Дорога сомнений и точка открытия в
диалектическом обучении
2 октября, 12.30
Людмила Аркадьевна Адамская представляла
школу диалектического обучения и сразу
отказалась от традиционного рассказа о своей
школе, предложив поиграть в диалектическое
обучение.
– Что такое диалектическое обучение? –
обратилась Людмила Аркадьевна к собравшимся. –
Давайте поработаем с понятием. Разделимся на
группы, которые обсудят понятие с разных сторон:
как понятие, символ, схему, как практики, критики
и поэты.
Группа педагогов “Понятие” поразила всех
четкостью формулировки: диалектическое обучение
– это система, характеризующаяся совокупностью
форм, методов, приемов организации
познавательной деятельности детей на основе
мыслительного механизма разрешения различных
противоречий, стимулирующая развитие ребенка.
Спор зашел о диалектическом подходе к обучению:
это система обучения, основывающаяся на основе
законов психического развития ребенка, такая же,
как и школа диалога культур Курганова, система
Эльконина – Давыдова. Так чем же отличается от
них школа диалектического обучения?
– Любое развитие имеет отношение к диалектике, –
сказала Адамская. – Многие системы эти подходы
реализуют. Мы же не только следуем диалектике при
организации учения, но и стремимся ввести ее в
содержание обучения.
Группа “Схема” предложила наглядное
изображение системы диалектического обучения
как спирали и концентрической спирали развития
человека от “нет” к “да” через точки открытия,
сомнения, озарения.
Что же находится между “да” и “нет”?
– Сомнение. Если ты, учитель, не сомневаешься, то
не сможешь работать, – таков ответ учительницы
географии из Смоленской области.
– Мы как раз и работаем в пространстве сомнения,
и самое сложное в этой работе – найти из сомнения
продуктивный выход, – сообщила Людмила Адамская.
– Мы учим ребенка сомневаться и преодолевать
сомнения, находить выход из ситуации.
Группа “Практики” отметила, что, вероятно,
приемы диалектического обучения позволяют
вскрыть противоречие, заложенное в той или иной
проблеме. И здесь важно развивать умение
формулировать вопросы.
– Мы используем в работе принцип отсутствия
правильных ответов, – рассказала Людмила
Адамская. – И вот, например, какие это приносит
результаты мальчику, который учился раньше у нас,
а теперь перешел в другую школу: он принес на урок
истории книжку, в которой вычитал оригинальный
взгляд на историческое событие. Учительница
сказала, что это всего лишь версия, на что мальчик
ответил: вся история – версия.
Игра в диалектическое обучение продолжалась.
Приводились символы и ассоциации, читались стихи.
В заключение педагоги из школы диалектического
обучения предложили на досуге подумать, как
можно соединить диалектические
противоположности, и поиграть в диалектику с
собой и своими учениками.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|