Учение с увлечением начинается с учителя!
15.30 2 октября
“Учение с увлечением” – так вот скромно –
ни больше ни меньше – называлась мастерская
Вячеслава Михайловича Букатова, уже много лет
разрабатывающего драмогерменевтические способы
обучения. Аудитории был предложен урок
социоигрового стиля – стиля, который позволяет
сделать поистине увлекательным любой урок
независимо от его содержания.
– Одно дело – педагогика как наука и другое –
как искусство. Стать художником – не значит
изучить искусствоведение, – заявил В.Букатов и
продемонстрировал, как построить урок в лучших
режиссерских традициях (недаром Вячеслав
Михайлович ведет у нас рубрику “Режиссура
урока”).
Эти традиции на первый взгляд выглядели скорее
классикой, нежели авангардом: кто из учителей не
использует старые добрые методы групповой
работы? Все хоть однажды да пробовали.
Кто не пытался организовать урок в форме
коллективного способа обучения или бригадных
методов? Все пытались.
Но вместе с тем кто из учителей не огорчался,
почему то одна, то другая группа (спонтанно
сложившийся мини-социум) начинает тянуть одеяло
на себя, не вступает во взаимодействие с
остальными, возникают конфликты и непонимание, а
на обсуждение внутренних правил уходит чуть ли
не весь урок?
Социоигровой стиль такие проблемы, кажется,
исключает: внутри него коллективисты и
индивидуалисты чувствуют себя равно комфортно.
Каждый ощущает себя, с одной стороны, включенным
в некое стремительное, интенсивное и веселое
действо, а с другой – вполне самостоятельным
субъектом процесса. На таком уроке – все главные
и все равные, и каждый заявляет свою позицию, свое
непонимание или свое открытие.
Как? А в том и искусство!
Набор приемов в принципе прост: разделиться на
группы, придумать название, выбрать цвет,
отобрать и надуть воздушные шары
соответствующего цвета, потом быстро перейти в
другие группы. Это перетекание, перемещение,
броуновское движение, имитация хаоса,
спровоцированного режиссерскими (учительскими)
манипуляциями, – из этого и создается класс как
самоорганизующаяся, эффективно
взаимодействующая система. Но как удержать ее в
этом статусе?
Букатов выдвинул особый тип заданий –
коллегиальных, сотруднических. При их выполнении
возникают взаимопонимание и взаимоуважение. И
группа становится сплоченной командой.
Учителя на мастерской работали со страничками из
рукописей Симона Львовича Соловейчика.
…Несколько черновиков: правки, зачеркивания, по
которым можно проследить движение мысли, поиск
формулировки, сомнения Симона Львовича. Каким-то
группам достались оригиналы (!), другим –
ксерокопии. Первое задание – найти самые
неразборчивые абзацы и фразы. Второе – найти
самый понятный, отчетливый абзац и переписать
его по мере возможности каллиграфично.
Все пять групп сошлись в одном тезисе –
универсальном, ясном, но при внешней простоте
многозначном, озадачивающем, задающем целый ряд
новых проблем и вопросов.
Выписывали красивым почерком:
“Идея свободы – не свободной школы, а школы
свободы…”
Но
что такое школа свободы, чем она отличается от
свободной школы? В чем принципиальная разница?
Внутри каждой группы вспыхивает дискуссия,
начинается расшифровка, идет медленное чтение –
каждый проживает мысль Соловейчика, пропускает
ее через себя, соглашаясь или возражая, отыскивая
аргументы “за” и “против”, обнаруживая новые
пласты этой – такой, казалось бы, краткой и
простой – формулы… И одновременно происходит
открытие человека, который рядом с тобой, – его
мира, его мнения, его позиции.
Самые интересные выводы каждая команда
записывает на доске:
Учитель должен измениться в самом себе.
Способность изменить себя – залог учительского
успеха.
Настоящая свобода – это внутренняя свобода.
В школе всем должно быть удобно: и учителю, и
ученику, и всем остальным.
Не знаю, какие именно изменения произойдут с
учителями, прошедшими через этот опыт. Но они
кажутся мне неизбежными. Может быть, еще и потому,
что работа с рукописью Соловейчика вовсе не
стала благоговейным, сакральным актом или
священнодействием – это был процесс
доверительного, открытого диалога с живым,
сомневающимся, мучающимся, ищущим собеседником.
Возможно, этот диалог продолжится в классе.
Возможно, он будет реализован в социоигровом
стиле, который не просто широкий спектр
эффектных приемов театральной педагогики. Это
способ постижения человека – и ученика, и
учителя – через движение мысли, рефлексию,
публичное сомнение, поиск духовной и
интеллектуальной общности. Через
жизнестроительство, наконец, которое так весело,
остроумно и откровенно моделируется на уроке,
меньше всего напоминающем урок…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|