Развивающее обучение: первооткрыватели с
последних парт
16.30 1 октября
В педагогическом мире нередко возникают
споры о том, какая технология дает лучший
результат, а какая – худший. Но получить
однозначный ответ, как правило, не удается. И
тогда появляется вполне объяснимое искушение
собрать из разных технологий самое лучшее и
создать идеальную образовательную систему.
Такой подход, по мнению педагогов, работающих по
системе развивающего обучения Эльконина –
Давыдова, бессмыслен и заведомо обречен на
провал.
Не случайно заместитель директора по науке
московской школы № 91 Владимир Львовский на своем
уроке попытался разъяснить, что подразумевается
под понятием “развивающее обучение”.
Как известно, система РО основана на идеях Л.С.Выготского.
Рассматривая связь обучения и развития, психолог
выделял разные подходы к этому вопросу. Можно
рассматривать обучение и развитие как два
параллельных, независимых процесса. Можно
считать, что обучение и развитие – одно и то же:
ребенок развился ровно настолько, насколько
обучил его учитель. Но сам Выготский
придерживался третьего подхода: обучение должно
опережать развитие, вести его за собой. Человек
развивается, обучаясь и воспитываясь.
Но развивать можно разное. Любая педагогическая
система, любая школа развивает; вопрос в том –
что.
Система РО делает упор на развитии
теоретического мышления, а точнее,
теоретического сознания, если иметь в виду
разные возрасты, а это уже не только мышление, это
разные сферы жизни человека – нравственность,
эстетическое отношение к миру.
В
чем характерные особенности системы РО? Что
можно вычеркнуть из уроков без ущерба для самой
системы, а чего нельзя ни при каких
обстоятельствах?
– Прежде всего следует сказать, что учитель,
работающий по нашей системе, не транслирует
знания: ничто не дается детям в готовом виде, но
создаются условия для того, чтобы дети в
определенном смысле переоткрывали то, что уже
известно в культуре.
Ошибочно утверждать, что без групповых форм
работы на уроке нет системы Эльконина – Давыдова:
есть учителя, которые прекрасно работают в
рамках общеклассной дискуссии. Но вот что
действительно нельзя вычеркнуть без ущерба для
системы, так это определенным образом
выстроенное содержание.
Во многих школах и классах, работающих по системе
РО, уроки превращаются в уроки проблемного
обучения в вопросно-ответной форме: учитель
задает вопрос, кто-то из детей отвечает. Иногда
весь урок превращается в работу с двумя-тремя
учениками, и создается впечатление, будто
разница между традиционным и развивающим
обучением заключается лишь в том, что при
традиционном учитель спрашивает того, кто не
знает, а при развивающем – того, кто тянет руку.
– Как-то в одной из школ я проводил урок в 3 классе
по математике, – вспомнил Владимир
Александрович. – Задача с моей стороны была
простой – доказать учителям этой школы, что наша
система предназначена не для выдающихся и
отобранных детей, в ее рамки может вписаться
любой ребенок. Так и получилось: с помощью
специальных процедур, заложенных в системе РО,
удалось растормошить детей, которым ставили
диагноз задержка развития. Они стали выдавать
идеи буквально через полчаса. Учителям ничего не
оставалось, как честно признаться: да, наша
ошибка в том, что мы были уверены – эти дети
слабые. Когда учителя плохо владеют содержанием,
им не удается раскрутить его в деятельности
детей.
– Не секрет, что многие дети приходят в 1 класс с
неразвитой для уровня первоклассника
эмоционально-волевой сферой. Психологи
утверждают, что усиливать развитие мышления у
таких детей опасно. Как они уживаются в системе
развивающего обучения?
– Интересный эксперимент был проведен в одной из
школ Красноярска: взяли два класса детей с
задержкой развития, один запустили по
традиционной методике, другой – по методике РО.
Так вот у всех детей, которые шли по нашей системе,
к 4 классу сняли диагноз.
Что касается детей, поступающих в школы,
действительно большинство из них функционально
к школе не готовы. Эта ситуация спровоцирована
прежде всего детскими садами и родителями. К
сожалению, в детских садах у нас учат, вместо того
чтобы развивать эмоционально-волевую сферу. Дети
очень мало играют, и это в дальнейшем не идет им
на пользу. Остается надеяться лишь на то, что
воспитатели детских садов одумаются наконец и
будут заниматься своим делом.
На этом первая часть урока закончилась, и
началась вторая – музыкальная. Для аудитории
музыкальный урок по системе развивающего
обучения был сюрпризом. Учитель музыки Лев
Виноградов творил настоящие чудеса. Взрослые
люди с упоением ребенка играли на различных
музыкальных инструментах, образуя благодаря
маэстро слаженный оркестр. Кажется, не было
человека в зале, который бы не включился в
происходящее. Сколько было улыбок, радости,
восторгов! Сидящая рядом со мной женщина все
время повторяла: если ему удается так
преобразить взрослых людей, какое же
удовольствие испытывают на его уроках дети. Лев
Вячеславович будто услышал ее вопрос:
– Дети хотят играть с музыкой, и вот тут, поймав
их на крючок, можно повести за собой. Как ни
странно, несмотря на то что вроде бы им
предоставлена полная свобода действий, к 5–6
классам они начинают тянуться не к эстрадной, а к
классической музыке. Так происходит потому, что
они проживают в себе историю развития музыки, а
она начиналась с очень лаконичных, целомудренных
интонаций, которые были характерны для Древней
Руси.
Воспроизводя музыку как свою собственную, они
становятся музыкантами. Они не обучаются музыке,
они ее пробуждают в себе.
После урока на Льва Вячеславовича в считанные
секунды образовался новый оркестр и, чуть-чуть
потренировавшись, двинулся в зал, где начинался
большой педагогический совет, для задорного
музыкального приветствия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|