Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/1999

Архив
Василий Кольченко

В Москве я знал только одну учительницу, которая могла мне помочь

Два года назад я приехал из Нью-Йорка в Москву на Первые Соловейчиковские чтения. Первый визит после трех лет в Америке, и всего на три дня: в Нью-Йорке меня ждали лекции, студенты. Утро перед отъездом оказалось свободным. Куда пойти? В гости, в магазин, в музей, в поход по обновленной Москве? Я решил – в школу, на уроки. Остальное подождет.

В Москве мне довелось узнать немало замечательных педагогов, но на этот раз хотелось попасть в обычную школу – увидеть педагогику сотрудничества в действии, почувствовать пульс урока, дыхание класса, движение мысли учеников. Что изменилось в детях, в школе, во мне? Верны ли прежние истины?

В Москве я знал только одну учительницу, которая могла мне помочь. Возможно, есть и другие – пожалуйста, отзовитесь, – но в тот понедельник у меня не было сомнений.

На уроках Софьи Николаевны Лысенковой я бывал до перестройки, во время и после, и всегда в конце урока мне хотелось ее обнять и благодарить. Вот он, учебный успех, перед глазами. Уходил я счастливый и умиротворенный. Всякий раз возникала шальная мысль: а не бросить ли все и пойти учителем в начальную школу? Лучшего занятия в этот момент я не представлял.

Софья Николаевна была на чтениях, мы разговорились, и я попросился к ней в класс. Она принимает гостей охотно и приветливо. Мне даже не верилось: опять я сижу на последней парте за спинами вежливых и в меру любопытных второклассников.

Для непосвященного это просто хороший урок. Для опытного учителя – откровение. Софья Николаевна опубликовала несколько книг, в которых разъяснена ее методика – опорные сигналы, опережение, комментированное управление – и вдобавок даны чуть не дословные стенограммы многих уроков. Но стенограмма не заменит живого впечатления. Что происходит в классе?

Дети работают, почти не отвлекаясь, но не устают. Они сотрудничают с учителем и между собой, ведут попеременно урок по привычному алгоритму – это второклашки-то! – и в то же время чувствуют себя свободно и непринужденно, отвечают без задержки и страха, вовремя открывают тетради и вовремя смеются, слышат учителя и друг друга.

В классе нет ни спешки, ни чрезмерного напряжения, а учеба-то идет, катится, словно хорошо отлаженный механизм. Конечно, эта простота – кажущаяся. За ней – полвека настойчивого поиска и тщательного отбора, настоящий педагогический подвиг, совершенный Лысенковой в одиночку, а позже открытый и поддержанный Симоном Львовичем Соловейчиком.

На уроке Софья Николаевна говорит только то, что нужно, когда нужно и именно то, что нужно. Ни одной лишней реплики. Она направляет детское внимание, распределяет учебный материал во времени и воодушевляет учеников успехом с магической легкостью. “Мне на всех и на все хватает времени”, – говорит она. Ее классы осваивают программу начальной школы за два года вместо трех или четырех, хотя она специально к этому не стремится. Экономия времени – побочный продукт ее методики.

Оглядываюсь в поисках нарушителей дисциплины. Класс увлечен работой, и лишь один мальчик не находит себе места: сползает на пол, подпрыгивает на стуле. Типичный случай дефицита внимания и гиперактивности. Все дети пишут, а он пытается отвлечь от работы то одного соседа, то другого. Что важно – никто из ребят не поддается на его провокации. Учительница не делает ему замечаний. После урока спрашиваю ее о неусидчивом мальчике.

“Такой ребенок. На самом деле он все слышит и усваивает. Зачем с ним воевать?” – говорит она. Конечно! Зачем воевать? Не могу удержаться от вопроса: “Эти дети... неотобранные?” Лысенкова смеется: “Определенно нет”. Значит, можно успешно учить всех детей! Даже если поначалу не все получается, в принципе можно. “Как идет внедрение вашей методики?” – “А никак. Растащили по мелочам”.

Поразительно! Где педагогические университеты и институты усовершенствования учителей, кафедры педагогики и методики, где Министерство образования и Академия педагогических наук? Каждый урок Софьи Николаевны надо заснять на пленку и хранить как национальное достояние. Да-да, я не оговорился. Живые уроки уникального опыта – это и есть наш педагогический генофонд, который легче легкого потерять, а позже невозможно восстановить.

Пусть хоть новые поколения педагогов смогут изучать эти записи. Нигде – ни в Америке, ни в России – я не видел более эффективных и изящных уроков. Их коэффициент полезного действия зашкаливает. Без педагогических фокусов и фейерверков Софья Николаевна добивается удивительных результатов. Это чистая монета. К сожалению, единственная запись ее уроков, которую я увозил с собой в Нью-Йорк, сохранилась в моей памяти и записной книжке. Никаких фокусов, для непосвященного это обычный урок, а для опытного учителя – откровение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru