В Москве я знал только одну учительницу,
которая могла мне помочь
Два года назад я приехал из Нью-Йорка в Москву
на Первые Соловейчиковские чтения. Первый визит
после трех лет в Америке, и всего на три дня: в
Нью-Йорке меня ждали лекции, студенты. Утро перед
отъездом оказалось свободным. Куда пойти? В
гости, в магазин, в музей, в поход по обновленной
Москве? Я решил – в школу, на уроки. Остальное
подождет.
В Москве мне довелось узнать немало
замечательных педагогов, но на этот раз хотелось
попасть в обычную школу – увидеть педагогику
сотрудничества в действии, почувствовать пульс
урока, дыхание класса, движение мысли учеников.
Что изменилось в детях, в школе, во мне? Верны ли
прежние истины?
В Москве я знал только одну учительницу,
которая могла мне помочь. Возможно, есть и другие
– пожалуйста, отзовитесь, – но в тот понедельник
у меня не было сомнений.
На уроках Софьи Николаевны Лысенковой я бывал
до перестройки, во время и после, и всегда в конце
урока мне хотелось ее обнять и благодарить. Вот
он, учебный успех, перед глазами. Уходил я
счастливый и умиротворенный. Всякий раз
возникала шальная мысль: а не бросить ли все и
пойти учителем в начальную школу? Лучшего
занятия в этот момент я не представлял.
Софья Николаевна была на чтениях, мы
разговорились, и я попросился к ней в класс. Она
принимает гостей охотно и приветливо. Мне даже не
верилось: опять я сижу на последней парте за
спинами вежливых и в меру любопытных
второклассников.
Для непосвященного это просто хороший урок. Для
опытного учителя – откровение. Софья Николаевна
опубликовала несколько книг, в которых
разъяснена ее методика – опорные сигналы,
опережение, комментированное управление – и
вдобавок даны чуть не дословные стенограммы
многих уроков. Но стенограмма не заменит живого
впечатления. Что происходит в классе?
Дети работают, почти не отвлекаясь, но не
устают. Они сотрудничают с учителем и между
собой, ведут попеременно урок по привычному
алгоритму – это второклашки-то! – и в то же время
чувствуют себя свободно и непринужденно,
отвечают без задержки и страха, вовремя
открывают тетради и вовремя смеются, слышат
учителя и друг друга.
В классе нет ни спешки, ни чрезмерного
напряжения, а учеба-то идет, катится, словно
хорошо отлаженный механизм. Конечно, эта
простота – кажущаяся. За ней – полвека
настойчивого поиска и тщательного отбора,
настоящий педагогический подвиг, совершенный
Лысенковой в одиночку, а позже открытый и
поддержанный Симоном Львовичем Соловейчиком.
На уроке Софья Николаевна говорит только то,
что нужно, когда нужно и именно то, что нужно. Ни
одной лишней реплики. Она направляет детское
внимание, распределяет учебный материал во
времени и воодушевляет учеников успехом с
магической легкостью. “Мне на всех и на все
хватает времени”, – говорит она. Ее классы
осваивают программу начальной школы за два года
вместо трех или четырех, хотя она специально к
этому не стремится. Экономия времени – побочный
продукт ее методики.
Оглядываюсь в поисках нарушителей дисциплины.
Класс увлечен работой, и лишь один мальчик не
находит себе места: сползает на пол, подпрыгивает
на стуле. Типичный случай дефицита внимания и
гиперактивности. Все дети пишут, а он пытается
отвлечь от работы то одного соседа, то другого.
Что важно – никто из ребят не поддается на его
провокации. Учительница не делает ему замечаний.
После урока спрашиваю ее о неусидчивом мальчике.
“Такой ребенок. На самом деле он все слышит и
усваивает. Зачем с ним воевать?” – говорит она.
Конечно! Зачем воевать? Не могу удержаться от
вопроса: “Эти дети... неотобранные?” Лысенкова
смеется: “Определенно нет”. Значит, можно
успешно учить всех детей! Даже если поначалу не
все получается, в принципе можно. “Как идет
внедрение вашей методики?” – “А никак.
Растащили по мелочам”.
Поразительно! Где педагогические университеты
и институты усовершенствования учителей,
кафедры педагогики и методики, где Министерство
образования и Академия педагогических наук?
Каждый урок Софьи Николаевны надо заснять на
пленку и хранить как национальное достояние.
Да-да, я не оговорился. Живые уроки уникального
опыта – это и есть наш педагогический генофонд,
который легче легкого потерять, а позже
невозможно восстановить.
Пусть хоть новые поколения педагогов смогут
изучать эти записи. Нигде – ни в Америке, ни в
России – я не видел более эффективных и изящных
уроков. Их коэффициент полезного действия
зашкаливает. Без педагогических фокусов и
фейерверков Софья Николаевна добивается
удивительных результатов. Это чистая монета. К
сожалению, единственная запись ее уроков,
которую я увозил с собой в Нью-Йорк, сохранилась в
моей памяти и записной книжке. Никаких фокусов,
для непосвященного это обычный урок, а для
опытного учителя – откровение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|