А теперь выбери себе темп и задачу в школе
индивидуального обучения!
15.30 2 октября
В последние годы все больше и больше
педагогов приходят к выводу, что без педагогики
сотрудничества учить невозможно. Если ребенок не
доверяет учителю, не решается обратиться к нему
за помощью, если не чувствует, что учитель
воспринимает его как равного себе человека, то
скорее всего он просто будет отбывать в школе
положенный срок.
Еще в 1987 году в одной из статей Симон Львович
писал: сотрудника нельзя вызвать к доске,
оценивать, оставлять на второй год... Для школы
это обычное явление. Многие давно сделали для
себя вывод, что педагогика сотрудничества
несовместима с классно-урочной системой. Что
предпочесть – этот вопрос у многих сомнения не
вызывает. Но как отказаться от классно-урочной
системы, с чего начать?
Пермский педагог Юрий Макаров, его коллеги и
последователи уже нашли ответ на этот вопрос.
Технология индивидуального обучения, по которой
они работают, фактически отменяет классно-урочную
систему, хотя на первый взгляд это и незаметно. О
том, что представляет собой технология, как она
работает, к каким достижениям приводит и какие
вызывает сомнения, Юрий Афанасьевич рассказывал
на своем уроке.
– Когда-то нам было предельно ясно, каким должен
выходить из школы ученик – всесторонне развитой
личностью, преданной делу партии. В общем-то и
сейчас, несмотря на то что нет социального заказа,
большинству понятно, кого мы должны выпускать –
человека, который мог бы выжить за счет труда,
способного принимать решения и нести за них
ответственность. Но дальше деклараций мы пока не
ушли, потому, наверное, что в первую очередь не
можем переломить свое сознание.
Собеседники кивали головой: да, мы мало учим
детей самостоятельности, досконально объясняя
каждую тему, вроде бы действуем из лучших
побуждений, но именно этим часто оказываем им
медвежью услугу – зачем прилагать лишние усилия,
если вполне можно обойтись без них? Возникает
парадокс: чем лучше объяснение учителя, тем хуже
это сказывается на многих учениках.
Специалисты подсчитали, что время активной
работы ученика на уроке – не более 15 минут,
остальные полчаса он смотрит, как работают его
одноклассники и учитель. Технология
индивидуального обучения направлена на то, чтобы
ученик как можно меньше слушал объяснение
учителя и как можно больше работал сам.
Нет, конечно, педагоги, работающие по этой
технологии, не отвергают объяснения. Но отводят
ему другую роль, ориентируясь на уровень ученика.
Один в состоянии самостоятельно разобраться в
теме, прочитав учебник один раз, а другому и урока
на это не хватит, зачем же всем отводить на это
одинаковое время?
Для начала ученик должен попробовать
разобраться в материале сам, учитель помогает, но
лишь в том случае, если ребенок сталкивается с
непреодолимыми трудностями. А поскольку уровень
трудности для всех разный, появляется
необходимость в создании разноуровневых учебных
материалов.
Непременное условие технологии – подготовку к
самостоятельности необходимо начинать уже в
начальной школе, с первого класса, но постепенно,
небольшими порциями. В средней школе появляются
индивидуальные карточки трех уровней, время на
самостоятельную работу увеличивается, но от темы
к теме ребята переходят еще все вместе. А в
старшей темп обучения и уровень трудности каждый
может уже выбирать сам.
Технология индивидуального обучения, как и любая
другая, оснащена своими учебниками, учебными
пособиями, дидактическими материалами – обычные
учебники, по словам педагогов, не решают той
задачи, которую ставит технология. Изложение
материала в традиционных учебниках из-за
наукообразности часто оказывается ученикам не
по зубам, роль переводчика берет на себя учитель
и именно на это тратит большую часть своих усилий.
Учебники и пособия выпускаются силами
сотрудников лаборатории технологии
индивидуального обучения, которая расположена в
пермской школе № 140. Спрос на них растет с каждым
днем – с лабораторией сотрудничают школы из 73
регионов.
О достоинствах технологии рассказали учителя из
Казани и Приморского края: возможность двигаться
в своем темпе дает уверенность ребятам, повышает
их активность и интерес, а о второгодниках и
домашних заданиях в школах, где применяется
технология, уже забыли. Но есть и ограничения:
нельзя создать универсальные разноуровневые
материалы для всех, каждый учитель должен
приспособить их для детей своего класса, и, если
он к этому не готов, ничего не получится.
– Мне кажется, на ваших уроках полностью
исчезает необходимое детям ощущение “мы”, и это
обедняет уроки.
– Надо учесть, что у детей разные притязания. И
каждый получает свое. Некоторые так погружаются
в работу, что им не нужно никакого общения. А те,
кому оно необходимо, могут работать в парах,
группах, технология этого не отвергает. Кроме
того, ученики часто выступают в роли учителя,
которому физически невозможно спросить каждого.
Долгое время технология была применима для
отдельных предметов – математики, физики, химии.
Юрий Афанасьевич был категорически против ее
использования на уроках литературы, истории. Но в
составе его лаборатории появились коллеги,
которые доказали, что это возможно и приводит к
поразительным результатам.
– Стоит ли вводить карточки на гуманитарных
предметах, где идет постоянный живой разговор?
– Вы даже не представляете, как они начинают
говорить...
О том, что происходит на уроках литературы,
Татьяна Кузнецова, сотрудник лаборатории и
параллельно специалист Пермского института
повышения квалификации (затеявшего, кстати,
подготовку учителей по этой технологии),
рассказывала группе педагогов уже после урока, в
кулуарах. Раиса Шардакова рассказала, как
приживается технология в системе
профессионально-технического образования. А
директор казанской гимназии № 2 Камария
Хамидулина – о компьютерной программе “Эрудит”,
составленной по принципам технологии.
Собеседники общались долго, и неизвестно,
насколько затянулся бы еще разговор, если бы не
подошло время большого педагогического совета.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|