Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Идея возрастной педагогики: ритуалы и переходы

16.30 2 октября

–Наконец-то живьем услышу Фрумина, – сказала немолодая женщина и поставила свой стул в первый ряд.
Идея школы возраста, считают многие педагоги, – это чуть ли не основная идея школы будущего.
– Но разве наша школа не опиралась всегда на возрастную периодизацию и не учитывала особенности ребенка на том или ином этапе жизни? – начал с вопроса оппонент.
– Всегда декларировала, но это не значит – переносила в реальную жизнь, – возразил Исак Давыдович Фрумин. – Кроме того, многие думают, что все типы возрастной периодизации, наработанные учеными в течение нынешнего века, сегодня сомнительны и искать среди них какую-то одну, самую точную и универсальную, бессмысленно, а иногда даже опасно.
Если быть точнее, идея возраста как исторически обусловленного феномена достаточно нова, по сути, серьезно она стала обсуждаться лишь во второй половине ХХ века. Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что возрастные особенности детей, скажем, семи лет заметно отличаются не только в разных этнических и социальных группах, но и в разные десятилетия. Легко предположить, что педагогические способы и приемы, ориентированные на определенное культурное содержание возраста, со временем устаревают и нуждаются в коррективах.
Деление школы на начальную, подростковую (до недавнего времени ее называли средней) и старшую существовало всегда, но было формальным. Ребенок переходил с одной ступени на другую, но не проживал полноценно тот или иной этап взросления, и в результате, вовремя не разобравшись со своими проблемами, переносил их из одного периода в другой. Накапливаясь как снежный ком, они неминуемо переходили во взрослую жизнь и оборачивались впоследствии драмами и трагедиями. В дошкольном возрасте ребенок как следует не наигрался, в младшем школьном не почувствовал интереса к учебе, в подростковом не получил возможности в чем-то реализовать себя... А к зрелому вообще утратил интерес к жизни.
На всем протяжении школьной жизни ребенок встречает одно и то же: уроки, отметки, домашние задания. Каждый следующий этап для многих становится все менее привлекательным, а у некоторых вызывает панический страх. И особенные трудности из-за потери возрастной ориентации возникают в подростковой школе.
– Так как же вы ее себе представляете? – спросили из зала.
– Могу ответить. Возникшая в ХХ веке всеобщая школа для подростков была лишь расширением начальной школы и не соответствовала возрастным потребностям, – сказал Исак Фрумин. – Несоответствие между педагогическими средствами и подростковым возрастом приводит к конфликтам, попыткам трансформировать не педагогические средства, а самих подростков.
В США в середине 60-х годов возникло движение по созданию подростковых школ. Их отличали формы и методы обучения. В подростковых школах использовались групповые дискуссии, междисциплинарные проекты, имитационные игры. Особенностью была ориентация на климат сотрудничества. Но исследования, проведенные в 90-х годах, показали, что все изменения носили поверхностный характер. Практически не изменились содержание учебных программ, структура организации школьной жизни. Это привело к разочарованиям. Многие подвергли сомнениям сам принцип возрастного подхода.
В наше время в России предприняты новые попытки создания подростковых школ. Все педагоги, ставшие на этот путь, сталкиваются в общем-то с одними и теми же проблемами: необходимо менять и содержание образования, и способы работы, и отношения между учениками и учителями. Кстати, этот шаг заставил нас по-другому взглянуть на начальную и старшую школы и добавил новые проблемы: как создать условия для полноценного проживания ребенком того или иного возрастного этапа и как организовать возрастные переходы с одного этапа на другой?
– Важно сделать это так, чтобы детям хотелось переходить с одной ступени на другую. Должны быть какие-то ритуалы перехода, – послышались голоса из зала.
– У вас есть на этот счет какие-то идеи? – оживился Исак Давыдович. – Десять – пятнадцать лет назад этот вопрос никого бы не затруднил. Опыт детских политических организаций был самым ярким (но, пожалуй, и единственным) примером ритуального перехода детей с одного возрастного этапа на другой. Но сейчас этот опыт уже не актуален. А новые идеи пока не созрели.
Пусть их поиск станет домашним заданием для всех, кто был на этом уроке.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru