Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

А теперь выбери себе темп и задачу в школе индивидуального обучения!

15.30 2 октября

В последние годы все больше и больше педагогов приходят к выводу, что без педагогики сотрудничества учить невозможно. Если ребенок не доверяет учителю, не решается обратиться к нему за помощью, если не чувствует, что учитель воспринимает его как равного себе человека, то скорее всего он просто будет отбывать в школе положенный срок.
Еще в 1987 году в одной из статей Симон Львович писал: сотрудника нельзя вызвать к доске, оценивать, оставлять на второй год... Для школы это обычное явление. Многие давно сделали для себя вывод, что педагогика сотрудничества несовместима с классно-урочной системой. Что предпочесть – этот вопрос у многих сомнения не вызывает. Но как отказаться от классно-урочной системы, с чего начать?
Пермский педагог Юрий Макаров, его коллеги и последователи уже нашли ответ на этот вопрос. Технология индивидуального обучения, по которой они работают, фактически отменяет классно-урочную систему, хотя на первый взгляд это и незаметно. О том, что представляет собой технология, как она работает, к каким достижениям приводит и какие вызывает сомнения, Юрий Афанасьевич рассказывал на своем уроке.
– Когда-то нам было предельно ясно, каким должен выходить из школы ученик – всесторонне развитой личностью, преданной делу партии. В общем-то и сейчас, несмотря на то что нет социального заказа, большинству понятно, кого мы должны выпускать – человека, который мог бы выжить за счет труда, способного принимать решения и нести за них ответственность. Но дальше деклараций мы пока не ушли, потому, наверное, что в первую очередь не можем переломить свое сознание.
Собеседники кивали головой: да, мы мало учим детей самостоятельности, досконально объясняя каждую тему, вроде бы действуем из лучших побуждений, но именно этим часто оказываем им медвежью услугу – зачем прилагать лишние усилия, если вполне можно обойтись без них? Возникает парадокс: чем лучше объяснение учителя, тем хуже это сказывается на многих учениках.
Специалисты подсчитали, что время активной работы ученика на уроке – не более 15 минут, остальные полчаса он смотрит, как работают его одноклассники и учитель. Технология индивидуального обучения направлена на то, чтобы ученик как можно меньше слушал объяснение учителя и как можно больше работал сам.
Нет, конечно, педагоги, работающие по этой технологии, не отвергают объяснения. Но отводят ему другую роль, ориентируясь на уровень ученика. Один в состоянии самостоятельно разобраться в теме, прочитав учебник один раз, а другому и урока на это не хватит, зачем же всем отводить на это одинаковое время?
Для начала ученик должен попробовать разобраться в материале сам, учитель помогает, но лишь в том случае, если ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями. А поскольку уровень трудности для всех разный, появляется необходимость в создании разноуровневых учебных материалов.
Непременное условие технологии – подготовку к самостоятельности необходимо начинать уже в начальной школе, с первого класса, но постепенно, небольшими порциями. В средней школе появляются индивидуальные карточки трех уровней, время на самостоятельную работу увеличивается, но от темы к теме ребята переходят еще все вместе. А в старшей темп обучения и уровень трудности каждый может уже выбирать сам.
Технология индивидуального обучения, как и любая другая, оснащена своими учебниками, учебными пособиями, дидактическими материалами – обычные учебники, по словам педагогов, не решают той задачи, которую ставит технология. Изложение материала в традиционных учебниках из-за наукообразности часто оказывается ученикам не по зубам, роль переводчика берет на себя учитель и именно на это тратит большую часть своих усилий. Учебники и пособия выпускаются силами сотрудников лаборатории технологии индивидуального обучения, которая расположена в пермской школе № 140. Спрос на них растет с каждым днем – с лабораторией сотрудничают школы из 73 регионов.
О достоинствах технологии рассказали учителя из Казани и Приморского края: возможность двигаться в своем темпе дает уверенность ребятам, повышает их активность и интерес, а о второгодниках и домашних заданиях в школах, где применяется технология, уже забыли. Но есть и ограничения: нельзя создать универсальные разноуровневые материалы для всех, каждый учитель должен приспособить их для детей своего класса, и, если он к этому не готов, ничего не получится.
– Мне кажется, на ваших уроках полностью исчезает необходимое детям ощущение “мы”, и это обедняет уроки.
– Надо учесть, что у детей разные притязания. И каждый получает свое. Некоторые так погружаются в работу, что им не нужно никакого общения. А те, кому оно необходимо, могут работать в парах, группах, технология этого не отвергает. Кроме того, ученики часто выступают в роли учителя, которому физически невозможно спросить каждого.
Долгое время технология была применима для отдельных предметов – математики, физики, химии. Юрий Афанасьевич был категорически против ее использования на уроках литературы, истории. Но в составе его лаборатории появились коллеги, которые доказали, что это возможно и приводит к поразительным результатам.
– Стоит ли вводить карточки на гуманитарных предметах, где идет постоянный живой разговор?
– Вы даже не представляете, как они начинают говорить...
О том, что происходит на уроках литературы, Татьяна Кузнецова, сотрудник лаборатории и параллельно специалист Пермского института повышения квалификации (затеявшего, кстати, подготовку учителей по этой технологии), рассказывала группе педагогов уже после урока, в кулуарах. Раиса Шардакова рассказала, как приживается технология в системе профессионально-технического образования. А директор казанской гимназии № 2 Камария Хамидулина – о компьютерной программе “Эрудит”, составленной по принципам технологии. Собеседники общались долго, и неизвестно, насколько затянулся бы еще разговор, если бы не подошло время большого педагогического совета.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru