Вальдорфские эпохи и времена года
2 октября, 13.30
Ана вальдорфском уроке взрослых вообще
не было. Все они в одно мгновение превратились в
детей, выстукивающих подошвами таблицу
умножения на три. И Владимир Константинович
Загвоздкин, и учителя московской вальдорфской
школы, что в Стремянном переулке, прыгали вместе
со всеми. Они сразу попросили отложить подальше
ручки и блокноты, потому что обрести собственный
опыт гораздо важнее, чем просто перенести идеи на
бумагу.
И тогда все встали в круг, чтобы приветствовать
друг друга.
– В вальдорфской школе, – рассказывал Владимир
Константинович, – учитель обязательно
здоровается с каждым ребенком за руку. В начале
урока – ритмическая часть: чтение стихов, пение,
красивые ритмичные движения – то резкие, то
плавные. Это как бы пробуждение души ребенка,
переход от дома к школе.
И вот следом за учителем взрослые ученики школы
Соловейчика повторяют:
Солнце поднимается,
Сердце согревается,
Просыпается земля,
С ней и я.
Руки тянутся вверх, к солнцу, прижимаются к
сердцу, и в самом деле становится как-то тепло,
спокойно и радостно, хочется действовать.
Взрослые с удовольствием декламируют хором
полузабытые детские стишки и двигаются в такт
словам. На лицах – удовольствие и восторг: хорошо
ученикам вальдорфской школы – скачи себе, а
заодно незаметно развивай артикуляцию,
занимайся грамматикой и математикой.
Следующая ступенька после пробуждения – взгляд
на мир вокруг себя. Все, что видят глаза ребенка,
вовлекается в образовательное пространство.
Если дело происходит осенью, многому можно
научиться, наблюдая дождь и ветер, редкие лучи
солнца, вплетенные меж черных ветвей деревьев, и
легкие золотые листья. Это материальный, видимый
мир. А в мире невидимом, духовном, тоже происходит
борьба холода и тепла, света и тьмы. Поэтому осень
– время архангела Михаила, победившего воинство
зла. Эти два взгляда на осень все время рядом:
стихи о ветре, которые хор произносит с напором и
сопротивлением, а следом – нежные, серебряные
голоса, похожие на льющийся дождь, поют про
архангела Михаила. Так возникает целостное
видение мира, очень важное для вальдорфского
образования.
Это только начало, опора на повседневность
необходима, чтобы легче было входить в новые
области абстрактных знаний. Например, сейчас в
третьем классе – эпоха математики. А значит,
таблица умножения изучается всеми немыслимыми
способами, прежде всего в счетных играх. В центр
круга выходит Мария, она так вошла в роль ученицы
школы, что всем тоже хочется продолжать играть.
Она развела всех по группам, в каждой три
человека. А потом все движутся по кругу и считают
вслух, подпрыгивая на числах, которые делятся на
три. И рисуют таблицу умножения в виде красивой
правильной звезды с множеством лучей. В конце
урока, как это обычно бывает в реальной
вальдорфской школе, учитель рассказывает
легенду. Кругом осень – значит, будет легенда о
святом Георгии, земном воплощении архангела
Михаила: “Давным-давно рядом с одним древним
городом появился дракон. Он разорял поля и сады, и
жители не знали, как избавиться от него…”
Урок закончился, многие с явной неохотой
возвращаются во взрослый мир теорий и
размышлений. Но наступило время дать объяснения
тому, что здесь происходило, и учителя
рассказывают по очереди.
Все основные предметы в школе – язык, математика,
естественные, социальные науки – дети до
двенадцати лет изучают эпохами на “главном
уроке” под руководством классного учителя. Это
делается специально, потому что как раз до
двенадцати лет, как считают вальдорфские
педагоги, ребенок крепко внутренне связан со
взрослым, стремится подражать ему, перенимая
образцы культуры. Между ребенком и взрослым,
которые живут вместе столько лет,
устанавливается особый духовный контакт.
Поэтому в вальдорфской школе не существует
формальных отношений оценивания. Учитель
обсуждает вместе с ребенком и родителями его
продвижение и дает конкретные рекомендации,
делая акцент прежде всего на достижениях ученика.
Эпоха, “главный урок” – важные понятия
вальдорфского метода. Эпоха – одна тема на три-четыре
недели, в течение которых разными способами, с
разных сторон, через образ, ритм, чувство и
рассуждения осваивается фрагмент человеческой
культуры. Для вальдорфских учителей важно, чтобы
в процессе образования всякий раз был
задействован весь человек – его голова, сердце,
руки и даже ноги... “Главный урок” всегда
заканчивается свободным рассказом учителя – это
могут быть легенда, сказка, миф, библейская
история, подходящая по смыслу к тому, чем
занимались сегодня в классе. Чтобы ребенок не
уставал, в течение недели основные предметы
чередуются с занятиями музыкой, иностранными
языками, ремеслами и живописью. На этих уроках
дети играют на музыкальных инструментах, рисуют,
используя разнообразные материалы, делают самые
настоящие вещи, которыми можно пользоваться в
жизни.
Многие взрослые, рассматривавшие стенды в холле
во время перерывов между уроками, надолго
застревали перед стендом вальдорфской школы. И
неудивительно – трудно оторваться от изящных
варежек, связанных четвероклассником, или
цветастых половичков. На одной полочке –
сделанные ребятами знаменитые мягкие
вальдорфские куклы, у которых лишь намечены
глаза, нос и рот, чтобы малыш фантазировал дальше
сам. Рядом – извилистые коряги и шерстяные
зверики. А на стенах – чудесные акварельные
рисунки. Например, история сотворения мира,
проиллюстрированная второклассником, или
собственноручно изготовленные тетради по
географии с планом квартала, в котором живет
ребенок. Так знания становятся не поверхностно-абстрактными,
а лично необходимыми, пережитыми,
прочувствованными. С их помощью кому-то можно
принести реальную пользу или радость.
Так, через образ, логику, слово и работу, руками
ребенок и взрослый выстраивают вместе картину
мира и собственную жизнь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|