Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/1999

Архив

Уроки и притчи школы Толстого

1 октября, 10.30

Урок, посвященный идеям школы Льва Толстого, начался с разговора о проблеме духовного в развитии ребенка.
– Чтобы размышлять в русле идей школы Толстого, – сказал научный
руководитель школы Толстого в
Тульской области Виталий Ремизов, – нужно понять, что ни о каком приоритете общечеловеческих ценностей в процессе развития ребенка не может быть и речи. В каждом из нас равновелико развиваются три начала: планетарное, национально-культурное и индивидуальное. Если будет соблюдена гармония этих трех начал, будет работать и вся педагогика в целом.
Суть толстовской педагогики, подчеркнул Виталий Ремизов, в том, что это особый способ духовного существования на Земле:
– Нам сложно это понять, ведь мы – дети своей эпохи, продукт социальных обстоятельств, мы зависим от системы, в которой живем, а сейчас еще и от массовой информации.
Что же сделать, чтобы ребенок с малых лет оберегал духовное здоровье? В школе Толстого этой проблеме посвящено несколько уникальных предметов, учебников. Первый из учебников, с которым встречаются дети, – адаптированная азбука Льва Толстого, читая которую дети впервые соприкасаются с загадочным словом “душа”.
– С какого вопроса вы начали бы урок о душе? – обратился Виталий Ремизов к слушателям. И сам ответил: – Ребенка же не спросишь о том опыте, который ему не знаком. Мы задаем такой вопрос: у кого есть душа? Вот на него дети отвечают с легкостью. Потом мы проводим большую лексическую работу со словом “душа” и родственными ему. И уже затем переходим к другим понятиям духовного мира.
Метод, который используют все без исключения учителя школы Толстого, – идти от опыта ребенка к новому знанию. Не нужно думать, уверены они, что сознание ребенка изначально ничего в себе не содержит. Напротив, в нем заложено многое, и нужно лишь помочь ребенку в себе это открыть. Самый лучший помощник для этого – притчи, передающие глубину жизненных ситуаций. Когда ребенок переживает жизненную ситуацию, заложенную в притче, чтение становится для него способом духовного самораскрытия. Следом за притчами идет литература высокого духовного уровня.
– Коллектив нашей школы издал книги, каждый текст в которых настраивает на глубину чувства и на самостоятельность мышления. Читая, мы размышляем вместе с ребенком, и он начинает думать, приближаясь к непростым вопросам, – увлеченно рассказывал Виталий Ремизов. – Вопросы, которые не могут не заинтересовать ребенка, – человек, природа, общество, отечество, слово, любовь к ближним, к родной земле, космосу, Богу.
Но мы не вправе навязывать ребенку путь, ведь он сам должен отыскать дорогу в жизни. Задача учителя в том, чтобы врожденная тяга человека любить и быть любимым становилась осознанной в процессе самосознания, самосовершенствования, саморазвития.
Развитие души, считают в школе Толстого, надо начинать как можно раньше. Поэтому уже с трех лет в школе Толстого педагоги пробуждают в детях интерес к законам природы, человеческого мира и Вселенной.
Рассказ Виталия Борисовича прервал вопрос преподавателя из Курска:
– Отражается ли на укладе школьной жизни толстовская идея свободы личности?
– Конечно, – ответил Ремизов, – во время урока, например, детям не запрещено встать, сесть, пройтись по классу. Но по мере того как ребенка удается заинтересовать проблемой, он приобретает свободу не как антитезу дисциплине, а как возможность осознанно выбирать путь мысли, путь жизни.
И вновь вопрос из зала:
– Не получится ли, что после школы Толстого детям будет трудно в реальном мире?
– Мы не боимся этого, – заявил Виталий Ремизов, – ведь школа наша нелицемерна, все жизненные проблемы там есть. Задача человека в жизни – не защититься, а подняться на достойную высоту.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru