Разговоры у стендов
Режиссура урока
– Пожалуй, я поняла, что такое режиссура.
Это разговор человека, умеющего передавать самые
старые истины, которые были у Платона, Сократа, и
могущего так выстроить урок, чтобы, разговаривая
со своим временем, не отвлекаться ни от чего
сущностного в этих больших человеческих истинах.
Рассматривая детские каллиграфические работы:
– Ух ты! Здорово!
– Нет, на самом деле это не очень хорошо. Там
настоящая каллиграфия,
а тут – с вывертами. А вот мальчик переписывал
былину почерком Буратино. Он сам так сочинил.
А посмотрите, какой почерк выдумали
к Новому году. Художники ахают!
Вальдорфская школа
– Это же профессиональный рисунок.
А какой здесь сюжет?
– Здесь нарисован архангел Михаил, убивающий
дракона.
– Как вы отбирали рисунки?
– Дети вообще очень хорошо рисуют. Выбрать
практически невозможно.
– Но это, наверное, старшие рисовали.
– Четвертый класс.
– Чет-вер-тый класс?!
– А к праздникам вы спектакли ставите?
– Не только к праздникам. Мы
и к урокам иногда ставим спектакли. Большинство
пьес у нас создано
по библейским мотивам.
– Это здорово. А у нас в школе администрация не
разрешает делать ничего, что как-то связано
с вальдорфской педагогикой или религией. Если не
упоминать слово “Вальдорф” – тогда можно.
Авторская школа Николая Гузика
– Скажите, а что, есть такой реестр ЮНЕСКО,
в котором вы как лучшая школа?
– Да. В нем 30 школ.
– И когда вас в него занесли?
– В 94-м году как одну из лучших школ Европы.
– А из СНГ кто еще там был?
– Никого.
– После того как мы выработали у детей
конкретный навык, процесс переводится на уровень
индивидуального обучения. У нас есть даже
программа для смышленых, но не желающих знать
химию.
– А что это за журнальчики у вас такие интересные?
– Это индивидуально ориентированные учебники.
Еще никем не разработанная идея: как написать
учебник для одного- единственного ребенка,
который обладает какими-то особенностями,
не укладывающимися в общий контекст детского
развития. Допустим, у ребенка неважная память, а
ведь таких детей
в школе немало. Учить его по обычным учебникам
сложно: и он мучается,
и учитель. Так почему бы не
написать для него отдельный учебник.
– То есть эксклюзивный вариант?
– Да. Или вот, смотрите, учебник
для ребенка, который плохо видит. Когда он читает
обычный учебник, зрение его еще больше портится,
когда читает наш – восстанавливается. Обратите
внимание, каким образом
он написан: большие буквы потихоньку уменьшаются
до самых мелких,
потом снова увеличиваются до крупных, и дальше
текст идет такими же волнами.
– Что это дает?
– Это эффективно тренирует
мышцы глаза: когда вы смотрите
на большие буквы, мышцы
расслаблены, с уменьшением шрифта они
напрягаются, потом снова расслабляются.
– Где вас найти?
– В течение двух дней в гостинице.
А вообще я живу в городе Южный Одесской области...
Диалектическое обучение
– Понимаете, в классе есть дети
с задержками в развитии. Но они спокойны, с ними
можно работать.
А этот – как злой гений.
От него страдают все.
Когда он по каким-то причинам прогуливает уроки,
дети просто отдыхают. И при этом он хорошо
говорит, сообразительный,
но ни во что окружающих не ставит.
– Вам надо чем-то его зацепить, какой-то темой, не
обязательно впрямую связанной со школой. Сначала
найти личный контакт, а потом уже пытаться что-то
сделать.
Школа-парк Ольги Леонтьевой
– Мы планируем провести “День открытых дверей”
в разных школах. Если вы согласитесь, то вместе с
вами
у меня уже будет 5 или 6 школ, готовых участвовать
в этой акции.
– А как это будет происходить?
– Парк-студию вы можете провести
на один день и снова вернуться
к классно-урочной системе. Но этот день вам
покажет, к чему вы пришли или не пришли. Может
случиться, что все дети пойдут к одному учителю.
Это станет толчком для учительского раздумья:
что надо совершенствовать
в работе?
– Давайте я запишу ваши координаты.
В кулуарах
– Почему со своей проблемой
вы подошли именно к ней?
– А вы знаете, я готова такой вопрос каждому
здесь задать и буду рада, если мне что-то смогут
подсказать и помочь.
– Она – директор школы?
– Не знаю: она мне не представилась, и я ей тоже.
Мы говорили как коллеги. Я так понимаю, мы здесь
все – коллеги.
– У меня в Киеве издательство.
Мы сейчас выпускаем украинскую версию “Директор
школы” и еще два журнала. Для учителей “Открытый
педагогический университет”
и для школьников “Лицей”. Мы с вами можем
сделать рубрику, мастерскую
в этих журналах, кафедру. Давайте подумаем.
– Давайте. Только в середине месяца
я уезжаю за рубеж. Недели через три вернусь.
– Это ничего. Самое главное, что вы сказали: я
вернусь.
У стенда развивающего обучения
– Скажите, среди систем развивающего обучения
ваша самая сильная?
– Я бы не ставил так вопрос. Нет хороших систем и
плохих, есть хорошие педагоги, которые понимают,
что они делают, а есть те, которые пытаются
формировать – действовать не от души, не
интуитивно и импульсивно, а именно жестко,
целенаправленно формировать, не понимая что:
берут, например, концепцию Выготского, к ней
добавляют элементы традиционной педагогики.
– Вам кажется это абсурдным, но так работают
учителя по всей стране.
– Да, я знаю, и это надо учитывать.
Но все-таки я за то, чтобы технологии,
разработанные учеными-профессионалами,
сохраняли свою чистоту. Если из всей системы
Шаталова учителя берут только опорные конспекты,
пусть они не говорят, что работают по системе
Шаталова. Берут наши учебники – пожалуйста, но
когда потом получают нулевые результаты по
математике, по русскому языку, кто виноват?
Система Эльконина–Давыдова.
– У каждой педагогической системы свои задачи.
– Вот об этом-то и надо говорить: что они делают,
на что направлены. Сейчас у родителей и детей
большой выбор,
и если нам удастся сохранить вариативность, это
будет главным достижением нашей педагогики.
Вот смотрите: стою я, а рядом Лобок, который мне
глубоко симпатичен,
но который принципиально другую позицию
занимает в педагогике.
И прекрасно, что мы соседствуем,
я даже уже успел заманить его к моим студентам,
чтобы он им лекции почитал. Важно, чтобы педагоги
– и нынешние,
и будущие – видели разнообразие,
не представляли мир в черно-белых тонах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|