Школа-парк защищает ученика от опыта неудач
2 октября, 10.30
Ольга Милославовна Леонтьева проводила
занятие после теоретического семинара Милослава
Балабана, чтобы наглядно представить парк-студию
в ее подробностях – от расписания занятий и
проблемы итоговых оценок до системы оплаты
учительского труда.
Эксперимент в школе Александра Тубельского идет
уже четыре года, в парке-студии учится около 70
детей, которых приняли сюда с 5 класса. У многих из
них были полностью разрушены отношения со школой.
Вместе с Ольгой Милославовной к нам пришли ее
ученики. И в том числе те, кто первое время, попав
в парк-студию, был совершенно не способен
заниматься чем-то, кроме драк или чтения запоем
всего подряд, что попадалось в библиотеке.
Сегодня, по словам Ольги Милославовны, эти ребята
подходят к выпуску с очень серьезными
результатами собственных исследовательских
работ.
– Мы не считаем, что классно-урочная система
может иметь место в педагогике сотрудничества, –
рассказала она. – У нас в расписании занятий нет
обязательных уроков, нет обязательного набора
предметов, нет ни общего, ни личного учебного
плана. Все это со временем каждый ребенок
выбирает сам. Единственное ограничение свободы у
него – условие оставаться в школе.
И, конечно, первое, что делают дети, попадая в парк-студию,
– отправляются целыми днями играть в теннис, ибо
они имеют право такого выбора..
Каждый день в расписании уроков – 3–4 студии,
например, алгебры, химии, истории, литературы. И
каждый волен сам определить, где он проведет день.
И волен не заниматься ни одним из этих предметов
хоть три года подряд: школа-парк не хочет давать
ребенку опыта неуспеха.
– Если бы ребенок занимался химией три года из-под
палки, у него был бы опыт двоечника, неудачника и
наверняка – фобия к химии. А у нас он, если
захочет попробовать, приходит изучать химию
уверенным в себе человеком с опытом успешной
самостоятельной работы: у него за плечами –
умение начинать с нуля.
В студиях занимаются разновозрастные группы
детей, причем действует такой принцип: учится не
тот, кому дают, а тот, кто пытается отдавать.
Младшие задают вопросы, которые никому не
выдумать, а старшие объясняют им то, что узнали
сами.
– Мы против любой системы односторонней оценки,
– говорит Ольга Милославовна. – В традиционной
школе мы оцениваем детей, а они не имеют
возможности оценить нас. Между тем для учителя
это необыкновенный опыт и потрясающее состояние
– быть выбранным, быть оцененным детьми. И дети, и
взрослые преображаются в ситуации такого выбора.
Некоторые учителя, бывало, даже плакали оттого,
что их урок выбрали целых пятнадцать человек: “А
я боялась, что ко мне никто не придет. Ведь я их
так всегда гоняла!..” А у другого учителя, который
только мучился с дисциплиной и не мог сладить с
классом, после студии оставалась гурьба детей, не
желающих отрываться от его микроскопов: так он
оказался интересен с его энтомологическими
коллекциями, когда ощутил себя выбранным детьми.
У нас дети оценивают учителей своими ножками. И
если никто не пришел на урок – это не только
серьезнейший стресс для учителя, но и точка его
роста: что я делаю не так. Действительно ли я
работаю в педагогике сотрудничества? Умею ли я
быть интересным?
Впрочем, такого, чтобы к учителю не пришел совсем
никто, у нас не было: дети становятся добрее. Если
они видят, что учителю плохо, то идут туда, где
никого нет.
А детям оценки в школе-парке ставят только по их
собственной просьбе.
Самое интересное, что через несколько лет таких
занятий ребят решено было “погрузить” в классно-урочную
систему. Учителя, работавшие в этой традиционной
системе, ждали к себе на урок
сверхраскрепощенных, неуправляемых детей. Но
этого не произошло. Они увидели ребят, привыкших
к серьезному, самостоятельному труду, а дети
легко вписались в эту жесткую систему, почти не
заметив разницы. Некоторые родители даже
заговорили о том, что пора возвращать их в
обычную школу, в которой они катастрофически не
прижились когда-то. Но ведь эта способность
вписаться в систему появилась у них только после
опыта свободы в школе-парке.
Школа-парк Милослава Балабана и Ольги Леонтьевой
предлагает заинтересовавшимся учителям
провести день или два открытых дверей в их школах
в дни весенних каникул или после 8 Марта. Напишите
в “Первое сентября” на их имя, и школа-парк
постарается помочь вам.
Рискните проверить себя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|