Идея опережения начинает и выигрывает
11.30 1 октября
-Сколько встреч я провела с учителями! – так
начала урок Софья Николаевна Лысенкова. – И
повинны в этом два прекрасных журналиста –
Соловейчик и Матвеев.
Лысенкова заговорила о важной проблеме –
воспитании успеха как необходимой части
становления личности. Дети любят учиться, но дети
любят учиться хорошо. Напрасный труд становится
постылым, отупляющим, бессмысленным. Надо
стараться, чтобы ни у одного ребенка не было за
плечами груза незнания. Иначе появляются
отпавшие от учения дети, которые к восьмому
классу не приносят в класс ни учебника, ни
листочка из тетради.
Разделение, отбор, отсев – это настоящая беда
последних лет, разделять детей внутри школы по
способностям – это преступление, с горечью
сказала Софья Николаевна. Учить, любить, нянчить
нужно не только избранных.
Этому служит идея перспективно-опережающего
обучения с использованием опорных схем и
комментируемым управлением учебного процесса.
Опережение подкреплено “двигателями” –
опорами, управлением, знанием. На этапе
перспективной подготовки темы применяется прием
наложения одной темы на другую. Для этого надо
выиграть время на уроке, подключаем опоры. Далее
уже на высоком уровне ответов начинается
обобщение.
– Я ставлю не только пятерки, но и оценки от шести
до десяти, – поделилась Лысенкова. – Тесно стало
четверкам, пятеркам. Кроме того, и пятерки у меня
бывают разные. Если ребенок, даже слабенький,
тянет руку на этапе перспективной подготовки и
отвечает, то пятерка красная. Если он отвечает на
этом уровне на этапе обобщения, то пятерка уже
синяя, и если его степень усвоения материала
остается такой же на этапе опережения, пятерка
зеленая. Эта разноцветность пятерок нужна только
для учителя, чтобы увидеть динамику усвоения
материала.
В результате использования метода опережения
уже на этапе обобщения получается выигрыш в
программе, и дети не перегружаются, не занимаются
дополнительно.
Из фактического опережения складывается задел
времени в конце учебного года: два – два с
половиной месяца, когда дополнительно
повторяются самые трудные темы. Принцип Софьи
Николаевны – учить по программе третьего и
пятого, шестого и седьмого.
– Мои шестилетки, – рассказала Лысенкова, –
вышли из 11 класса с выигранным годом, потому что
учились в первом классе и по второму, во втором и
по третьему.
Опережение Лысенковой – это учение, когда дети
могут пользоваться всеми благами жизни, потому
что у них есть время для этого.
– Как-то зимой, – рассказала Софья Николаевна, –
я встретила бабушку с внуком: “Ба, я пойду на
горку кататься?” – “Я те дам кататься, будешь
сейчас двойку исправлять!” 11 января – и уже
двойка! С учениками, которые занимаются по
системе опережения, такого не бывает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|