Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Уклад школы самоопределения

11.30 2 октября

Второй урок был посвящен идее самоопределения.
Задача школы самоопределения – помочь ребенку выработать свое отношение к миру, культуре, проблеме человека, самому себе. И в этом смысле школа Александра Наумовича Тубельского создает условия для развития индивидуальности.
– Кто только не клянется сегодня в любви к индивидуальности! – начал разговор Александр Наумович. – Но чаще всего толкуют не о развитии индивидуальности, а о том, как учесть эту индивидуальность для эффективной передачи стандартов знаний. Если же это удается трудно, то выдвигаются проблемы обучения детей с задержками развития. Мы же говорим по-другому: ребенок появляется на свет не чистым белым листом (и это наш исходный постулат), а с определенным предназначением, и чтобы оно раскрылось, надо создать питательную среду. Это процесс образования в широком смысле слова. Многие школы вредят разворачиванию индивидуальности. Я даже прочитал в одной книге психологов о том, что задача учителя начальных классов – исключить всякую непосредственность ребенка. И через полгода абсолютно разные дети становятся одинаковыми. Я хочу рассказать об одной необходимой составляющей развития индивидуальности – об укладе жизни школы как условии приобретения опыта гуманного, толерантного, демократического поведения.
Далее Александр Наумович попросил слушателей написать в нескольких словах, какой уклад или условия уклада существуют в их школе.
А потом по просьбе слушателей рассказал об укладе в школе самоопределения.
– Что обычно является образовательной единицей? Урок? – спросил Александр Наумович. – У нас это образовательная ситуация. Она завершается тогда, когда у каждого ее участника возникла своя версия, свое представление, свой вопрос. Это школа не ответов, а вопросов. Ведь ответы человеку может дать кто и что угодно. Вопросы он должен сформулировать сам – к жизни, к себе, к миру, культуре.
Наш уклад – это прежде всего условия для свободы выбора ребенка. Выбора способа познания, урока, учителя, вида деятельности, формы отчетности, темпа обучения, способа освоения материала, проблемы.
И в заключение семинара Александр Наумович задал вопрос залу: “Что же нам мешает предоставить ребенку свободу самоопределения?”
Ответы были такими: чиновники, контроль, недостаток образованности, страх перед неудачами.
Одна из участниц спросила: “А на каком этапе уклад начинает становиться тормозом для развития школы?”
– Важнейшая характеристика открытого общества, – ответил Тубельский, – это готовность постоянного изменения себя. Поэтому и в уклад надо изначально закладывать механизм его изменения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru