Десять пишем, два в уме...
Неужели двенадцатилетка –
единственное спасение от школьных перегрузок?
Нам стало известно, что в Министерстве
образования готовится информационное письмо о
перегрузках в школе. Рассказать об этой
инициативе министерства мы попросили директора
департамента общего среднего образования
Маргариту Леонтьеву.
– Маргарита Романовна, о каких именно
перегрузках пойдет речь в письме?
Одна из причин перегрузок – существующая до
сих пор неразбериха с Базисным учебным планом. В
1993 году был сделан Базисный план с большой
вариативной частью, но в течение 1993/94 учебного
года школы стали активно переходить на
пятидневную неделю, и шестидневная нагрузка
стала реализовываться за пять дней. Чтобы
снизить эту нагрузку, вариативная часть
Базисного плана была сокращена. Учителя же не
соглашаются, и отчасти это связано с тем, что
уменьшается нагрузка, а следовательно, снижается
зарплата. Такова, например, позиция педагогов
Республики Алтай, откуда я недавно получила
письмо.
– Содержание образования сегодня также
перегружено, в том числе теоретическими
знаниями. Каков здесь выход?
– Надо создавать хорошие пропедевтические
курсы для 3–6 классов, чтобы потом ребенок
спокойнее входил в соприкосновение с теорией.
Однако основная беда не в этом, а в том, что на то
количество учебного материала, которое дается у
нас в основной школе, за рубежом отводится 10–11
лет. И выход здесь один – увеличение количества
часов. Ведь увеличивать недельную нагрузку
невозможно. Следовательно, надо увеличивать
сроки обучения. Поясню: я говорю о необходимости
десятилетнего обязательного образования.
– Но ведь можно, наверное, решить проблему за
счет применения каких-то методик, благодаря
которым сократится время на изучение материала?
– Законом “Об образовании” этот вопрос отдан
на усмотрение учителя. Кроме того, нелепо думать,
что кем-то выработанную методику можно
распространить на сто тысяч учителей. Это
невозможно и незаконно.
– Владимир Михайлович Филиппов говорил о том,
что разгрузка обязательной средней школы может
произойти за счет вынесения части содержания
предметов среднего звена в старшие, профильные
классы. Насколько это перспективно?
– Как раз сейчас, готовя концепцию содержания
образования двенадцатилетней школы и концепцию
содержания образования по образовательным
областям, мы постараемся решить, от каких тем и
разделов программ можно избавиться
безболезненно, переведя их в старшие классы. Мы и
так уже облегчили содержание образования,
выделив образовательный минимум, кстати, в
тяжелых боях с предметниками.
– Но ведь и сами нынешние учебники
перегружены?
– Недавно заместитель министра образования
Анатолий Киселев на совещании руководителей
секций Федерального экспертного совета поставил
четкую задачу: при перегрифовке учебников особое
внимание обращать на то, чтобы учебник содержал
образовательный минимум и чтобы его можно было
изучить за то количество часов, которое заложено
в Базисном учебном плане.
– Остается ли актуальной проблема домашних
заданий?
– Я далека от мысли, что все дети каждый день
учат уроки. И, кстати, правильно делают. Это
психологическая защита организма от учителей,
родителей. Но есть предметы, которые нужно
выполнять каждый день. И вот тут должны вмешаться
классные руководители и начать всерьез
контролировать перегрузку.
– Кроме домашних заданий, существуют еще
проверочные работы. Кто сегодня устанавливает
лимит их проведения?
– Сама школа, поскольку вся текущая аттестация
отдана образовательному учреждению. Мы не можем
не отметить, что в школах осуществляется жесткий
контроль знаний. Если раньше четко
регламентировалось: не более двух контрольных в
неделю, то сейчас дети каждый день пишут по 2–3
контрольные работы. И в это должен вмешаться
классный руководитель, а также методические
объединения школ.
Еще одна серьезнейшая перегрузка – экзамены
для поступления в какой-либо класс.
Законодательно это запрещено, у нас не
предусмотрены экзамены ни в один из классов.
Подобные явления – вина учредителя, то есть
управления образования, которое отвечает за
выполнение Закона “Об образовании”.
Скажу и о таком поветрии, как нулевые уроки. Они
не попадают в расписание, это вроде бы и не уроки.
Но тем не менее ребенок встает на час раньше. И
опять же этот вопрос по закону может решить
только сама школа.
– Часто родители сами убеждают ребенка как
можно больше учиться, чтобы получить хороший
аттестат.
– Мы наконец должны спокойно отнестись к тому,
что кто-то имеет по математике тройку. И сам
ребенок должен относиться к этому спокойно.
– Но ведь все это связано с тем, какие
профессии сейчас котируются и какие экзамены
необходимо сдавать для поступления в вуз.
– Если ребенок знает математику, не факт, что он
будет талантливым психологом. Поэтому я ярый
сторонник того, чтобы у нас была резко профильная
старшая школа. И тогда пятнадцатилетний ребенок
сможет разумно выбрать профиль обучения на два
последних школьных года.
– Пятнадцатилетний? Но ведь рассматривалась
еще схема “9 + 3”?
– Схема “9 + 3” менее рациональна потому, что
дети уходят из обязательной школы
четырнадцатилетними. А четырнадцатилетний
мальчик часто не попадает в старшую школу лишь
потому, что еще функционально не готов к
серьезному учению после 9 класса. Я считаю, что
это серьезный аргумент в пользу двенадцатилетки.
Кроме того, у нас чрезвычайно тяжелая начальная
школа, и мы должны полностью перейти на
четырехлетку.
– А почему это вдруг она стала тяжелой? Еще
недавно она была трехлетней, и этого вполне
хватало. Что изменилось?
– Нет, она всегда была сложной. Наоборот,
когда-то начальная школа была четырехлетней, а
потом ее урезали, и на самом-то деле наши нынешние
пятиклассники – дети той четырехлетней школы.
– Ведь сейчас-то получится обратное –
отнимется год у детского сада?
– Медики сказали, что в четырехлетку пойдут те,
кому на первое сентября исполнится шесть с
половиной лет.
– То есть сдвиг пойдет в сторону увеличения, а
не уменьшения школьного возраста?
– Да, именно так.
– Получается, что, как ни крути, надо
увеличивать время обучения в школе. Но ведь в
школах появляются компьютеры, которые позволяют
изучать предметы с помощью мультимедийных
дисков, и это может существенно сократить время
обучения, время преподавания.
– Пока это светлые мечты. В ближайшие десять
лет российская школа вряд ли настолько овладеет
новыми технологиями. И проблемы тут не только
финансовые. Я видела немало школ, оснащенных
прекрасными современными компьютерами, где дети
изучали химию лишь с пробирками в руках.
В заключение подчеркну еще раз: цель
готовящегося письма – рекомендовать школам
выработать методы защиты детей от перегрузок.
Становится очевидно, что в сегодняшней
ситуации, когда по закону на многое в школе могут
влиять классные руководители, сами учителя, а
также родители, от большинства школьных
перегрузок детей можно избавить и без увеличения
срока обучения. В решение этих вопросов должны
включиться методические объединения,
родительские советы. И скорее всего тогда для
министерства станет ясно, что сдвиг в сроках
обучения в одиннадцатилетке можно осуществить
за счет продления детства на целый год.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|