Природа как образовательное пространство в
школе Сухомлинского
11.30 2 октября
Валентина Ивановна Кургак, учитель
химии из города Большой Камень Приморского края
привезла урок для обычной школы на основе идеи
Василия Александровича Сухомлинского о
“природе как образовательном пространстве”:
– Природа учит сама по себе, уже потому, что она –
природа. Со студенческих лет не могу забыть слова
Константина Дмитриевича Ушинского: “День,
проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его
головой овладевает какой-то упоительный туман, в
теплой влаге которого растворяется все его
молодое сердце, чтобы бессознательно и
беззаботно впитывать в себя мысли, потоками
льющиеся из природы, – такой день стоит многих
недель, проведенных за школьной скамьей”. И я
никак не могла понять, почему же у нас в школе
никогда не бывает ничего, кроме экскурсий и
походов. Однажды прочитала у Сухомлинского в его
книге о школе радости в главе “Обучение
грамоте”, как он на лугу обучал шестилеток: они
легко, непроизвольно усваивали буквы и слова,
пишет Василий Александрович. И больше нигде мне
не удалось найти хоть что-нибудь на эту тему. И
никто не говорит о том, что от эмоционального
выгорания тоже лечит природа – цветущий сад, лес
под дождем, снег, падающий крупными хлопьями...
Валентина Ивановна показала урок, который по ее
сценарию нужно проводить на берегу моря или реки,
на лугу или лесной поляне. Нам пришлось по ее
просьбе напрячь воображение, абстрагироваться
от гула голосов, духоты и люминесцентного света и
представить себя где-то на зеленой траве.
Древнегреческий философ Демокрит, основавший
учение мимезис, утверждал, что все виды
человеческой деятельности – познание, науки,
искусства – есть подражание живой природе. Этим
же подражанием занимается современная бионика.
...Вот уж не знаю, как называются специалисты в
области этой науки, но именно ими (бионистами?)
нам пришлось стать на уроке Валентины Ивановны.
Нас разделили на группы судостроителей,
авиаконструкторов и архитекторов и предложили
немедленно изобрести принципиально новую
летающую, плавающую и жилую конструкцию на
основе форм и идей из живой природы.
Мы с Еленой Литвяк тут же отставили свои
диктофоны и первыми гордо выдали изобретение:
“Портативно-летательно-подъемный кран для
грузов малой тяжести, сельхозработ и мытья окон
пониженной этажности”, у которого были клешни
краба, крылья озимой совки и винт на основе
стрекозиного крыла, служивший подъемной тягой, а
в дождь исполнявший функции зонтика. Наши
конкуренты тут же разработали некое
компьютерное насекомое, приспособленное для
поиска потерянных ребенком вещей и для собирания
их на место. Судостроители выдвинули подводное
экскурсионное судно на основе эффекта
перламутровых емкостей какой-то ламинарии или
димотонии – там было много полезных
приспособлений, но, главное, детей можно было
совершенно безопасно надолго отправлять
погулять по морскому дну, чтобы учитель мог
полежать на пляже.
Группа аналитиков из наших же рядов пришла в
восторг от наших идей и тут же нашла им массу
других применений в хозяйстве. А вместо патентов
нам выдавали огромные, с ладонь, раковины из
Японского моря и кедровые шишки, полные орехов.
Мы же надеемся, что на память нашей гостье
останутся наши чудовищные эскизы и то упоение, с
которым мы их сочиняли. Впрочем, под конец урока
Валентина Ивановна сообщила нам, что мы выдали бы
в двадцать раз больше гениальных идей, если бы и
правда занимались на свежем воздухе. Да еще не
устали бы, а, наоборот, отдохнули бы, еще больше
развеселились и вернулись домой, полные сил и
здоровья. В чем мы, конечно, совершенно с ней
согласны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|