Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Учение с увлечением начинается с учителя!

15.30 2 октября

“Учение с увлечением” – так вот скромно – ни больше ни меньше – называлась мастерская Вячеслава Михайловича Букатова, уже много лет разрабатывающего драмогерменевтические способы обучения. Аудитории был предложен урок социоигрового стиля – стиля, который позволяет сделать поистине увлекательным любой урок независимо от его содержания.
– Одно дело – педагогика как наука и другое – как искусство. Стать художником – не значит изучить искусствоведение, – заявил В.Букатов и продемонстрировал, как построить урок в лучших режиссерских традициях (недаром Вячеслав Михайлович ведет у нас рубрику “Режиссура урока”).
Эти традиции на первый взгляд выглядели скорее классикой, нежели авангардом: кто из учителей не использует старые добрые методы групповой работы? Все хоть однажды да пробовали.
Кто не пытался организовать урок в форме коллективного способа обучения или бригадных методов? Все пытались.
Но вместе с тем кто из учителей не огорчался, почему то одна, то другая группа (спонтанно сложившийся мини-социум) начинает тянуть одеяло на себя, не вступает во взаимодействие с остальными, возникают конфликты и непонимание, а на обсуждение внутренних правил уходит чуть ли не весь урок?
Социоигровой стиль такие проблемы, кажется, исключает: внутри него коллективисты и индивидуалисты чувствуют себя равно комфортно. Каждый ощущает себя, с одной стороны, включенным в некое стремительное, интенсивное и веселое действо, а с другой – вполне самостоятельным субъектом процесса. На таком уроке – все главные и все равные, и каждый заявляет свою позицию, свое непонимание или свое открытие.
Как? А в том и искусство!
Набор приемов в принципе прост: разделиться на группы, придумать название, выбрать цвет, отобрать и надуть воздушные шары соответствующего цвета, потом быстро перейти в другие группы. Это перетекание, перемещение, броуновское движение, имитация хаоса, спровоцированного режиссерскими (учительскими) манипуляциями, – из этого и создается класс как самоорганизующаяся, эффективно взаимодействующая система. Но как удержать ее в этом статусе?
Букатов выдвинул особый тип заданий – коллегиальных, сотруднических. При их выполнении возникают взаимопонимание и взаимоуважение. И группа становится сплоченной командой.
Учителя на мастерской работали со страничками из рукописей Симона Львовича Соловейчика.
…Несколько черновиков: правки, зачеркивания, по которым можно проследить движение мысли, поиск формулировки, сомнения Симона Львовича. Каким-то группам достались оригиналы (!), другим – ксерокопии. Первое задание – найти самые неразборчивые абзацы и фразы. Второе – найти самый понятный, отчетливый абзац и переписать его по мере возможности каллиграфично.
Все пять групп сошлись в одном тезисе – универсальном, ясном, но при внешней простоте многозначном, озадачивающем, задающем целый ряд новых проблем и вопросов.
Выписывали красивым почерком:
“Идея свободы – не свободной школы, а школы свободы…”
Но что такое школа свободы, чем она отличается от свободной школы? В чем принципиальная разница? Внутри каждой группы вспыхивает дискуссия, начинается расшифровка, идет медленное чтение – каждый проживает мысль Соловейчика, пропускает ее через себя, соглашаясь или возражая, отыскивая аргументы “за” и “против”, обнаруживая новые пласты этой – такой, казалось бы, краткой и простой – формулы… И одновременно происходит открытие человека, который рядом с тобой, – его мира, его мнения, его позиции.
Самые интересные выводы каждая команда записывает на доске:
Учитель должен измениться в самом себе.
Способность изменить себя – залог учительского успеха.
Настоящая свобода – это внутренняя свобода.
В школе всем должно быть удобно: и учителю, и ученику, и всем остальным.
Не знаю, какие именно изменения произойдут с учителями, прошедшими через этот опыт. Но они кажутся мне неизбежными. Может быть, еще и потому, что работа с рукописью Соловейчика вовсе не стала благоговейным, сакральным актом или священнодействием – это был процесс доверительного, открытого диалога с живым, сомневающимся, мучающимся, ищущим собеседником.
Возможно, этот диалог продолжится в классе. Возможно, он будет реализован в социоигровом стиле, который не просто широкий спектр эффектных приемов театральной педагогики. Это способ постижения человека – и ученика, и учителя – через движение мысли, рефлексию, публичное сомнение, поиск духовной и интеллектуальной общности. Через жизнестроительство, наконец, которое так весело, остроумно и откровенно моделируется на уроке, меньше всего напоминающем урок…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru