Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Школа-парк защищает ученика от опыта неудач

2 октября, 10.30

Ольга Милославовна Леонтьева проводила занятие после теоретического семинара Милослава Балабана, чтобы наглядно представить парк-студию в ее подробностях – от расписания занятий и проблемы итоговых оценок до системы оплаты учительского труда.
Эксперимент в школе Александра Тубельского идет уже четыре года, в парке-студии учится около 70 детей, которых приняли сюда с 5 класса. У многих из них были полностью разрушены отношения со школой.
Вместе с Ольгой Милославовной к нам пришли ее ученики. И в том числе те, кто первое время, попав в парк-студию, был совершенно не способен заниматься чем-то, кроме драк или чтения запоем всего подряд, что попадалось в библиотеке. Сегодня, по словам Ольги Милославовны, эти ребята подходят к выпуску с очень серьезными результатами собственных исследовательских работ.
– Мы не считаем, что классно-урочная система может иметь место в педагогике сотрудничества, – рассказала она. – У нас в расписании занятий нет обязательных уроков, нет обязательного набора предметов, нет ни общего, ни личного учебного плана. Все это со временем каждый ребенок выбирает сам. Единственное ограничение свободы у него – условие оставаться в школе.
И, конечно, первое, что делают дети, попадая в парк-студию, – отправляются целыми днями играть в теннис, ибо они имеют право такого выбора..
Каждый день в расписании уроков – 3–4 студии, например, алгебры, химии, истории, литературы. И каждый волен сам определить, где он проведет день. И волен не заниматься ни одним из этих предметов хоть три года подряд: школа-парк не хочет давать ребенку опыта неуспеха.
– Если бы ребенок занимался химией три года из-под палки, у него был бы опыт двоечника, неудачника и наверняка – фобия к химии. А у нас он, если захочет попробовать, приходит изучать химию уверенным в себе человеком с опытом успешной самостоятельной работы: у него за плечами – умение начинать с нуля.
В студиях занимаются разновозрастные группы детей, причем действует такой принцип: учится не тот, кому дают, а тот, кто пытается отдавать. Младшие задают вопросы, которые никому не выдумать, а старшие объясняют им то, что узнали сами.
– Мы против любой системы односторонней оценки, – говорит Ольга Милославовна. – В традиционной школе мы оцениваем детей, а они не имеют возможности оценить нас. Между тем для учителя это необыкновенный опыт и потрясающее состояние – быть выбранным, быть оцененным детьми. И дети, и взрослые преображаются в ситуации такого выбора. Некоторые учителя, бывало, даже плакали оттого, что их урок выбрали целых пятнадцать человек: “А я боялась, что ко мне никто не придет. Ведь я их так всегда гоняла!..” А у другого учителя, который только мучился с дисциплиной и не мог сладить с классом, после студии оставалась гурьба детей, не желающих отрываться от его микроскопов: так он оказался интересен с его энтомологическими коллекциями, когда ощутил себя выбранным детьми.
У нас дети оценивают учителей своими ножками. И если никто не пришел на урок – это не только серьезнейший стресс для учителя, но и точка его роста: что я делаю не так. Действительно ли я работаю в педагогике сотрудничества? Умею ли я быть интересным?
Впрочем, такого, чтобы к учителю не пришел совсем никто, у нас не было: дети становятся добрее. Если они видят, что учителю плохо, то идут туда, где никого нет.
А детям оценки в школе-парке ставят только по их собственной просьбе.
Самое интересное, что через несколько лет таких занятий ребят решено было “погрузить” в классно-урочную систему. Учителя, работавшие в этой традиционной системе, ждали к себе на урок сверхраскрепощенных, неуправляемых детей. Но этого не произошло. Они увидели ребят, привыкших к серьезному, самостоятельному труду, а дети легко вписались в эту жесткую систему, почти не заметив разницы. Некоторые родители даже заговорили о том, что пора возвращать их в обычную школу, в которой они катастрофически не прижились когда-то. Но ведь эта способность вписаться в систему появилась у них только после опыта свободы в школе-парке.

Школа-парк Милослава Балабана и Ольги Леонтьевой предлагает заинтересовавшимся учителям провести день или два открытых дверей в их школах в дни весенних каникул или после 8 Марта. Напишите в “Первое сентября” на их имя, и школа-парк постарается помочь вам.
Рискните проверить себя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru