Педагогическая поддержка: научиться слышать
ребенка
14.30 1 октября
Термин “педагогическая поддержка” рождает у
каждого педагога – нынешнего или будущего –
свой образ. Одна студентка пединститута
представила его так: “Маленький ребенок учится
ходить. Страшное, незнакомое для него занятие. Он
отталкивает от себя руки родителей, но на всякий
случай время от времени оглядывается, чтобы
убедиться в их присутствии – все-таки спокойнее,
когда есть кто-то рядом. Родители его страхуют, не
дают ему упасть, но в то же время не сдерживают
свободу движений. Это и есть педагогическая
поддержка”.
Понятие действительно трактуется широко – и в
социальном плане, и в индивидуальном, и в смысле
заботы о ребенке. И эта размытость не позволяет
просчитать точные педагогические ходы.
Процессы индивидуализации и социализации по
своей природе разные. Если мы говорим об освоении
ребенком информации и способах ее владения, то
понятно – есть некий процесс обучения, который
эту задачу обеспечивает. Если говорим о
погружении ребенка в культуру, тоже вроде бы все
ясно. Но есть ли в образовательном процессе
педагогическая деятельность, которая
обеспечивала бы процесс индивидуализации?
Казалось бы, безошибочная версия: воспитание –
это индивидуализация, которая рассматривается
внутри социализации. Но кто работал много лет в
этом направлении, непременно сталкивался с
неразрешимым противоречием: в рамках дисциплины
и предписания никакого разговора об
индивидуальности быть не может, ее развитие
связано с категорией свободы, но как только
снимаются ограничения, резко падает уровень
культуры.
– Мы затеяли в детском лагере “Орленок”, где я
работала многие годы, эксперимент, – вспоминает
Вера Петровна Бедерханова, – предоставили детям
полную свободу. Они тут же устроили конкурс на
лучший вопль, полезли на забор и деревья. Первое
ощущение – полный ужас. Но если задуматься, их
действия закономерны. Одно дело – декларировать
свободу и совсем другое – понять, как эту новую
реальность организовать, перевести в культурные
формы.
Традиционная педагогика часто рассматривалась
однолинейно: учитель – ученик. В педагогике
свободы возникает новое понятие – пространство,
в котором много всяких отношений. Воздействие
начинает вытесняться взаимодействием. Но одно
дело – увидеть проблему ребенка, другое –
понять, как ему помочь с ней справиться.
Искреннее желание педагога прийти на помощь
часто оборачивается навязыванием себя. И если не
остановиться, все может закончиться полным
разрывом отношений.
– Важно соблюдать главное условие – ребенок
должен прийти ко мне со своей проблемой сам, –
вступает в разговор Галина Фролова, сотрудник
Института педагогических инноваций. Часто мы
видим и слышим себя, а не ребенка, тащим его в свой
взрослый мир. Но это уже не поддержка, хотя
педагогам кажется, что делают они все правильно.
Прекрасная иллюстрация этих размышлений –
эксперимент, который провели сотрудники
Института педагогических инноваций. Они
попросили нескольких воспитателей уговорить
детей собрать игрушки. Справился лишь один. После
эксперимента у воспитателей спрашивали, что же
они говорили детям. И оказалось, что, кроме
нравоучений типа “нужно, чтобы был порядок”,
никаких других аргументов не было. А детям не
нужно было порядка. С ними надо просто суметь
договориться.
– Я только тогда смогу вступить с ребенком в
договорные отношения, если я его слышу и
озвучиваю то, что он говорит, а не то, что мне
кажется. Я постоянно спрашиваю у него, правильно
ли я его поняла, и не даю ему советов, потому что
тоже не знаю готового решения, решение мы ищем
вместе. Проблемы ребенка – это особая область
психологического покушения и взаимодействия, в
котором мы друг друга обогащаем и достраиваем.
– Внутри схоластической системы, какой является
школа, строить гуманные отношения абсурдно.
Классно-урочная система принудительна по
определению. Чтобы привнести в нее человеческие
отношения, мы вынуждены постоянно
изворачиваться, придумывать, как это сделать.
Только на это уходит девять десятых наших усилий!
– Бесспорно, классно-урочная система
закладывает массу серьезных ограничений в
решения многих педагогических проблем. Но и в
этих условиях можно добиться многого. Жизнь
показывает, что ребенку хорошо, когда соблюдены
три параметра: сложившиеся отношения со
взрослыми и детьми, возможность себя реализовать
и комфорт.
Как строить пространство свободы, как в нем
действовать? С ходу ответить на эти вопросы
невозможно. Работа в системе поддержки начинает
кардинально менять позицию взрослого – он
становится человеком, который задает культурные
образцы. Главное, чтобы ребенка окружали именно
такие люди, не важно, какой они будут профессии.
Еще лучше, если это будет взрослое сообщество.
Необходимо вырваться из замкнутого
педагогического пространства. Если вспомнить,
феномен Фрунзенской коммуны заключался именно в
том, что там было много других взрослых, не из
коммуны: люди из мира искусства, науки,
удивительные люди, которые могли задавать
культурные образцы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|