Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Развивающее обучение: первооткрыватели с последних парт

16.30 1 октября

В педагогическом мире нередко возникают споры о том, какая технология дает лучший результат, а какая – худший. Но получить однозначный ответ, как правило, не удается. И тогда появляется вполне объяснимое искушение собрать из разных технологий самое лучшее и создать идеальную образовательную систему. Такой подход, по мнению педагогов, работающих по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова, бессмыслен и заведомо обречен на провал.
Не случайно заместитель директора по науке московской школы № 91 Владимир Львовский на своем уроке попытался разъяснить, что подразумевается под понятием “развивающее обучение”.
Как известно, система РО основана на идеях Л.С.Выготского. Рассматривая связь обучения и развития, психолог выделял разные подходы к этому вопросу. Можно рассматривать обучение и развитие как два параллельных, независимых процесса. Можно считать, что обучение и развитие – одно и то же: ребенок развился ровно настолько, насколько обучил его учитель. Но сам Выготский придерживался третьего подхода: обучение должно опережать развитие, вести его за собой. Человек развивается, обучаясь и воспитываясь.
Но развивать можно разное. Любая педагогическая система, любая школа развивает; вопрос в том – что.
Система РО делает упор на развитии теоретического мышления, а точнее, теоретического сознания, если иметь в виду разные возрасты, а это уже не только мышление, это разные сферы жизни человека – нравственность, эстетическое отношение к миру.
В чем характерные особенности системы РО? Что можно вычеркнуть из уроков без ущерба для самой системы, а чего нельзя ни при каких обстоятельствах?
– Прежде всего следует сказать, что учитель, работающий по нашей системе, не транслирует знания: ничто не дается детям в готовом виде, но создаются условия для того, чтобы дети в определенном смысле переоткрывали то, что уже известно в культуре.
Ошибочно утверждать, что без групповых форм работы на уроке нет системы Эльконина – Давыдова: есть учителя, которые прекрасно работают в рамках общеклассной дискуссии. Но вот что действительно нельзя вычеркнуть без ущерба для системы, так это определенным образом выстроенное содержание.
Во многих школах и классах, работающих по системе РО, уроки превращаются в уроки проблемного обучения в вопросно-ответной форме: учитель задает вопрос, кто-то из детей отвечает. Иногда весь урок превращается в работу с двумя-тремя учениками, и создается впечатление, будто разница между традиционным и развивающим обучением заключается лишь в том, что при традиционном учитель спрашивает того, кто не знает, а при развивающем – того, кто тянет руку.
– Как-то в одной из школ я проводил урок в 3 классе по математике, – вспомнил Владимир Александрович. – Задача с моей стороны была простой – доказать учителям этой школы, что наша система предназначена не для выдающихся и отобранных детей, в ее рамки может вписаться любой ребенок. Так и получилось: с помощью специальных процедур, заложенных в системе РО, удалось растормошить детей, которым ставили диагноз задержка развития. Они стали выдавать идеи буквально через полчаса. Учителям ничего не оставалось, как честно признаться: да, наша ошибка в том, что мы были уверены – эти дети слабые. Когда учителя плохо владеют содержанием, им не удается раскрутить его в деятельности детей.
– Не секрет, что многие дети приходят в 1 класс с неразвитой для уровня первоклассника эмоционально-волевой сферой. Психологи утверждают, что усиливать развитие мышления у таких детей опасно. Как они уживаются в системе развивающего обучения?
– Интересный эксперимент был проведен в одной из школ Красноярска: взяли два класса детей с задержкой развития, один запустили по традиционной методике, другой – по методике РО. Так вот у всех детей, которые шли по нашей системе, к 4 классу сняли диагноз.
Что касается детей, поступающих в школы, действительно большинство из них функционально к школе не готовы. Эта ситуация спровоцирована прежде всего детскими садами и родителями. К сожалению, в детских садах у нас учат, вместо того чтобы развивать эмоционально-волевую сферу. Дети очень мало играют, и это в дальнейшем не идет им на пользу. Остается надеяться лишь на то, что воспитатели детских садов одумаются наконец и будут заниматься своим делом.
На этом первая часть урока закончилась, и началась вторая – музыкальная. Для аудитории музыкальный урок по системе развивающего обучения был сюрпризом. Учитель музыки Лев Виноградов творил настоящие чудеса. Взрослые люди с упоением ребенка играли на различных музыкальных инструментах, образуя благодаря маэстро слаженный оркестр. Кажется, не было человека в зале, который бы не включился в происходящее. Сколько было улыбок, радости, восторгов! Сидящая рядом со мной женщина все время повторяла: если ему удается так преобразить взрослых людей, какое же удовольствие испытывают на его уроках дети. Лев Вячеславович будто услышал ее вопрос:
– Дети хотят играть с музыкой, и вот тут, поймав их на крючок, можно повести за собой. Как ни странно, несмотря на то что вроде бы им предоставлена полная свобода действий, к 5–6 классам они начинают тянуться не к эстрадной, а к классической музыке. Так происходит потому, что они проживают в себе историю развития музыки, а она начиналась с очень лаконичных, целомудренных интонаций, которые были характерны для Древней Руси.
Воспроизводя музыку как свою собственную, они становятся музыкантами. Они не обучаются музыке, они ее пробуждают в себе.
После урока на Льва Вячеславовича в считанные секунды образовался новый оркестр и, чуть-чуть потренировавшись, двинулся в зал, где начинался большой педагогический совет, для задорного музыкального приветствия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru