Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Как мы сочиняли наш гимн

...А потом была большая перемена.

И все пошли на обед или стали есть бутерброды. Но вы же, дорогие читатели, не можете с нами пообедать.
Поэтому мы решили рассказать вам историю
о том, как участники педагогического дивертисмента сочинили гимн Соловейчиковских чтений. Вот как это было.

В зале, где проходил педагогический дивертисмент Соловейчиковских чтений, учитель музыки из Белореченска Олеся Кравченко рассказывала о своем восхождении к педагогическому мастерству. Шаг за шагом маленькие эпизоды ее школьной жизни, словно ступеньки лестницы, вели к одной цели, о достижении которой Олеся Ивановна всякий раз объявляла в словах “детям это интересно” и тоже улыбалась.
А началось все с идеи учения с увлечением. Олеся заинтересовалась ею, когда пришла работать в сельскую школу поселка Дружный. Тогда в руки к ней попала книга Соловейчика, и учительница задумалась, как увлечь детей музыкой.
А вот как: превращая трудные моменты урока в легкие – в игру. Ребята обсуждают новую тему, а потом делятся на две команды, придумывают и задают друг другу вопросы.
Детям это интересно. А дальше будет еще интереснее.
Игра “Жюри”. В жюри сидят мальчики, а девочки исполняют песню, которую разучили на уроке. Как только дело доходит до обсуждения, каждый хочет высказаться: а как же без меня, мой голос тоже важен.
Обычно дети не очень любят слушать классическую музыку. Но этой “беде” можно помочь. Дается задание изобразить героя музыкального произведения с помощью мимики и жестов. Как бы он выглядел в конце нашего века, каким было бы выражение его лица?
Чтобы легче было разучивать песни, Олеся Ивановна совмещает пение и ритмику. С помощью ритмики ребята пытаются показать содержание песни, передать ее характер и красоту. Ух и весело же это получается!
“Едет, едет паровоз”, – продекламировала Олеся Ивановна первую строку взятой для примера песенки и одновременно протянула обе руки вперед. Дескать, вот он, паровоз, бегущий по рельсам. “Две трубы” – продолжается песня, и два пальца Олеси поднимаются вверх. “И сто колес” – на этой строчке растопыренные пятерни опускаются ладонями к земле. “Мы сегодня в гости едем, едем к тиграм и медведям” – тут исполнитель изображает страшного тигра и косолапого переваливающегося мишку.
А теперь все вместе:
Едет, едет паровоз,
Две трубы
И сто колес.
Мы сегодня в гости едем,
Едем к тиграм и медведям...
Ну как такое может не нравиться?!
А чтобы творческие способности у детей не дремали, на то есть любимая игра “Давайте сочиним музыку”.
Давайте так давайте. Вместе с учителем ребята выбирают, каким будет у нашей музыки жанр, характер, тональность.
Дети пока не знают нот, зато точки на линейках нотной тетради ставят с удовольствием. А затем учитель из этих точек делает простые нотки, и получается музыкальное произведение нашего класса, которое исполняется на следующем уроке.
Рассказывала нам все это Олеся Ивановна, рассказывала, и вдруг к ней пришла неожиданная идея.
– А давайте придумаем наше музыкальное произведение, – обратилась она к аудитории.
Этот замысел сразу увлек присутствующих. Каким же будет жанр у нашего произведения? Кто-то предложил марш, кто-то – народную песню.
– А давайте сочиним гимн Соловейчиковских чтений, – раздался голос, и с этим все согласились. Ну конечно, разумеется, гимн!
Теперь нам надо выбрать тональность. Артем Соловейчик предложил соль. И это было принято без возражений.
Итак, гимн Соловейчиковских чтений в тональности соль диез мажор. Вот только нотных тетрадей у нас не оказалось. Но для нашего учителя музыки это не проблема. Семь нот на обычном листке бумаги можно обозначить как семь первых букв алфавита. При этом каждый получает полную свободу творчества: каких, сколько нот придумаешь – столько и пиши. Так, передавая бумажный листок из рук в руки, каждый из нас внес свой авторский вклад в сотворение нашего гимна. Теперь подождем, когда его обработают, и послушаем окончательный вариант! Будем ждать!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru