Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/1999

Архив
Марк ФЕЙГИН

Страна пылающих крепостей

Чечня и Россия – история трагического мезальянса

Россия опять бомбит свою территорию. Опять мы проходим то, что пережили в 94–95-м годах. Такое ощущение, что события четырехлетней давности в памяти почему-то не удержались.

«Зазу Цураева, мать четверых детей: "...каждый день была бомбежка, и каждую ночь обстреливали болванками из танков. Такие болванки – килограммов 30–33... 68 домов полностью разрушены. На крышу одного дома упала какая-то вакуумная бомба, так мужчины говорили. Там дети погибли, одна земля осталась. Они три-четыре дня там копались, детей искали. В нашем доме от одного подъезда ничего не осталось, один пепел. От нашего, среднего, одна квартира осталась...» (из сборника «Россия–Чечня: цепь ошибок и преступлений»).

И еще одна цитата. «Одна учительница начальных классов в Ачхой-Мартане рассказала мне странную историю: – Когда я собрала своих учеников, то поразилась, что многие ничего не помнили о войне. Ты слышишь: они не помнят ни бомбежек, ни стрельбы, ни паники, ни метаний с отъездом. Одна часть детей вспоминает об этом смутно, как будто события были несколько лет назад, другие совсем ничего не помнят. Впечатление, что они в сомнамбулическом сне» (из очерка Э. Горюхиной "Путешествия учительницы на Кавказ" . "Дружба народов" № 12, 1997).

Подобный сон – унизительное и опасное состояние. Отношения российской власти с Чечней и без того не ладятся уже не первый десяток лет. А откуда еще могут взяться вояки, готовые поджечь карту мира сразу со всех углов, как не из такого беспамятства, когда даже в прошлом нет детства, покоя, света, а только бетонированные подвалы, бомбы, исчезнувшие дома?

На Северном Кавказе живут более сорока народов. Их языки абсолютно различны: чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кабардинцы, черкесы, адыги говорят на языках кавказской языковой семьи; осетины – на языке иранской группы, а кумыки, ногайцы, балкары и карачаевцы – на тюркских языках. Тем не менее кавказцы за пределами своего региона воспринимаются как нечто единое. Отсюда пресловутая формулировка “лица кавказской национальности”. Разумеется, такой национальности нет, не было и быть не может, но правда то, что всех кавказцев объединяет очень и очень многое.

Это горы, где условия жизни всегда тяжелее, чем на равнине. Неплодородные земли, труднопроходимые дороги, холод и снежные заносы зимой, лавины и сели весной и осенью... Кавказ – система крепостей, созданная самой природой.

Жизнь горцев во всем мире отличается большой изолированностью родов и общин, вольнолюбием и воинственностью. Не только государственное слияние Кавказа, но и сколько-нибудь прочное и долговечное объединение хотя бы одного из горных народов было невозможно. Интересы семьи, рода, общины всегда превалировали над интересами нации, а тем более всего Кавказа.

В начале XVIII века в этом регионе столкнулись интересы трех держав.

Стремление России к продвижению в Закавказье привело к ответным действиям Стамбула и Тегерана: персы вторглись в Дагестан и Чечню, а турецкие и крымско-татарские войска – в Западный Кавказ, в Адыгею и Кабарду. Сопротивление горцев не позволило разломить Кавказ между двумя исламскими державами, но роль ислама с этого времени здесь резко возрастает, а роль христианства падает.

Ислам сделался знаменем тех горцев, которые противились русскому влиянию. Причиной движения стало постепенное занятие предгорий казаками и армией, что неизбежно приводило к изъятию у горцев земли. Привычные для местных жителей набеги жестко пресекались российскими отрядами, в чем некоторые из коренных обитателей усмотрели покушение на свой образ жизни. Восстание Мансура привело к размежеванию вайнахов на чеченцев и ингушей. Те общества, которые выступали за войну с Россией, проводили съезды в селе Чечен-Аул; те, кто занимал нейтральную или союзную России позицию, стали называться ингушами. Причем понятие “чеченцы” объединило роды (тейпы) отнюдь не кровнородственные: новое этническое объединение включало, кроме вайнахских, кумыкские, черкесские, грузинские и даже русские и еврейские роды, испокон веку жившие рядом с вайнахами, породнившиеся с ними и перешедшие на их язык. И сейчас чеченцы не представляют сколько-нибудь определенного этнического типа, который отличал бы их от терских казаков или осетин.

Кавказская война XIX века во многом напоминает операцию против Чечни в 1994–1995 годах. Это недальновидное игнорирование специфических черт, присущих кавказцам. Вплоть до назначения главнокомандующим российскими войсками князя Барятинского считалось, что боевой дух горцев можно сломить лишь террором и зверствами. И такая политика продолжалась целых тридцать девять лет! Столько лет понадобилось чиновникам и генералам, чтобы понять: террор лишь сплачивает горцев, раздувает антироссийские настроения.

Земля у кавказцев отбиралась, аулы сжигались, население подвергалось бессмысленному истреблению и изгнанию. Доходило до того, что военачальники продавали пленных женщин и детей в рабство ногайцам. Генералы использовали свое служебное положение для наживы и получения более высоких чинов. Было немало случаев, когда российские войска без серьезной подготовки посылались в самоубийственные атаки: чего стоит одна Даргинская экспедиция, в которой наша армия потеряла убитыми более 3600 человек.

После окончания Кавказской войны попытки непримиримых противников России вновь поднять знамя газавата не имели успеха как из-за противодействия российской армии, так и из-за нежелания подавляющего большинства горцев участвовать в них.

Великие реформы 60–70-х годов прошлого века и 1905–1911 годов, изменившие Россию, на жизни горцев отразились мало. В то время как соседние картвельские племена, объединенные близкими диалектами и православной верой, консолидировались в грузинскую нацию, а тюркские этносы шиитского исповедания – в азербайджанскую, на Северном Кавказе ничего подобного не происходило. Тамошние этносы остались разобщенными как между собой, так и изнутри.

Вся политика большевиков на Кавказе в течение семидесяти лет была направлена на интеграцию горцев в “новую историческую общность – советский народ”. Но осуществлялась она – как и все, что делала советская власть – из рук вон плохо и с обратным результатом. Кавказские автономии постоянно меняли границы и статус, разные народы то объединялись, то разделялись. Так возникли объединения разных этносов – Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. В состав этих автономий, как и в состав Чечено-Ингушетии, вошли казачьи станицы, усилив путаницу и осложнив межнациональные отношения. Конечно, никакого слияния в единый “советский народ” так и не произошло, наоборот, старые конфликты только обострились, возникли и новые. Некоторые народности вообще не получили никакой автономии, как абазины, другие были расчленены границами, как ногайцы или черкесы, третьи потеряли часть исконной территории, как ингуши. При этом советская власть не была заинтересована в органичном экономическом развитии края. Мощные промышленные комплексы создавались в России, на Украине и в Белоруссии, в то время как на Кавказе существовала лишь анклавная экономика: добыча нефти (Чечено-Ингушетия, Дагестан), вольфрама (Кабардино-Балкария). В таких условиях неизбежно сохранялся традиционный жизненный уклад горцев, который приспосабливал под себя советскую политическую фразеологию. Кланы и роды, ставшие опорой советской власти, двигали своих людей на партийные и государственные посты.

Коллективизация и сопровождающий ее террор привели к веренице восстаний. Наиболее упорный характер эти выступления приняли в Чечне. С 1930 года в горной Чечне (Ичкерия) происходили ожесточенные бои партизан с частями НКВД и Красной Армии. Действия НКВД оказались неудачными; позже, в 1940 году, на сторону повстанцев перешло значительное количество работников милиции, прокуратуры, ряд партийных и советских чиновников-чеченцев.

Занять Ичкерию и подавить восстание советской власти до подхода немецких войск не удалось. В 1942 году, когда немецкая армия подошла на расстояние 50–60 километров к Грозному, бои в Ичкерии приняли особо ожесточенный характер. По данным НКВД, в мае 1942 года против Красной Армии сражалось не менее 18 тысяч чеченских бойцов.

В 1944 году чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и ногайцев выселили в Казахстан, Киргизию и Сибирь. Это одно из преступлений сталинизма: сначала грубой и жестокой политикой горцев спровоцировали на восстание, а затем их же обвинили в измене и депортировали.

Треть депортированных погибла из-за нечеловеческих условий жизни на “новой родине”. Впрочем, выселить удалось не всех: до осени 1947 года в горах Ичкерии чеченские партизаны вели бои с регулярной армией и чекистами.

Когда в 1957–1958 годах Хрущев “исправил несправедливость” и разрешил репрессированным народам вернуться, чеченцы стали возрождать свой образ жизни, не останавливаясь перед насилием над теми, кто пытался им помешать. Сотни русских и осетинских переселенцев, милиционеров, журналистов, представителей власти погибли в стычках, от ночных выстрелов в окна.

Хрущев в ответ произвел мини-депортацию: горная Чечня в 1959 году была очищена от чеченцев, которых выселили на равнину. С тех пор русский Грозный стал наполовину чеченским. Впрочем, в 60-е годы чеченцы постепенно возвращались и в Ичкерию.

В 60–80-е годы горские народы испытали демографический взрыв. Население росло со скоростью до трех процентов в год, а число рабочих мест практически не увеличивалось. Безработица, тем более страшная, что она не признавалась властями (“У нас безработных нет, есть тунеядцы”), стала настоящим бичом Кавказа. В результате – торговля по всему бывшему СССР, кавказские этнические мафии. Наивно было бы ждать, что чеченцы тихо смирятся с таким положением, не попытавшись найти возможности выжить.

Начиная с 1980 года начали возвращаться домой ветераны афганской войны. Эти парни, умеющие воевать, озлобленные на государство, бросившее их в огонь, вкусившие горечь межнациональных конфликтов в Советской Армии, были готовы к мести за свои страдания и послевоенную неустроенность. Эти эмоции накладывались на смутное, но не исчезнувшее национальное чувство, на память о геройских подвигах предков, о депортациях и унижениях.

Генерал авиации Джохар Дудаев появился в Чечне летом 1991 года и в октябре провозгласил Чечню независимым государством...

Печатается с сокращениями.
Журнал “Новый мир”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru