Анатолий Мудрик, член-корреспондент РАО
Наши дети не хотят жить так же, как мы
И чтобы преодолеть этот разрыв, нам
надо знать, что окружает сегодняшних подростков
и что они выбирают
Выходя за дверь своего дома, ребенок попадает в
шумный и многоликий мир. В нем есть богатые и
бедные, металлисты и барды, подростковые клубы и
центры дианетики, католические общины и церкви
свидетелей Иеговых.
С кем и куда направится подросток? Куда и
почему он не придет? По сути, это вопросы о том,
какие привычки, ценности, способы удовлетворения
потребностей обретет ребенок и в конечном счете
как сложится его жизнь.
Откуда же приходят ответы? Зачастую от
сверстников, друзей, иногда их диктует случайное
стечение обстоятельств.
Проблема осложняется тем, что как родителям,
так и учителям не хватает специальных знаний.
И вот в последние годы в российском
педагогическом образовании появилась учебная
дисциплина, призванная восполнить пробел. Она
дает педагогу целостное представление о
возможностях и опасностях, которые таит
социальная среда для растущего человека.
Называется этот предмет “социальная
педагогика”. И это не абстрактная отрасль
знаний, а вполне конкретная, базирующаяся на
научных исследованиях, где за лаконичностью цифр
просматриваются чрезвычайно важные моменты
детского и юношеского бытия.
О тенденциях современной жизни ребят наш
разговор с ведущим отечественным специалистом в
области социальной педагогики,
членом-корреспондентом Российской академии
образования Анатолием Мудриком.
– За 10 лет с начала перестройки в притязаниях
старшеклассников произошла самая настоящая
революция. Если в 1985 году согласно исследованиям
В.Магуна стать владельцами автомобиля хотели 17
процентов старшеклассников, то в 1995-м уже 76
процентов. Доля желающих иметь собственный дом
возросла с 4 до 54 процентов. Причем стремление
приложить усилия к достижению желаемого
снизились так же резко, как возросли притязания.
Эта печальная тенденция несколько смягчается
тем, что почти все старшеклассники в
осуществлении своих планов не рассчитывают на
поддержку родителей.
В отношениях с родителями сохранились прежние
конфликты (из-за музыки, прически, свободного
времяпровождения) и одновременно возник новый
даже не конфликт, а разрыв: “Я не хочу жить, как
они”.
– Если старшеклассники столь категорично не
приемлют образ жизни родителей, возникает
вопрос: к чему же они стремятся?
– В сегодняшнем обществе безграничной свободы
выбора, как это ни парадоксально, сам выбор
чрезвычайно осложнился. Среди старшеклассников
выделились группы, в которых проблема выбора
обрела специфическую окраску.
Условно первую группу ребят назовем
“планирующие жизнь”. Их мало – около 15
процентов. Это те, кто пытается осуществить
выбор. Во-первых, в образовании.
Правда, выбор образования как жизненного
сценария еще не означает выбора определенной
карьеры. Скажем, мальчишка выбирает ближайший
технический вуз, в котором нулевой конкурс и
гарантия освобождения от армии. И хотя в
престижных вузах существует тенденция к росту
конкурса, надо сказать, что, в общем, ценность
образования у нас смещена в сторону формального
результата – получения диплома.
Другим жизненным сценарием является коммерция.
Но тут надо сделать оговорку: реально
коммерсантов требуется не больше 7–8 процентов
от числа желающих попробовать себя на этом
поприще.
Третий вариант: планирование своей жизни как
криминальной. Это новое для нашей страны явление,
с которым тоже приходится считаться.
“Планирующие жизнь” – важная категория людей.
Американцы провели исследование и выявили, что
среди студентов университета только три
процента составляли для себя письменные планы
жизни. Данные положили в сейф, а через 20 лет
оказалось, что эти три процента стоили больше,
чем 97 процентов их сверстников. Но дело даже не в
том. Эти люди были более жизнерадостны,
субъективно более счастливы, чем большинство их
однокурсников, не составлявших подобных планов.
Условное название следующей группы –
“выдумывающие жизнь”. Таких около 10 процентов.
“Выдумывающие жизнь” были всегда, но если
раньше они мечтали о чем-то, оттягиваясь под
музыку и пребывая большую часть времени в
уединении, то теперь их возможности расширились.
Появились компьютерные игры, виртуальная
реальность, в которой можно придумать себе любой
мир и жить в нем.
Это не безобидное развлечение. Когда человек
втягивается в виртуальную реальность, у него
может развиться аутизм. Он все меньше общается с
окружающими и все больше погружается в
собственные фантазии. У таких людей часто
появляются различные комплексы по поводу
настоящего: меня не любят, со мной не хотят
дружить.
И, наконец, третья группа: старшеклассники,
которые, столкнувшись с тем, что выбирать трудно,
отказываются от выбора. Я называю их “плывущие
по жизни”.
Типичная для них установка – безразличие ко
всему окружающему, или, как они говорят, пофигизм.
У них масса свободного времени, и они не знают,
чем это время занять. Отсюда начинается
скользкая дорожка к алкоголизму, наркотикам. Но
даже если удается обойти эти напасти, как
следствие отказа от выбора у ребят возникает
страх за свое будущее.
– Понятно, что выбор подростка зависит прежде
всего от того, с чем он сталкивается в окружающей
действительности. Какие явления современной
жизни наиболее опасны для ребенка?
– Первая опасность – антисоциальная семья.
Статистика говорит, что сегодня до 20 процентов
семей не в состоянии воспитать своих детей.
Серьезная проблема – гипо- или гиперопека в
семье. Плохо, когда родители безразличны к судьбе
своих чад, но не лучше, если мама и папа все решают
за сына, ставят на него, как на скаковую лошадь, и
прилагают максимум усилий, чтобы их ребенок
пришел к финишу первым. А ребенку от этого белый
свет не мил.
Тоталитарные секты, которые играют на чувстве
одиночества, непринятости, непризнанности.
Вообще чем более закрыта субкультура, тем она
опаснее для личности.
Большая угроза – физические травмы. Еще Стендаль
сказал о юности: “Это возраст безумной отваги”.
Там, где взрослый “гору обойдет”, подросток
обязательно в гору полезет, да еще с презрением
откинет предложенный ему страховочный пояс.
Кстати, по статистике, мальчиков рождается
больше, чем девочек, но к 20 годам становится
больше девушек.
Опережение или отставание в интеллектуальном
развитии. Почему опасно опережение? В школе, где
принято учиться на единицу с минусом, это может
стать опасностью.
Учителям не следует забывать про традиционные
беды юного возраста: романтические и сексуальные
неудачи, травля со стороны сверстников,
расхождение между идеальными устремлениями и
реалиями жизни.
– Сегодня многие считают, что положение дел
усугубляется тем, что в стране отсутствует
социальный заказ на воспитание...
– Есть социальный заказ или его нет – все равно
существуют задачи, которые для каждого возраста
неизменны. На днях я проводил очередной опрос:
какие проблемы волнуют старшеклассников? В
основном в ответах обозначаются все те же
извечные трудности.
Скажем, проблема осознания себя. Я говорю о ней,
исходя из своего практического опыта и научных
исследований. Но если даже брать наши и
зарубежные исследования 20-х годов – как тогда,
так и сейчас, самое страшное для подростков не
быть таким, как все. А для старшеклассников:
неужели я такой, как все?
Самореализация сегодня и завтра тесно связана
с самоопределением в текущей жизни. Есть ли у
меня друзья и любимые, хочу ли я, чтобы они были?
Как самоопределиться, когда я пришел в 10 класс в
другую школу?
Эти проблемы есть у нынешних учеников, они были
у их родителей, бабушек и дедушек. И у дедушек, и у
внуков повторяется один и тот же парадокс:
человек быстро взрослеет в области своих прав и
совершенно не способен принять себя взрослым в
сфере обязанностей. Это естественно, просто
педагогу надо иметь это в виду.
– Верно ли, что главную задачу социальной
педагогики как науки вы видите в том, чтобы
описывать происходящие в обществе процессы,
выявлять проблемы, которые встают перед детьми
на разных этапах развития? А учитель, зная это,
сам отберет приемлемые для себя способы их
решения.
– Это неизбежно. Об этом говорил Макаренко,
отвечая на вопрос, как бы он поступил в таком-то
случае. Он сказал: а я не знаю, какая у вас была
погода.
Даже методика – наиболее близкая учителю часть
педагогики, – она все равно избыточна. Например,
в учебнике я пишу: групповая дискуссия, ее этапы.
Но это идеал. Я так и пишу, что в идеале.
Конкретный ход дискуссии будет определяться тем,
какой у меня класс, первый раз я провожу ее или
двадцать пятый. Учить учителя рецептурно – это
“абсюрд”, как говорила образцовская кукла.
– Вероятно, помощь в решении возрастных задач
учитель может оказать не только во внеурочное
время, но и в общении на уроке?
– Конечно. У нас ведь гуманитарные предметы
почти не используются в воспитательных целях.
Воспитание сводится к тому, “как я трактую”. Но,
возьмем, к примеру, образ Печорина в “Герое
нашего времени”. В нем содержится колоссальная
возможность для помощи мальчишкам 8–9 классов в
самосознании, потому что там можно легко
обнаружить совпадения в самоощущении. И таких
примеров множество.
Беседу вел
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|