Уроки и притчи школы Толстого
1 октября, 10.30
Урок, посвященный идеям школы Льва Толстого,
начался с разговора о проблеме духовного в
развитии ребенка.
– Чтобы размышлять в русле идей школы Толстого,
– сказал научный
руководитель школы Толстого в
Тульской области Виталий Ремизов, – нужно понять,
что ни о каком приоритете общечеловеческих
ценностей в процессе развития ребенка не может
быть и речи. В каждом из нас равновелико
развиваются три начала: планетарное, национально-культурное
и индивидуальное. Если будет соблюдена гармония
этих трех начал, будет работать и вся педагогика
в целом.
Суть толстовской педагогики, подчеркнул Виталий
Ремизов, в том, что это особый способ духовного
существования на Земле:
– Нам сложно это понять, ведь мы – дети своей
эпохи, продукт социальных обстоятельств, мы
зависим от системы, в которой живем, а сейчас еще
и от массовой информации.
Что же сделать, чтобы ребенок с малых лет
оберегал духовное здоровье? В школе Толстого
этой проблеме посвящено несколько уникальных
предметов, учебников. Первый из учебников, с
которым встречаются дети, – адаптированная
азбука Льва Толстого, читая которую дети впервые
соприкасаются с загадочным словом “душа”.
– С какого вопроса вы начали бы урок о душе? –
обратился Виталий Ремизов к слушателям. И сам
ответил: – Ребенка же не спросишь о том опыте,
который ему не знаком. Мы задаем такой вопрос: у
кого есть душа? Вот на него дети отвечают с
легкостью. Потом мы проводим большую лексическую
работу со словом “душа” и родственными ему. И
уже затем переходим к другим понятиям духовного
мира.
Метод, который используют все без исключения
учителя школы Толстого, – идти от опыта ребенка к
новому знанию. Не нужно думать, уверены они, что
сознание ребенка изначально ничего в себе не
содержит. Напротив, в нем заложено многое, и нужно
лишь помочь ребенку в себе это открыть. Самый
лучший помощник для этого – притчи, передающие
глубину жизненных ситуаций. Когда ребенок
переживает жизненную ситуацию, заложенную в
притче, чтение становится для него способом
духовного самораскрытия. Следом за притчами идет
литература высокого духовного уровня.
– Коллектив нашей школы издал книги, каждый
текст в которых настраивает на глубину чувства и
на самостоятельность мышления. Читая, мы
размышляем вместе с ребенком, и он начинает
думать, приближаясь к непростым вопросам, –
увлеченно рассказывал Виталий Ремизов. –
Вопросы, которые не могут не заинтересовать
ребенка, – человек, природа, общество, отечество,
слово, любовь к ближним, к родной земле, космосу,
Богу.
Но мы не вправе навязывать ребенку путь, ведь он
сам должен отыскать дорогу в жизни. Задача
учителя в том, чтобы врожденная тяга человека
любить и быть любимым становилась осознанной в
процессе самосознания, самосовершенствования,
саморазвития.
Развитие души, считают в школе Толстого, надо
начинать как можно раньше. Поэтому уже с трех лет
в школе Толстого педагоги пробуждают в детях
интерес к законам природы, человеческого мира и
Вселенной.
Рассказ Виталия Борисовича прервал вопрос
преподавателя из Курска:
– Отражается ли на укладе школьной жизни
толстовская идея свободы личности?
– Конечно, – ответил Ремизов, – во время урока,
например, детям не запрещено встать, сесть,
пройтись по классу. Но по мере того как ребенка
удается заинтересовать проблемой, он
приобретает свободу не как антитезу дисциплине,
а как возможность осознанно выбирать путь мысли,
путь жизни.
И вновь вопрос из зала:
– Не получится ли, что после школы Толстого детям
будет трудно в реальном мире?
– Мы не боимся этого, – заявил Виталий Ремизов, –
ведь школа наша нелицемерна, все жизненные
проблемы там есть. Задача человека в жизни – не
защититься, а подняться на достойную высоту.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|