Идея возрастной педагогики: ритуалы и переходы
16.30 2 октября
–Наконец-то живьем услышу Фрумина, –
сказала немолодая женщина и поставила свой стул
в первый ряд.
Идея школы возраста, считают многие педагоги, –
это чуть ли не основная идея школы будущего.
– Но разве наша школа не опиралась всегда на
возрастную периодизацию и не учитывала
особенности ребенка на том или ином этапе жизни?
– начал с вопроса оппонент.
– Всегда декларировала, но это не значит –
переносила в реальную жизнь, – возразил Исак
Давыдович Фрумин. – Кроме того, многие думают,
что все типы возрастной периодизации,
наработанные учеными в течение нынешнего века,
сегодня сомнительны и искать среди них какую-то
одну, самую точную и универсальную, бессмысленно,
а иногда даже опасно.
Если быть точнее, идея возраста как исторически
обусловленного феномена достаточно нова, по сути,
серьезно она стала обсуждаться лишь во второй
половине ХХ века. Исследования отечественных и
зарубежных психологов показывают, что
возрастные особенности детей, скажем, семи лет
заметно отличаются не только в разных этнических
и социальных группах, но и в разные десятилетия.
Легко предположить, что педагогические способы и
приемы, ориентированные на определенное
культурное содержание возраста, со временем
устаревают и нуждаются в коррективах.
Деление школы на начальную, подростковую (до
недавнего времени ее называли средней) и старшую
существовало всегда, но было формальным. Ребенок
переходил с одной ступени на другую, но не
проживал полноценно тот или иной этап взросления,
и в результате, вовремя не разобравшись со своими
проблемами, переносил их из одного периода в
другой. Накапливаясь как снежный ком, они
неминуемо переходили во взрослую жизнь и
оборачивались впоследствии драмами и трагедиями.
В дошкольном возрасте ребенок как следует не
наигрался, в младшем школьном не почувствовал
интереса к учебе, в подростковом не получил
возможности в чем-то реализовать себя... А к
зрелому вообще утратил интерес к жизни.
На всем протяжении школьной жизни ребенок
встречает одно и то же: уроки, отметки, домашние
задания. Каждый следующий этап для многих
становится все менее привлекательным, а у
некоторых вызывает панический страх. И особенные
трудности из-за потери возрастной ориентации
возникают в подростковой школе.
– Так как же вы ее себе представляете? – спросили
из зала.
– Могу ответить. Возникшая в ХХ веке всеобщая
школа для подростков была лишь расширением
начальной школы и не соответствовала возрастным
потребностям, – сказал Исак Фрумин. –
Несоответствие между педагогическими
средствами и подростковым возрастом приводит к
конфликтам, попыткам трансформировать не
педагогические средства, а самих подростков.
В США в середине 60-х годов возникло движение по
созданию подростковых школ. Их отличали формы и
методы обучения. В подростковых школах
использовались групповые дискуссии,
междисциплинарные проекты, имитационные игры.
Особенностью была ориентация на климат
сотрудничества. Но исследования, проведенные в 90-х
годах, показали, что все изменения носили
поверхностный характер. Практически не
изменились содержание учебных программ,
структура организации школьной жизни. Это
привело к разочарованиям. Многие подвергли
сомнениям сам принцип возрастного подхода.
В наше время в России предприняты новые попытки
создания подростковых школ. Все педагоги,
ставшие на этот путь, сталкиваются в общем-то с
одними и теми же проблемами: необходимо менять и
содержание образования, и способы работы, и
отношения между учениками и учителями. Кстати,
этот шаг заставил нас по-другому взглянуть на
начальную и старшую школы и добавил новые
проблемы: как создать условия для полноценного
проживания ребенком того или иного возрастного
этапа и как организовать возрастные переходы с
одного этапа на другой?
– Важно сделать это так, чтобы детям хотелось
переходить с одной ступени на другую. Должны быть
какие-то ритуалы перехода, – послышались голоса
из зала.
– У вас есть на этот счет какие-то идеи? –
оживился Исак Давыдович. – Десять – пятнадцать
лет назад этот вопрос никого бы не затруднил.
Опыт детских политических организаций был самым
ярким (но, пожалуй, и единственным) примером
ритуального перехода детей с одного возрастного
этапа на другой. Но сейчас этот опыт уже не
актуален. А новые идеи пока не созрели.
Пусть их поиск станет домашним заданием для всех,
кто был на этом уроке.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|