Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Мера всех наук Шалвы Амонашвили

1 октября, 10.30

Свой урок Шалва Александрович Амонашвили предварил такими словами:
– Сотрудничество – это не психологическая совместимость взрослого и ребенка, а духовное единение.
Что такое духовное единение? Как оно возникает, откуда вырастает? Мало кто из учителей говорит об этом с детьми. Но что если однажды отложить запланированный и подготовленный урок математики, русского языка или чтения и попытаться вместе поискать ответы?
– Пусть это будет урок сердцеведения, – предложил Учитель, и большая аудитория его последователей отправилась вместе с ним в путь постижения, казалось бы, давно открытых и понятных истин.
Что такое сердце? Для одних – всего лишь биологический орган, механически выполняющий свою функцию, для других – посредник, связывающий нас с высшим миром, дом души и совести. Совесть – голос Бога, зов, который звучит внутри нас и услышать который можно только сердцем. Мы опасаемся, что дети не смогут постичь эти серьезные философские понятия, но кто говорил с ними об этом, знает, что они чаще находят ответы внутри себя, чем взрослые. Одна девочка-второклассница дала такое определение совести: это сторож души, который не позволяет поступать плохо.
Каждую минуту мы слышим, как стучит наше сердце. Что означает этот стук: запрограммированную периодичность, отсчет времени? А может быть, посылаемые нам позывные?
– Я произвел нехитрые расчеты, – поделился со своими учениками Шалва Александрович. – В минуту сердце стучит 70 раз, в сутки – более чем 100 тысяч раз, а в год – свыше 36 миллионов раз. Иногда я хочу приласкать свое сердце, сказать ему спасибо, попросить его успокоиться. Но оно неугомонно, и каждый стук будто напоминает нам: люди, будьте осторожны, вы не случайные люди.
Конфуций писал: благородный муж делает свое сердце водителем глаз и души, он считает доблестью поддерживание справедливости. У низкого человека глаза и уши ведут за собой сердце, он считает доблестью своеволие.
А вот еще идущая от Конфуция мудрость. Приходит как-то раз к нему ученик с просьбой дать жизненно важный совет. Тот говорит:
– Постись, и я открою тебе тайну.
– Я из бедной семьи, – продолжает ученик, – и уже много месяцев не пил вина и не ел мяса. Можно ли считать, что я постился?
– Так постятся перед торжественным жертвоприношением. Я же говорю о посте сердца.
– А что это такое, учитель?
– Как вы думаете, что ответил Конфуций ученику? – спросил Шалва Александрович у зала.
– Если предположить, что слова “сердце” и “сердиться” однокоренные, то пост сердца будет означать запрет сердиться на кого-либо.
– Это соблюдение основных заповедей: не гневись, не раздражайся, не завидуй, не желай чужого...
– Мне кажется, это попытка полюбить тех, кто доставляет тебе несчастья, – своих врагов.
– Вот дерево, на нем листья. – Одна из самых активных учениц попыталась донести мысль с помощью рисунка. – Листья – вредности, против которых нужно воздерживаться; когда они упадут, останется настоящий человек.
Предположений оказалось много. Когда они иссякли, Шалва Александрович обратился к ответу Конфуция.
– Любой пост требует очищения от всего, что загрязняет наш духовный мир. На эту мысль опирается ответ учителя: сделай единой свою волю, не слушай ушами, а слушай сердцем; не слушай сердце, а слушай дух, пусть будет в сердце пустота – пост сердца, эта пустота наберет мудрость.
И снова притча, которая стала
на том уроке основной формой
размышления: отшельник, вышедший из своего долголетнего уединения, идет по улице и спрашивает каждого прохожего: есть ли у тебя сердце? Люди удивляются: почему не спрашиваешь о любви, милосердии, терпении? А он отвечает: если человек не забыл о сердце, все остальное приложится.
Нет и не может быть без сердца любви, на которой строится весь человек. Только что пришедший в земной мир ребенок изначально наделен чувством любви. Он чист от природы, но, взрослея, часто растрачивает это чувство. Как помочь ему сохранить и пронести через всю жизнь в себе любовь? Ответ, наверное, один: подобно садовнику, растить в нем это высокое чувство, которое рано или поздно поможет ему раскрыть свою сущность, найти свое предназначение.
Вопросы нескончаемы, ученики тянут руки один за другим. Что представляет собой гуманная педагогика, на какие вопросы пытается дать ответ?
– Существует упрощенное понимание гуманной педагогики – любовь к ребенку, – поясняет Шалва Александрович. – Но суть не в том, чтобы любить ребенка, а в том, как его любить. Если человек – мера всех вещей, то педагогика – мера всех наук, высшая культура мышления. В этой педагогике я открываю для себя три начала: есть высший мир – духовный, есть душа человека, которая стремится к высшему восхождению, и есть, наконец, земная жизнь, представляющая собой отрезок пути к этому восхождению. Науки существуют не для того, чтобы приносить им в жертву детей, они – мостики, помогающие человеку возвыситься в самом себе.
– Какими качествами должен обладать педагог, которого вы согласитесь взять в свою школу?
– Не может быть тестов, которые могли бы выявлять и измерять благородство человека. Я бы доверился своему сердцу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru