Уклад школы самоопределения
11.30 2 октября
Второй урок был посвящен идее
самоопределения.
Задача школы самоопределения – помочь ребенку
выработать свое отношение к миру, культуре,
проблеме человека, самому себе. И в этом смысле
школа Александра Наумовича Тубельского создает
условия для развития индивидуальности.
– Кто только не клянется сегодня в любви к
индивидуальности! – начал разговор Александр
Наумович. – Но чаще всего толкуют не о развитии
индивидуальности, а о том, как учесть эту
индивидуальность для эффективной передачи
стандартов знаний. Если же это удается трудно, то
выдвигаются проблемы обучения детей с
задержками развития. Мы же говорим по-другому:
ребенок появляется на свет не чистым белым
листом (и это наш исходный постулат), а с
определенным предназначением, и чтобы оно
раскрылось, надо создать питательную среду. Это
процесс образования в широком смысле слова.
Многие школы вредят разворачиванию
индивидуальности. Я даже прочитал в одной книге
психологов о том, что задача учителя начальных
классов – исключить всякую непосредственность
ребенка. И через полгода абсолютно разные дети
становятся одинаковыми. Я хочу рассказать об
одной необходимой составляющей развития
индивидуальности – об укладе жизни школы как
условии приобретения опыта гуманного,
толерантного, демократического поведения.
Далее Александр Наумович попросил слушателей
написать в нескольких словах, какой уклад или
условия уклада существуют в их школе.
А потом по просьбе слушателей рассказал об
укладе в школе самоопределения.
– Что обычно является образовательной единицей?
Урок? – спросил Александр Наумович. – У нас это
образовательная ситуация. Она завершается тогда,
когда у каждого ее участника возникла своя
версия, свое представление, свой вопрос. Это
школа не ответов, а вопросов. Ведь ответы
человеку может дать кто и что угодно. Вопросы он
должен сформулировать сам – к жизни, к себе, к
миру, культуре.
Наш уклад – это прежде всего условия для свободы
выбора ребенка. Выбора способа познания, урока,
учителя, вида деятельности, формы отчетности,
темпа обучения, способа освоения материала,
проблемы.
И в заключение семинара Александр Наумович задал
вопрос залу: “Что же нам мешает предоставить
ребенку свободу самоопределения?”
Ответы были такими: чиновники, контроль,
недостаток образованности, страх перед
неудачами.
Одна из участниц спросила: “А на каком этапе
уклад начинает становиться тормозом для
развития школы?”
– Важнейшая характеристика открытого общества,
– ответил Тубельский, – это готовность
постоянного изменения себя. Поэтому и в уклад
надо изначально закладывать механизм его
изменения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|