“Коврик времени” в классе Монтессори
11.30 1 октября
-Мы прочитали в “Первом сентября”, что
единственную в России начальную Монтессори-школу,
после того как она сделала второй выпуск
учеников, закрыли. Как и почему это произошло? –
волновались учителя, собравшиеся в классе “Б”
на второй урок. Неужели ничего нельзя было
сделать? Ответьте!
Московскую Монтессори-школу действительно
закрыли после аттестации, проведенной без всяких
правил летом 1999 года. Она не подошла
аттестационной комиссии департамента
образования ни по каким параметрам, принятым в
нашей школьной системе. В ней все было наоборот.
Классов нет. Дети объединены в группы (младшую и
старшую) в зависимости от доминанты возрастного
развития. Важно самостоятельно освоить
специально подготовленную учителями
развивающую среду, а если освоил, сколько бы тебе
ни было лет и какой бы месяц ни стоял на дворе,
можешь перейти на следующую ступеньку. Вот
почему директор школы не смогла ответить на
вопрос аттестационной комиссии, сколько в ее
школе первых, вторых, третьих и четвертых классов.
Уроков тоже нет. Вместо математики, русского,
чтения и прочих предметов в расписании стоит:
первый круг, свободная работа, второй круг или
погружение (у старших), опять свободная работа и
мастерские. Если кто-то из проверяющих входил в
учебную комнату до обеда, то видел непривычную
картину: учитель сидит за столом в дальнем углу
комнаты и, похоже, ничего не делает, никого не
учит. А дети за партами или на рабочих ковриках
самостоятельно занимаются тем, чем хотят: сами
себя учат читать, писать, считать, изучают
географию, астрономию, историю. Если надо, вообще
уходят из комнаты в школьную библиотеку, за
компьютер, в мастерскую, в лабораторию или
отправляются красиво читать только что
выученные стихи. Для этого предназначена
настоящая сцена.
– Где ваш учебный план? За какое количество
предметных часов математики, русского и т.д.
учителя деньги получают? – спрашивают
проверяющие.
– Да вот план, – отвечает директор, – только он
формальный. У нас каждый ребенок живет по
собственному учебному плану. Маленькие его на
один день составляют, а старшие – на неделю. При
этом задача учителя как раз не учить детей, а
таким образом учебную среду организовать, чтобы
с помощью дидактических материалов, книжек,
лабораторных опытов и учебных текстов дети
смогли постепенно самостоятельно освоить все,
что необходимо знать и уметь десятилетним
выпускникам любой российской начальной школы. А
еще они должны ежеминутно наблюдать за детьми, по
их просьбе приходить на помощь, отмечать успехи,
знать секреты организации свободной работы,
научиться терпению и вере в ребенка.
– А по какой принятой у нас в стране программе
работает ваша школа? По развивающему обучению? По
Занкову? По традиционной? Или у Монтессори-школы
своя программа?
Пришлось сказать, что и здесь проверяющие должны
в свой кондуит минус поставить. В Монтессори-школе
принципиально нет общей для всех
образовательной программы. Каждый ребенок,
появившись на свет, развивается и взрослеет в
соответствии с уникальным космическим планом,
который не может ни знать, ни утверждать никакое
Министерство образования. Даже если мы беремся
обучать детей, чему считаем нужным, жизнь
сохранит в них лишь то, что каждому написано на
роду. Монтессори-педагоги опираются именно на
это естественное, иногда даже бессознательное
стремление ребенка к освоению окружающего мира.
Так что единой программы обучения действительно
нет. Но педагоги, разрабатывавшие модель
российской Монтессори-школы, составили и точное
описание необходимых условий жизни детей на
разных возрастных ступеньках. Оно основано на
законах психологии и антропологии детства и на
собственных сравнительных и констатирующих
исследованиях. Школу закрыли, и, похоже, эти
уникальные исследования теперь никому не нужны.
– А покажите основной документ – ваш классный
журнал, где выставляются отметки и отмечаются
темы проведенных уроков.
– Но классного журнала в Монтессори-школе тоже
нет. Как и отметок. Зачем они нужны, если дети и
так трудятся, словно муравьи и пчелы, весь день
напролет и по высшей планке своих способностей,
если дети сами с удовольствием себя проверяют и
контролируют? Ведь учитель не всегда может
объективно определить меру усилий каждого
ребенка в достижении цели. Пять ошибок в диктанте
– это далеко не для всех двойка. Это лишь норма
определенной отметки. Дети в Монтессори-школе
этих норм не знают. Зато они точно знают свои
достижения в освоении наук и социальном
поведении. Для этого каждое утро собираются в
круг, а два раза в году заполняют тесты учебных
достижений. Можно ли объяснить все это
аттестационной комиссии? Можно, но никто
учителей не хотел слушать. Нет классного журнала?
Еще один минус.
Когда проверяющие сложили все минусы в своих
контрольных ведомостях, то они превзошли плюсы, и
московскую Монтессори-школу закрыли...
Понятно, что авторам идеи школы Монтессори в
России не очень хотелось рассказывать ученикам
школы Соловейчика всю эту историю. Больно и
горько. Но хорошо, что рассказали, потому что
невольно прояснилась не только организационная,
но и сущностная сторона модели этой школы,
которую в течение восьми последних лет они
разрабатывали вместе с детьми и родителями
учебно-воспитательного комплекса №1641 в Москве. А
когда участники необычного урока потребовали
показать, как можно без помощи учителя работать с
каким-нибудь дидактическим материалом, во всю
длину класса развернули “коврик времени”. В
возрасте шести-семи лет дети делают открытие –
жизнь началась задолго до того, как они появились
на свет. И тогда им хочется представить, что
происходило, когда их еще не было, узнать о
быстротекущем времени и о событиях всемирной
истории. Вот для этого учителя Монтессори-школы и
придумали “коврик времени”. А взрослые ученики
школы Соловейчика, как дети, стали раскладывать
на нем картинки с изображениями исторических
событий и подписи к этим картинкам. Ученики
старались не толкаться, отыскивая место для
своей карточки, они вспоминали все, что знали по
истории, и старались не перепутать эпохи. А
учителя стояли в сторонке, как в самой настоящей
школе Монтессори. Когда все было готово и
“коврик времени” заполнился картинками и
текстами, оказалось, что “ученики” не ударили в
грязь лицом – они ведь были уже взрослыми и к
тому же почти все ощущали себя не песчинкой в
нашей истории.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|