Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Идея опережения начинает и выигрывает

11.30 1 октября

-Сколько встреч я провела с учителями! – так начала урок Софья Николаевна Лысенкова. – И повинны в этом два прекрасных журналиста – Соловейчик и Матвеев.
Лысенкова заговорила о важной проблеме – воспитании успеха как необходимой части становления личности. Дети любят учиться, но дети любят учиться хорошо. Напрасный труд становится постылым, отупляющим, бессмысленным. Надо стараться, чтобы ни у одного ребенка не было за плечами груза незнания. Иначе появляются отпавшие от учения дети, которые к восьмому классу не приносят в класс ни учебника, ни листочка из тетради.
Разделение, отбор, отсев – это настоящая беда последних лет, разделять детей внутри школы по способностям – это преступление, с горечью сказала Софья Николаевна. Учить, любить, нянчить нужно не только избранных.
Этому служит идея перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем и комментируемым управлением учебного процесса. Опережение подкреплено “двигателями” – опорами, управлением, знанием. На этапе перспективной подготовки темы применяется прием наложения одной темы на другую. Для этого надо выиграть время на уроке, подключаем опоры. Далее уже на высоком уровне ответов начинается обобщение.
– Я ставлю не только пятерки, но и оценки от шести до десяти, – поделилась Лысенкова. – Тесно стало четверкам, пятеркам. Кроме того, и пятерки у меня бывают разные. Если ребенок, даже слабенький, тянет руку на этапе перспективной подготовки и отвечает, то пятерка красная. Если он отвечает на этом уровне на этапе обобщения, то пятерка уже синяя, и если его степень усвоения материала остается такой же на этапе опережения, пятерка зеленая. Эта разноцветность пятерок нужна только для учителя, чтобы увидеть динамику усвоения материала.
В результате использования метода опережения уже на этапе обобщения получается выигрыш в программе, и дети не перегружаются, не занимаются дополнительно.
Из фактического опережения складывается задел времени в конце учебного года: два – два с половиной месяца, когда дополнительно повторяются самые трудные темы. Принцип Софьи Николаевны – учить по программе третьего и пятого, шестого и седьмого.
– Мои шестилетки, – рассказала Лысенкова, – вышли из 11 класса с выигранным годом, потому что учились в первом классе и по второму, во втором и по третьему.
Опережение Лысенковой – это учение, когда дети могут пользоваться всеми благами жизни, потому что у них есть время для этого.
– Как-то зимой, – рассказала Софья Николаевна, – я встретила бабушку с внуком: “Ба, я пойду на горку кататься?” – “Я те дам кататься, будешь сейчас двойку исправлять!” 11 января – и уже двойка! С учениками, которые занимаются по системе опережения, такого не бывает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru