очень любят проекты.
Например, дают детям задание склеить фонтан из
картона, и все приносят тридцать фонтанов. Мне
вначале казалось, что это глупо. Нет, у них это
традиция, из поколения в поколение передается.
Учителя просто не знают, как учить иначе.
Еще одна традиция – невмешательство в дела школы
федеральной власти. Там школы возникли не по
решению федерального правительства, а потому,
что общины, поселок, город открывали их сами,
собирали налоги, решали, какая школа им нужна, и
управляли ею. Это народная школа. И до сих пор
основная часть средств выделяется из бюджета
штата, поэтому министерство образования и
президент имеют очень ограниченное влияние на
образовательный процесс.
В школе учитель все время был свободен. Я знаю
учительницу, которая выбрала для совершенно
отстающих учеников Кафку. Можете себе
представить: они трех слов прочесть не могут, а им
Кафку дали. Но это свобода учителя.
Тридцать лет культура учительского труда
выглядела довольно просто: научить не
обязательно, побыли с детьми на уроке, заняли их,
проект поделали – и все довольны. Потом
схватились: таблицу умножения дети не знают и
читать не умеют. Поняли – надо меняться. И ввели
теперь в Нью-Йорке стандарт.
А наши творческие педагоги мечтают, чтобы
стандарты отменили. Конечно, для такого учителя
стандарт – помеха, нет сомнения. Он сам ищет, у
него внутренний мотор. Но появится ли у детей
больше знаний? По опыту американцев – нет. Это
лекарство может не вылечить, а даже отравить.
Сейчас принято, чтобы разбогатевшие
предприниматели жертвовали для школ и
университетов, как правило тех, которые они в
свое время закончили. Но деньги сами по себе не
решают школьных проблем. Многие американские
педагоги говорят: без денег, конечно, нельзя, но
должно быть что-то еще.
Например, чувство служения. Если у учителя нет
чувства служения, то все разрушается. Моя
знакомая учительница идет в свой класс в
спецшколе, как в храм. Она знает: в классе опять
может быть грязно, многие ученики – наркоманы, но
она не хочет уходить, ведь кто-то должен их учить.
И для нее важны совсем не деньги, которые она
получает. Знакомая картина, правда?
Всего пятнадцать процентов учеников от 50
миллионов школьников в Америке ходят в частные
школы. Это не главная образовательная среда – в
основном школы бесплатные. Даже частные делятся
на дешевые и дорогие. В государственной труднее
работать, дети разные, часто с нежеланием учиться,
и все равно надо постараться удержать их в школе.
Я приехал на эти чтения, чтобы руку на пульсе
подержать. Ведь дух и огонь творчества так легко
потерять. Все остальное – научные разработки –
дело наживное. А если потух огонь, потом не от
чего будет зажигать. И я увидел – есть еще порох в
пороховницах, не отсырел. Это хорошо. Кто был с
нами, тот ощутил все разнообразие: тут один вид
огня, там – другой. Интересно сравнить, интересно
новых людей услышать. Но хочу порадоваться: наши
ветераны, те, что были в самом начале зарождения
педагогики сотрудничества, те, что подписывались
под манифестом – Амонашвили, Лысенкова, Шаталов,
Ильин – я слушал, смотрел, – это по-прежнему
энергия, убежденность. А самое главное – боль. Но
мало иметь экспрессию, надо иметь педагогическую
идею, которая работает в классе, в школе, причем
не только в руках этого мастера, она может пойти
по стране. Только ее надо донести до учителя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|