Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Впечатления второго дня

– Мы счастливы, что познакомились и послушали Виктора Федоровича Шаталова. Так мечтали встретиться с ним! Много учились его методу. Пытались организовать обучение ребят, чтобы каждый момент преподавания был направлен на развитие в них трудолюбия, самодисциплины, честности. И хотя мы преподаем
не в школе, а в строительном училище № 49 на юго-востоке Москвы, нам очень помогает его метод. Видимо, и правда его педагогика – это педагогика для всех.

Вера НИКИТИНА
Москва

– Я приехала сюда с вполне определенной целью. Сейчас пишу диссертацию по режиссуре урока, и мне хотелось познакомиться с Вячеславом Михайловичем Букатовым. Пообщавшись с ним, уяснила его подход. Режиссуру я понимаю иначе. Вкладываю в нее не столько театральное действо, сколько организацию пространства, умение задать ритм, который помогает творческой работе детей. Он говорил о поведении учителя. На мой взгляд, не только в этом режиссура. Надо так срежиссировать пространство урока, чтобы дети тоже стали его творцами.

Валерия ВОЛОГЖАНОВА
Киров

– Очень хотелось выступить в педагогическом дивертисменте, но не нашла времени, потому что классы, в которых вели занятия такие замечательные педагоги, я не могла пропустить. На лицах коллег видела смятение: им хотелось быть и тут и там одновременно.
Я посетила и урок Амонашвили, и класс развивающего обучения, побывала там, где говорили об учении с увлечением, самоценности детства, о школе Монтессори, вальдорфской педагогике. Мне как учителю начальных классов все это очень пригодится.
В вальдорфской школе, к примеру, меня заинтересовало, что урок начинается с различных проговариваний и так активизируется мыслительная деятельность детей. А на уроке режиссуры я увидела прямую связь с педагогическими мастерскими, созданием которых в Санкт-Петербурге сейчас занимается ассоциация “Новое образование”. Как и в мастерских на уроках режиссуры, образовательное пространство организовывается таким образом, чтобы создать максимум удобств для самостоятельной работы детей.

Лариса ЛИСТОВА
С.-Петербург

– Наработано очень много, и в каждой идее, в каждой школе есть нечто уникальное, неповторимое. Единственное, я боюсь, что от этого обилия идей, школ, направлений мы немножко сдадим. У меня создается впечатление, что мы делаем огромное большое дело, но, как в гоголевской тройке, бежим в разные стороны.
Кому-то понравилось одно, кому-то другое, а завтра мы разъехались и друг о друге забыли?
Как практик я прекрасно понимаю, что не смогу осуществить все задуманное без помощи коллег. Я это сделаю, только если пойду к коллегам, к единомышленникам и возьму то лучшее, что есть у них, а они что-то возьмут у меня.
Например, вчера я с удовольствием общался с Николаем Гузиком, который в своей авторской школе решает проблему обучения в зависимости от природы ребенка. Толстой изначально такую проблему поставил. Если это уже кем-то сделано, что же я буду биться в открытую дверь?
Рядом со мной стенд “Режиссура урока”. Для меня в школе Толстого это основа основ. Я над этим думаю. Вероятно, человек, который представил такой стенд как профессионал, думает иначе и глубже, чем я.
Поэтому и надо поразмыслить: кто кому пойдет навстречу? Где мы можем найти эти скрепы между собой? Чем мы можем друг друга дополнить? Я учиться у всех хочу и предлагаю собраться вместе, чтобы обсудить это.
Хорошо бы на основе наработанных идей создать образовательные комплексы, мощные, сильные школы как направления. Пусть в них будут детский сад, средняя школа, колледж, университет, научные лаборатории и т.д. Обмен мнениями между создателями школ-направлений сейчас самая главная задача.

Виталий РЕМИЗОВ
Тула

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru